Архитектура древней греции типы храмов ордер. Презентация к уроку на тему: "Архитектура Древней Греции" Типы греческих храмов

Материал содержит теоретическую и истоическую инфомацию об основных пяти гречеких и римских ордерах, красочные иллюстрации, наглядные примеры и проверку знаний. Презентация составлена в соответсвии с темами уроков по программе Б.М.Неменского Изобразительное искусство 5-9 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопроводительный лист к презентации

Презентация «Ордерная система» составлена для учащихся 8-го класса в соответствии с темами уроков по программе автора Б.М.Неменского «Изобразительное искусство 5-9 классы», Москва «Дрофа», 1998год. А так же данная презентация может быть использована и во внеурочной деятельности по ИЗО, МХК, технологии.

  1. Презентация «Ордерная система»
  2. Архитектурные ордера - это порядок, система несущих и несомых элементов (опор и балок), на которых держится вся конструкция
  3. Появление ордерной системы повлияло на многообразие архитектурных сооружений, позволило использовать в строительстве правила - Каноны
  4. Дорический ордер - художественный образ его отличается простотой и мужественностью
  5. Рассматривая многие постройки Древней Греции, мы обращаем внимание на великолепные колоннады. Ордер - конструктивная основа здания. Формирование ордерной системы берёт своё начало от появления самой архитектуры, в сооружении храмов ордерный строй приобрел зримый образ, великолепие и красоту. Антаблемент делится на архитрав (нижнюю главную балку), фриз (среднюю часть) и карниз (верхнюю часть). Фриз дорического ордера украшен метопами со скульптурными барельефами
  6. Ионический ордер - олицетворяет образ прекрасной, зрелой женщины, выражение её грации и красоты
  7. Ионический ордер отличается лёгкостью, стройностью, изяществом. Капитель ионического ордера украшена завитками, напоминающими прическу женщины. В градации по степени тяжести и лёгкости занимает среднее положение между более сильным дорическим и более стройным и лёгким коринфским ордерами
  8. Коринфский ордер - более поздний стиль, отличается большей декоративностью, самый лёгкий и стройный из ордеров греческой системы
  9. Колонна с канелюрами (продольными желобками) в верхней части имеет капитель, а основание колонны опирается на базу. Ствол колонны кверху сужается. Фриз коринфского ордера украшен декоративными гирляндами
  10. Тосканский ордер - самый прочный и тяжёлый из ордеров римской системы. Форма тосканского ордера заимствована из архитектуры этрусков, откуда и происходит его название
  11. Тосканскому ордеру уделялось место на первом этаже, где он зримо демонстрировал сопротивление тяжести, лежащей сверху. Тосканский ордер не имеет особых украшений, тяжелый и прочный на вид
  12. Композитный ордер - самый лёгкий и стройный из всех ордеров римской системы

Капитель композитного ордера дополнена четырьмя ионическими валютами. Его пропорции во всем совпадают с коринфским ордером



Символом Древней Греции стал знаменитый Акрополь построенный гениальным Фидием на высоком холме в Афинах.



Акрополь по-гречески означает «Верхний город».

В древние времена Акрополь в Греции служил для того же, что и Кремль на Руси: в огражденном месте находились главные святыни и драгоценности, казна государства, Здесь же располагались те, кто правил городом. Акрополь состоял из нескольких великолепных строений. Он был поставлен на возвышении, как будто специально созданном природой – крутом холме с плоской вершиной.


Горожане, поднимающиеся сюда в дни больших праздников, сначала проходили через Пропилеи . Это здание с колоннами служило парадными воротами. В боковых пристройках находились духовные сокровища Афин: старинная библиотека и картинная галерея. Тут же был устроен маленький но очень красивый храм богини Победы – Ники .





Парфенон-храм Афины

Перикл – знаменитый правитель Афин, при котором был построен этот греческий кремль, очень хорошо сказал о Парфеноне: «Мы любим мудрость без изнеженности и красоту без прихотливости». И, действительно, священный дом Девы Воительницы отличается не украшениями, а своей строгостью и величием.


Последним шедевром Акрополя был храм Посейдона и Афины Эрехтейон . По преданию храм стоял на месте спора Афины и Посейдона. Рядом с храмом росло древнее оливковое дерево. Греки верили, что оно выросло из древка копья Афины.




Основным типом храма в греческой архитектуре был периптер (оперенный), то есть окруженный по периметру колоннами


Ордер – система соотношений между несущими и несомыми частями здания(стоечно-балочная система)

антаблемент

архитрав

капитель

ствол колонны

стереобат


Ордерные системы

дорический ионический коринфский тосканский композитный


Капитель – верхняя часть колонны.

Древнегреческий теоретик архитектуры Витрувий сравнивал дорический ордер «с крепостью и красотой мужского тела», как выражение его силы, духовной и физической. Иногда вместо колонны в дорическом ордере устанавливали мужскую статую, т.н. атлант

Дорический ордер


В пластике и пропорциях ордеров нашли отражение поиски образов по подобию строения человека.

Волюты

Ионический ордер Витрувий сравнивал с «утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью». Не случайно в ионическом ордере колонны иногда заменялись женскими фигурами, т. н. кариатидами.



Коринфский ордер

Коринфский ордер – самый легкий, самый стройный из трех ордеров греческой системы. Во времена Витрувия коринфскую колонну было принято символизировать как образ прекрасной девушки, а сам ордер – как выражение ее нежности и чистоты.

каннелюры







Творческое задание.

Придумайте и нарисуйте сказочный архитектурный ордер.






Использованные ресурсы:

  • http://www.vanderbilt.edu/AnS/Classics/roman_provinces/greece/Acropolis.JPG
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/9/nadine462007.3/0_3cce_f7656a00_XL
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6005/sv-bozhko.0/0_643be_92b0d17e_L.jpg
  • http://www.piterra.ru/gallery/catalog/full_de3e310652.jpg

Орденая системаОРДЕР
- определенное сочетание несущих и
несомых частей стоечно-балочной конструкции,
их структура и художественная обработка.
Ордер
включает несущие части (колонна с
капителью, базой, иногда с пьедесталом) и
несомые (архитрав, фриз и карниз, в
совокупности составляющие антаблемент).

Существует три типа греческих ордеров:

Дорический ордер.
Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным
в развитии греческой архитектуры.
Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в
начале
6 в. до н. э., состоит из следующих частей:
трёхступенчатого основания - стереобата; несущей колонны.
По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными
желобками) с острыми гранями.
Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и
абака
(четырехгранной плиты.) несомой части - антаблемента, включающего архитрав
(горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися
триглифами
(плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из
камня
или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.
Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в
западных
районах греческого мира (Сицилия).
На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура.

Парфенон

Ионический ордер
Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному
утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI
в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий,
своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями,
а также количеством и сложностью деталей.
Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались
капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана - волютами.
Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три
выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В
карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья
(климитий) и бусы.
Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.
Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы
поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и
украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти
ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот
факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись
статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).
Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней
Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших
по протяжённости храмов.

Храм Ники Аптерос

Коринфский ордер.
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал
ионический.
Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно
оформился в конце IV в. до н. э.
Пропорции коринфского ордера подобны ионическим.
Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная
рельефными изображениями
листьев анакфа – ядовитого растения.
В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой
архитектуры
с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя
высшей гармонии.

Символом Древней Греции стал знаменитый Акрополь построенный гениальным Фидием на высоком холме в Афинах.



Акрополь по-гречески означает «Верхний город».

В древние времена Акрополь в Греции служил для того же, что и Кремль на Руси: в огражденном месте находились главные святыни и драгоценности, казна государства, Здесь же располагались те, кто правил городом. Акрополь состоял из нескольких великолепных строений. Он был поставлен на возвышении, как будто специально созданном природой – крутом холме с плоской вершиной.


Горожане, поднимающиеся сюда в дни больших праздников, сначала проходили через Пропилеи . Это здание с колоннами служило парадными воротами. В боковых пристройках находились духовные сокровища Афин: старинная библиотека и картинная галерея. Тут же был устроен маленький но очень красивый храм богини Победы – Ники .





Парфенон-храм Афины

Перикл – знаменитый правитель Афин, при котором был построен этот греческий кремль, очень хорошо сказал о Парфеноне: «Мы любим мудрость без изнеженности и красоту без прихотливости». И, действительно, священный дом Девы Воительницы отличается не украшениями, а своей строгостью и величием.


Последним шедевром Акрополя был храм Посейдона и Афины Эрехтейон . По преданию храм стоял на месте спора Афины и Посейдона. Рядом с храмом росло древнее оливковое дерево. Греки верили, что оно выросло из древка копья Афины.




Основным типом храма в греческой архитектуре был периптер (оперенный), то есть окруженный по периметру колоннами


Ордер – система соотношений между несущими и несомыми частями здания(стоечно-балочная система)

антаблемент

архитрав

капитель

ствол колонны

стереобат


Ордерные системы

дорический ионический коринфский тосканский композитный


Капитель – верхняя часть колонны.

Древнегреческий теоретик архитектуры Витрувий сравнивал дорический ордер «с крепостью и красотой мужского тела», как выражение его силы, духовной и физической. Иногда вместо колонны в дорическом ордере устанавливали мужскую статую, т.н. атлант

Дорический ордер


В пластике и пропорциях ордеров нашли отражение поиски образов по подобию строения человека.

Волюты

Ионический ордер Витрувий сравнивал с «утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью». Не случайно в ионическом ордере колонны иногда заменялись женскими фигурами, т. н. кариатидами.



Коринфский ордер

Коринфский ордер – самый легкий, самый стройный из трех ордеров греческой системы. Во времена Витрувия коринфскую колонну было принято символизировать как образ прекрасной девушки, а сам ордер – как выражение ее нежности и чистоты.

каннелюры







Творческое задание.

Придумайте и нарисуйте сказочный архитектурный ордер.






Использованные ресурсы:

  • http://www.vanderbilt.edu/AnS/Classics/roman_provinces/greece/Acropolis.JPG
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/9/nadine462007.3/0_3cce_f7656a00_XL
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6005/sv-bozhko.0/0_643be_92b0d17e_L.jpg
  • http://www.piterra.ru/gallery/catalog/full_de3e310652.jpg

Цель урока: познакомить учащихся с ордерной системой, доказать, что в основе культурных достижений античности лежит любовь к человеку.

Задачи:

  • расширить представления учащихся о роли и вкладе в культуру Древних Греков;
  • сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное;
  • расширить тезаурус учащихся за счет введения новых терминов и понятий;
  • мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное знакомство с элементами архитектурного убранства городов.

Тип урока: объяснение новых знаний.

– Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об удивительной и до сих пор таинственной для нас Древней Греции. Не секрет, что именно эта эпоха – эпоха античности, являясь образцом внутренней и внешней красоты человека, впервые показала миру, каких вершин может достичь человек. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла афоризм Протагора "Человек – мера всех вещей". Ребята, как вы понимаете эти слова?

(Выслушиваются мнения учащихся.)

– Эти слова высечены на фронтоне храма в Дельфах и, как мне кажется, соответствуют всей архитектуре Древней Греции, главной особенностью которой были органичность и соразмерность человеку.
Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем рассматривать архитектуру Древней Греции, а именно ордерную систему: познакомимся с тремя видами ордеров и проследим, как в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Ребята, на протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна. Вспомните, что такое колонна? Можно обратиться к словарикам. (Колонна (фр.) – элемент здания, опора, обычно круглого или квадратного сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки)

– Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назван латинским словом "ОРДО". Отсюда и название "ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА", архитектурный ордер.
Основные греческие ордера – дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу (см. Приложение 1 ).
В конце VII века до нашей эры появилась дорическая система, ее название произошло от названий одного из главнейших греческих племен – дорян, живших в Пелопоннесе, В Сицилии и южной части Апеннинского полуострова. Доряне отличались особым мужеством и суровостью. Давайте проследим, как особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре. Как вы думаете, чему уделялось главное внимание в такой колонне? Есть ли в ней декоративные элементы? (Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.)

– Обратите внимание на капитель – так называется верхняя завершающая часть колонны. Опишите ее, опираясь на иллюстрацию и слайд дорической колонны храма Геры в Пестуме . (Колонна отличается простотой, особой торжественностью, не имеет базы, вырастает прямо из фундамента.)

– Ребята, обратите внимание на раздаточный материал (см. Приложение 2 ). Прочтем текст и ответим на вопрос: что брали за основу древние греки при создании дорической колонны? (В дорической колонне воспроизведены пропорции несущей части мужского тела 1: 5.)

Список литертуры:

1. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 400 с.

2. Постникова Т.В. Античность. Науч.-поп. издание для детей. – М.: ООО "Издательство "РОСМЭН-ПРЕСС", 2002.– 127 с.– (История искусства для детей).

3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Возрождение: Часть 2, книга 2: Учеб. Пособие для старших классов общеобразоват. Учреждений.– М.: ООО "Издательство Астрель", 2001.– 304 с.

4. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII–XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 320 с.

5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.– 608 с.

6. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVIII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006.– 416 с.

7. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч. 2. Культуры мира. – Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. – М.: Аванта +, 2004.– 640 с.

8. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта +, 2001.– 448 с.

9. Храмы. Монастыри. Самые красивые и знаменитые. Вед. ред. Е. Ананьева ; отв. ред. Т. Каширина .– М.: Аванта +, 2003.–184 с.

10. Замки. Дворцы. Самые красивые и знаменитые. Ред. группа: Е. Ананьева, Т. Евсеева, Е. Дукельская .– М.: Аванта +, 2005.– 184 с.

11. 100 великолепных соборов мира. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах. Пер с нем.– М.: ООО "Мир книги", 2004.– 2008 с.

12. Санкт-Петербург. Альбом. Ред. М. Лыженкова. – СПб.: "П-2", 1998.