Презентация на тему окружность. презентация к уроку по геометрии (9 класс) на тему. Дайте определение диаметра

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

5 класс "Окружность и круг"

Устный счет Вычислите:

Устный счет В первый день посадили 9 рядов смородины по 7 кустов в каждом ряду. Сколько кустов смородины посадили в первый день?

Устный счет Во сколько раз 4 часа меньше суток? Во сколько раз 40 м меньше 1 км?

Устный счет Во сколько раз путь в 36 км длиннее пути в 4 км?

Какие виды линий изображены на рисунке?

КРУГ ОКРУЖНОСТЬ

Циркуль мой, циркач лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился и – ни шагу.

Начертить окружность в тетради. Задание № 1.

О R т. О – центр окружности О R - радиус или r А R - диаметр или d радиус диаметр А d = 2r r = d: 2

А В С D E F K L O r - радиус d – диаметр Перечислите все радиусы и диаметры

Окружность – замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от данной точки. Эта точка называется центром окружности. Круг – это часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе с самой окружностью). Радиус – отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности. Все радиусы окружности равны друг другу. Диаметр – отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр окружности. Все диаметры окружности равны друг другу. Самое важное.


































ТЕСТ Найдите: сектор, дугу, радиус, диаметр, хорду, сегмент






Через три точки А, В и С, не лежащие на одной прямой (через вершины ABC), можно провести окружность, если существует такая четвертая точка. О, которая одинаково удалена от точек А, В и С. Докажем, что такая точка существует и притом только одна. Всякая точка, одинаково удаленная от точек А и В, должна лежать на серединном перпендикуляре MN к отрезку АВ, точно так же всякая точка, одинаково удаленная от точек В и С, должна лежать на серединном перпендикуляре PQ, проведенном к стороне ВС. Значит, если существует точка, одинаково удаленная от трех точек А, В и С, то она должна лежать и на MN, и на PQ, что возможно только тогда, когда она совпадает с точкой пересечения этих двух прямых. Прямые MN и PQ всегда пересекаются, так как они перпендикулярны к пересекающимся прямым АВ и ВС. Точка О их пересечения и будет точкой, одинаково удаленной от А, от В и от С, значит, если примем эту точку за центр, а за радиус возьмем расстояние ОА (или OB, или OC), то окружность пройдет через точки А, В и С. Так как прямые MN и PQ могут пересечься только в одной точке, то центр окружности может быть только один и длина его радиуса может быть только одна; значит, искомая окружность единственная.




Перегнем чертеж по диаметру АВ так, чтобы его левая часть упала на правую. Тогда левая полуокружность совместится с правой полуокружностью и перпендикуляр КС пойдет по KD. Из этого следует, что точка С, представляющая собой пересечение полуокружности с КС, упадет на D; поэтому СК= KD; BC= BD, AC= AD. BC= BD AC= AD


Свойства диаметра окружности 1. Диаметр, проведенный через середину хорды, перпендикулярен к этой хорде и делит дугу, стягиваемую ею, пoполам. 2. Диаметр проведенный через середину дуги, перпендикулярен к хорде, стягивающей эту дугу, и делит ее пополам.














1.Рассмотрим окружность с центром О. АВ = CD, Р – середина хорды АВ, Q - середина CD. 2.Рассмотрим ΔОАР и ΔOCQ (прямоугольные) : ОА = ОС – радиусы, PA = CQ – половины равных хорд 3.ΔОАР = ΔOCQ (по гипотенузе и катету). Из равенства треугольников OP = OQ (равные катеты),т.е. хорды равно удалены от центра










Случаи взаимного расположения прямой и окружности d rd > r rd > r"> rd > r"> rd > r" title="Случаи взаимного расположения прямой и окружности d rd > r"> title="Случаи взаимного расположения прямой и окружности d rd > r">


D






D>r Если расстояние от центра окружности до прямой больше радиуса окружности, то прямая и окружность не имеют общих точек. O d>r r r Если расстояние от центра окружности до прямой больше радиуса окружности, то прямая и окружность не имеют общих точек. O d>r r"> r Если расстояние от центра окружности до прямой больше радиуса окружности, то прямая и окружность не имеют общих точек. O d>r r"> r Если расстояние от центра окружности до прямой больше радиуса окружности, то прямая и окружность не имеют общих точек. O d>r r" title="d>r Если расстояние от центра окружности до прямой больше радиуса окружности, то прямая и окружность не имеют общих точек. O d>r r"> title="d>r Если расстояние от центра окружности до прямой больше радиуса окружности, то прямая и окружность не имеют общих точек. O d>r r">






Свойство касательной. Пусть прямая р касается окружности в точке А, т. е. А их единственная общая точка. Доказательство «от противного»: 1.Допустим, что р не перпендикулярна радиусу ОА. Проведем перпендикуляр ОВ на р. 2. Отложим на р отрезок ВС = ВА. 3. ОВА = ОВС (по двум катетам). Поэтому ОС = ОА. 4. С лежит на окружности. Следовательно, р и окружность имеют две общие точки, что невозможно. Итак, р ОА, что и требовалось




Возьмем любую точку А окружности F и проведем радиус ОА. Затем проведем прямую р, перпендикулярную радиусу ОА. Любая точка В прямой р, отличная от точки А, удалена от О больше чем на радиус, поскольку наклонная ОВ длиннее перпендикуляра ОА. Поэтому точка В не лежит на F. Значит, точка А единственная общая точка р и F, т. е. р касается F в точке А.
















Различные случаи относительного положения двух окружностей. d>R+R 1d>R+R 1 d=R+R 1d=R+R 1 d R+R 1d>R+R 1 d=R+R 1d=R+R 1 d"> R+R 1d>R+R 1 d=R+R 1d=R+R 1 d"> R+R 1d>R+R 1 d=R+R 1d=R+R 1 d" title="Различные случаи относительного положения двух окружностей. d>R+R 1d>R+R 1 d=R+R 1d=R+R 1 d"> title="Различные случаи относительного положения двух окружностей. d>R+R 1d>R+R 1 d=R+R 1d=R+R 1 d">


1.Окружности лежат одна вне другой, не касаясь в этом случае, очевидно, d > R + R 1 R и R 1 - радиусы окружностей d - расстояние между центрами окружностей R + R 1 R и R 1 - радиусы окружностей d - расстояние между центрами окружностей"> R + R 1 R и R 1 - радиусы окружностей d - расстояние между центрами окружностей"> R + R 1 R и R 1 - радиусы окружностей d - расстояние между центрами окружностей" title="1.Окружности лежат одна вне другой, не касаясь в этом случае, очевидно, d > R + R 1 R и R 1 - радиусы окружностей d - расстояние между центрами окружностей"> title="1.Окружности лежат одна вне другой, не касаясь в этом случае, очевидно, d > R + R 1 R и R 1 - радиусы окружностей d - расстояние между центрами окружностей">




3. Окружности пересекаются тогда d




5. Одна окружность лежит внутри другой, не касаясь, тогда, очевидно, d


R + R 1, то окружности расположены одна вне другой, не касаясь. 2. Если d = R + R 1,то окружности касаются извне. 3. Если d R – R 1, то окружности пересекаются. 4. Если d = R – R 1, то окружности касаются из­нутри. 5." title="Обратные предложения 1. Если d > R + R 1, то окружности расположены одна вне другой, не касаясь. 2. Если d = R + R 1,то окружности касаются извне. 3. Если d R – R 1, то окружности пересекаются. 4. Если d = R – R 1, то окружности касаются из­нутри. 5." class="link_thumb"> 59 Обратные предложения 1. Если d > R + R 1, то окружности расположены одна вне другой, не касаясь. 2. Если d = R + R 1,то окружности касаются извне. 3. Если d R – R 1, то окружности пересекаются. 4. Если d = R – R 1, то окружности касаются из­нутри. 5. Если d R + R 1, то окружности расположены одна вне другой, не касаясь. 2. Если d = R + R 1,то окружности касаются извне. 3. Если d R – R 1, то окружности пересекаются. 4. Если d = R – R 1, то окружности касаются из­нутри. 5."> R + R 1, то окружности расположены одна вне другой, не касаясь. 2. Если d = R + R 1,то окружности касаются извне. 3. Если d R – R 1, то окружности пересекаются. 4. Если d = R – R 1, то окружности касаются из­нутри. 5. Если d R + R 1, то окружности расположены одна вне другой, не касаясь. 2. Если d = R + R 1,то окружности касаются извне. 3. Если d R – R 1, то окружности пересекаются. 4. Если d = R – R 1, то окружности касаются из­нутри. 5." title="Обратные предложения 1. Если d > R + R 1, то окружности расположены одна вне другой, не касаясь. 2. Если d = R + R 1,то окружности касаются извне. 3. Если d R – R 1, то окружности пересекаются. 4. Если d = R – R 1, то окружности касаются из­нутри. 5."> title="Обратные предложения 1. Если d > R + R 1, то окружности расположены одна вне другой, не касаясь. 2. Если d = R + R 1,то окружности касаются извне. 3. Если d R – R 1, то окружности пересекаются. 4. Если d = R – R 1, то окружности касаются из­нутри. 5.">












Дано: окружность с центром О, ABC - вписанный Доказать: ABC = ½ АС Доказательство: Рассмотрим случай, когда сторона ВС проходит через центр О 1.Дуга АС меньше полуокружности, AОC = АС (центральный) 2. Рассмотрим ΔАВО, АО = ОВ (радиусы). ΔАВО равнобедренный 1 = 2, AОC – внешний угол ΔАВО, AОC = = 2 1, следовательно ABC = ½ АС 1 2


Дано: окружность с центром О, ABC - вписанный Доказать: ABC = ½ АС Доказательство: Рассмотрим случай, когда центр О лежит внутри вписанного угла. 1. Дополнительное построение: диаметр BD 2. Луч ВО делит ABC на два угла 3.Луч ВО пересекает дугу АС в точке D 4. АС = AD + DC, следовательно ABD = ½ АD и DBC = ½ DС или ABD + DBC = ½ АD + ½ DС или ABC = ½ АС


Дано: окружность с центром О, ABC - вписанный Доказать: ABC = ½ АС Доказательство: Рассмотрим случай, когда центр О лежит вне вписанного угла. 1. Дополнительное построение: диаметр BD 2. Луч ВО не делит ABC на два угла 3.Луч ВО не пересекает дугу АС в точке D 4. АС = AD - CD, следовательно ABD = ½ АD и DBC = ½ DС или ABD - DBC = ½ АD - ½ DС или ABC = ½ АС



72
















Доказательство. 1.Рассмотрим произвольный треугольник ABC. Обозначим буквой О точку пересечения серединных перпендикуляров к его сторонам и проведем отрезки О А, О В и ОС. 2. Так как точка О равноудалена от вершин треугольника ABC, то ОА = ОВ = ОС, Поэтому окружность с центром О радиуса О А проходит через все три вершины треугольника и, значит, является описанной около треугольника ABC. Доказательство. 1. Рассмотрим произвольный треугольник ABC и обозначим буквой О точку пересечения его биссектрис. 2. Проведем из точки О перпендикуляры ОК. OL и ОМ соответственно к сторонам АВ, ВС и СА. 3. Так как точка О равноудалена от сторон треугольника ABC, то OK= OL = OM. Поэтому окружность с центром О радиуса ОК проходит через точки К, L и М. 4. Стороны треугольника ABC касаются этой окружности в точках К, L, M, так как они перпендикулярны к радиусам ОК, OL и ОМ. Значит, окружность с центром О радиуса ОК является вписанной в треугольник ABC.


ОКРУЖНОСТЬ И КРУГ

МАТЕМАТИКА – 5 кл


Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • Обеспечить усвоение понятий окружности, круга и их элементов (радиуса, диаметра, хорды, дуги).
  • Рассмотреть соотношение между диаметром и радиусом окружности.
  • Познакомить с инструментом “циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.
  • Учить находить общее и различное между окружностью и кругом; расширить кругозор учащихся.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, воображения, умения анализировать, делать выводы.
  • Формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей.
  • Применение информационных технологий при изучении математики.

Воспитательные:

  • Развитие трудолюбия, дисциплинированности, уважения к одноклассникам.
  • Формирование интереса к математике.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, чертёжные инструменты.



Циркуль – это чертёжный инструмент. На одном конце у него - игла, на другом - карандаш.

С циркулем нужно работать осторожно!!!


1. Отметьте в тетради точку и обозначьте её буквой О.

2. Возьмите циркуль, раздвиньте «ножки» циркуля на расстояние 3 см.

3. Поставьте иголку циркуля в точку О, а другой «ножкой» циркуля проведите замкнутую линию.

Мы получили замкнутую линию, которую называют окружность . Что же такое окружность?


Задание №1: На каком рисунке изображена окружность и почему.


Окружность геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на одинаковом расстоянии от данной точки. Эта точка называется центром окружности .


Окружность – это самая простая из кривых линий. Одна из древнейших геометрических фигур. Аристотель утверждал, что планеты и звезды должны двигаться по самой совершенной линии – окружности. Сотни лет астрономы считали, что планеты двигаются по окружности. Лишь в 17 веке ученые: Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон опровергли это мнение.


Задание 2

1) Начертите окружность с центром в точке О.

2) На окружности отметьте три точки А, В и С.

3) Соедините их отрезком с центром окружности.

4) Что можно сказать о получившихся отрезках?

Вывод: Все отрезки равны, т.к. все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии от центра.

Это расстояние называется радиус, обозначается – r .

Что же такое радиус окружности?

Радиус окружности – это отрезок, который соединяет центр окружности и точку на окружности.


Ещё вавилоняне и древние индийцы самым важным элементом окружности считали – радиус. Слово это математическое и означает «луч».

В древности этого термина не было. Евклид и другие ученые говорили просто «прямая из центра», затем в XI веке его называли «полудиаметр». Термин «радиус» впервые встречается в 1569 году у французского ученого Рамса. Общепринятым – «радиус» становится лишь в 17 веке.

Евклид -

Великий древнегреческий

математик; первый

математик александрийской

школы


Постройте в тетради две окружности с радиусом 2 см. Закрасьте внутреннюю область одной окружности.

Круг

Окружность

Чем похожи и чем отличаются два рисунка?

КРУГ – геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, находящихся внутри окружности (включая саму окружность).

ОКРУЖНОСТЬ – геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на одинаковом расстоянии центра окружности.


Какие предметы имеют форму круга, а какие имеют форму окружности?


Задание 3

Постройте окружность с центром в т. О, r = 3 см. На окружности отметьте две точки А и В и соедините их отрезком.

АВ – хорда

Хорда – отрезок, соединяющий две точки на окружности.

Хорда – это греческое слово «хорде» - струна, было введено европейскими учеными 12-13 вв. Хорда делит окружность на две дуги.


СD = r+r = 2r = d = 2r " width="640"

Задание 4

Проведите хорду через центр окружности.

Эта хорда называется – диаметр, обозначается – d.

Дайте определение диаметра.

Диаметр окружности – это хорда, проходящая через центр окружности.

СD = ОС+ОD, ОС = r, ОD = r = СD = r+r = 2r = d = 2r


  • Диаметр состоит из двух радиусов, поэтому диаметр вдвое длиннее радиуса. А радиус в 2 раза меньше диаметра.
  • Итак, диаметр равен 2 радиусам, а тогда радиус – половина диаметра. r = 4 см, d=2 ·r , d = 2 ·4 = 8 см d = 8 см, r=d:2 , r = 8:2 = 4 см
  • Запомни эти формулы!

d=2 ·r

Как связаны между собой радиус и диаметр?


Продлите отрезок АО до пересечения с окружностью.

Обозначьте точку пересечения буквой К.

Отрезок АК – называется диаметром окружности.

Диаметр обозначается латинской буквой d.

Диаметр окружности – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр.


Соедините точки

М и К, А и М.

Отрезки МК и АМ называются хордами окружности.

Хорда – это отрезок, соединяющий две точки на окружности.


Назовите все радиусы, диаметры и хорды окружности.


Нарисуйте окружность с центром в точке О.

Отметьте на окружности две точки А и В.

Точки А и В разделили окружность на две части, которые называются дугами окружности.

Сформулируйте определение дуги окружности.

Дуга окружности – это часть окружности, заключенная между двумя её точками.


Назовите все дуги на окружности:


Точки,

лежащие на окружности.

Точки,

не лежащие на окружности.

Точки,

лежащие на круге.


Тест

Вариант 2

А1. Как называется отрезок АВ на чертеже №2?

1) хорда окружности

2) диаметр окружности

3) радиус окружности

А2. Выберите верное предложение высказывания:

Диаметр окружности – это отрезок, который…

А3. Может ли окружность иметь два радиуса разной длины?

2) не может

3) затрудняюсь ответить

Вариант 1

А1. Как называется отрезок АВ на чертеже №1?

1) диаметр окружности

2) радиус окружности

3) хорда окружности

А2. Выберите верное продолжение высказывания:

Радиус окружности – это отрезок, который…

1) соединяет две любые точки окружности

2) соединяет центр окружности с любой точкой окружности

3) соединяет две точки окружности и проходит через центр окружности

А3. Может ли окружность имеет два диаметра разной длины?

2) не может

3) затрудняют ответить


Проверь себя

Начертите окружность с центром в точке О и радиусом 3 см. Проведите прямую, которая пересекает окружность в точках М и К.

На каком расстоянии от центра окружности находятся эти точки?

Отрезки ОМ и ОК – радиусы окружности, поэтому

ОМ=3 см, ОК =3 см

Решение

Ответ: на расстоянии 3 см


Задание № 1

  • Дан отрезок АВ, его длина 4 см. Построй точку Х, если известно, что АХ=3 см, ВХ= 5 см.

Сколько точек ты получил?

Решение

Ответ: две точки


Задание № 2

  • Отрезок АВ такой же, как и в предыдущем задании, его длина 4 см. Построй точку Х, если известно, что: 1) АХ=1 см, ВХ= 3 см. 2) АХ=1 см, ВХ= 2 см. Сколько точек ты получил в первом случае и сколько во втором случае?

Решение

Ответ: ни одной!

Ответ: одна точка


Задание № 3

Радиус окружности с центром О равен 2 см. Расположите точки А, В, С так, чтобы: расстояние от О до А было меньше 2 см, расстояние от О до В было равно 2 см, расстояние от С до О было больше 2 см.

Решение

2 см

Ответ: точка А может располагаться в любом месте внутри круга; точка В – на окружности; точка С – в любом месте вне круга


Итог урока (рефлексия):

Опиши свои впечатления о сегодняшнем уроке:

  • Я узнал…
  • Я могу…
  • Было трудно…
  • Мне понравилось…
  • Спасибо за…

Домашнее задание

  • С. 133- 134, памятка (выучить определения),
  • Упр. 855, 874, 875, 876.
  • Доп . Составить узор из окружностей (орнамент).

Всем спасибо за работу!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Окружность Презентацию подготовила: Кислова Светлана Игоревна Учитель математики МБОУ СШ№2 Г.Лысково

Цели и задачи: Систематизировать теоретический материал по теме «Окружность». Совершенствовать навыки по решению задач. Подготовить учащихся к контрольной работе. Подготовить учащихся к успешному решению модуля «Геометрия» при сдаче ОГЭ.

свойства касательной С-касательная А-точка касания С ОА О А С а b M А В О

Теорема о касательной и секущей С М А В Квадрат длины касательной равен произведению секущей на ее внешнюю часть. D C A B O Произведение одной секущей на ее внешнюю часть равно произведению другой секущей на ее внешнюю часть М О

Центральные и вписанные углы Центральный Вписанный В А О D A C B O

Вписанный угол либо равен половине соответствующего ему центрального угла,либо (2) дополняет половину этого угла до 180 градусов. 1 2

Свойства вписанных углов О А В D C B K A C

Свойство пересекающихся хорд С В К А D

Вписанная окружность Каждая точка биссектрисы неразвернутого угла равноудалена от его сторон Обратно: каждая точка, лежащая внутри угла и равноудаленная от сторон угла, лежит на его биссектрисе О О- пересечение биссектрис Свойство биссектрисы А В С D Свойство описанного четырехугольника AB+CD=BC+AD Суммы противоположных сторон равны.

Описанная окружность Каждая точка серединного перпендикуляра к отрезку,равноудалена от концов этого отрезка Обратно: каждая точка,равноудаленная от концов отрезка, лежит на серединном перпендикуляре к нему О- пересечение серединных перпендикуляров Свойство серединного перпендикуляра А D C B Свойство вписанного четырехугольника Сумма противоположных углов равна 180* О

Устные задачи на готовых чертежах 160 Ответ:80 ? Ответ:45 В А С В С А D A B C М К Р 5 6 3 Ответ:28 ?

А С В D 7 8 P=? Ответ:30 М К Т О 70° ? Ответ:20° О

Должны уметь: Применять при решении задач определения,свойства фигур, различные теоремы. Уметь строить логическую цепочку рассуждений. Применять теорию в новой ситуации.

120° 60° 120° 240° 115° 65° 230° 40° 140° 140° AC CB AB R KTP PK PT KPT - - 4 3 5 2 , 5 30 ° 4 8 60° - - Ответы:

2 группа 1 2 3 4 Б А В А 1 группа 1 2 3 4 А В Б Г 3 группа 1 2 3 4 В А АБВ Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность. Круг. Длина окружности" лучше проводить в виде практической работы....

Цель урока: повторить понятие окружности и круга; вычисление значения числа Пи; ввести понятие длины окружности и формул для вычисления длины окружности....

Первый урок по теме Длина окружности в 6 классе. Проводится практическая работа, в ходе которой ребята вычисляют значение числа пи. Происходит знакомство с числом Пи....

Родионова Г. М. Числовая окружность на координатной плоскости// Алгебра и начала анализа 10 класс//.Презентация содержит материал: числовая окружность на координатной плоскости, основные...
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Первый урок в теме “Обыкновенные дроби”.

Учебник Н.Я.Виленкина “Математика 5”.

Цели урока: ознакомление учащихся с понятием окружности и круга; формирование умения строить окружность с помощью циркуля по заданному радиусу и диаметру.

Учебные задачи, направленные на достижение:

Личностного развития:

  • продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
  • развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметного развития:

  • расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
  • продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.

Предметного развития:

  • формировать теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах;
  • продолжать развитие изобразительных умений (научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса);
  • формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.

Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.

Формы работы учащихся:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах;
  • тестовый контроль.

Необходимое оборудование:

  • Проектор и экран.
  • Презентация “Окружность и круг”.
  • Индивидуальный лист каждому учащемуся (приложение 1 ).

Структура и ход урока

Этап урока

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД (личностные, метапредметные)

Время (в мин)

1. Организационный момент №1,2
  • приветствует обучающихся, настраивает на работу,
  • предлагает проверить готовность рабочего места,
  • ставит проблемы, используя при этом оформленное в презентации стихотворение.
  • приветствуют учителя,
  • проверяют готовность к уроку,
  • Высказывают свое мнение на поставленный вопрос, сравнивая фигуры: окружность и круг.
Познавательные

(умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы).

2
2 Актуализация знаний. Постановка проблемы. №3
  • объявляет цели урока,
  • записывает дату и тему урока – “Окружность и круг”.
записывают дату и тему урока в тетради. Регулятивные

(способность к волевому усилию)

1
3. “Открытие” детьми нового знания. №4 Проводит фронтальный опрос по чертежу на слайде.

1. Какие из нарисованных фигур можно назвать линиями?

Отвечают на вопросы учителя и записывают ответы в индивидуальные листы. Познавательные
  • (умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию;
  • умение вести поиск и выделять необходимую информацию)
  • 5
    2. Какие из них являются ломаными, какие – кривые? 2. №2,4
    3. Разделите кривые линии на замкнутые и незамкнутые. 3.Замкнутые – 3,6,8 незамкнутые -1,5,9
    4. В замкнутых кривых 3,6,8 расставлены точки, можно ли утверждать, что расстояние от точки О до точек А,В,С,D в каждой фигуре одинаковое? Измерьте расстояние до данных точек с помощью линейки. Запишите ответы. 4. Учащиеся измеряют расстояние от т.О до точек А,В,С,Д. Записывают результат в индивидуальные листы.
    5.Сравните фигуры 6 и 8. 5. Сходство: это замкнутые кривые линии, внутри отмечена точка О, а на линиях отмечены точки А,В,С,D. Отличие: расстояние от точки О до точек А,В,С,D в фигуре 6 – разные, в фигуре 8 – одинаковые
    6.Как вы думаете, почему фигура 8 является окружностью, а фигура 6 не является окружностью? 6.Потому что в фигуре 8 расстояние от точки О до точек А,В,С,D – одинаковые, а в фигуре 6– разные
    7. Назовите существенные признаки окружности! 7. Это кривая замкнутая линия; расстояние от точки О до всех точек на окружности одинаковые.
    8. Можно ли назвать окружностями фигуры 5, 7,9? 8. НЕТ! Фигуры 9 и 5 не являются замкнутыми кривыми, а фигура 7 не имеет центра, расстояния от которого до всех точек на окружности одинаковые.
    9. Чем отличаются окружности 3 и 8? 9. Расстоянием от точки О до точек на окружности!
    10. Отметьте любую другую точку на окружности 8 и измерьте расстояние от точки О – центра окружности – до этой точки, сделайте вывод! 10. Расстояние от центра окружности до любой точки на окружности одинаковое!
    4 №5,6 Подготовка обучающихся к следующему этапу урока. Загадка о циркуле в стихах. Техника безопасности работы с циркулем. С помощью слайдов презентации наглядно показывает строение циркуля и его назначении. Отгадывают загадку – “Циркуль”

    Находят все элементы на своем циркуле.

    Коммуникативные

    (умение вступать в диалог)

    2
    5. Изучение нового материала и его первичное закрепление. №7,8 Учитель предлагает учащимся построить окружность произвольного радиуса вместе с ним. Выполняют задание учителя. Познавательные (умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости).

    Коммуникативные (умение слышать и слушать)

    Регулятивные (умение проанализировать ход и способ действий)

    15
    №9 Предлагает вспомнить, какие знакомые предметы имеют форму круга, а какие форму окружности? Перечисляют предметы
    №10, 11 Вводит новые понятия “центр окружности”, “радиус окружности”
    №12 Предлагает обучающимся, не нарушая закономерностей, построить в исследовательском листе радиусы в последних окружностях. Затем включает на слайде правильно построенные радиусы. Строят радиусы и объясняют какую закономерность они выявили. Проверяют правильность.
    №13 Предлагает обучающимся сделать самостоятельное исследование: Постройте окружность с радиусом 3 см и отметьте ее центр. Соедините две точки окружности, таким образом, чтобы данный отрезок проходил и через центр окружности.

    Даёт определение “диаметра окружности”.

    Выполняют задание в индивидуальных листах, делают вывод, затем проверяют и исправляют свои ошибки, используя слайды презентации.
    №14 Напишите выражение, по которому можно найти длину этого отрезка. Затем просит обучающихся проверить выполненное ими исследование, используя слайд презентации. Учащиеся делают соответствующие записи в тетради.
    №15 Вводит понятие “хорда окружности”. Учащиеся делают соответствующие записи в тетради.
    №16 Даёт задание учащимся: перечислить все диаметры, хорды и радиусы окружности.
    №17 Введение нового понятие “дуга окружности”. Учащиеся делают соответствующие записи в тетради.
    №18 Даёт задание: назовите все дуги окружности. Устно выполняют задание учителя.
    №19 Предлагает выполнить практическое задание: используя циркуль, постройте в тетради две окружности с одинаковым радиусом, равном 3 см, закрась внутреннюю область одной окружности.

    Задает вопрос: чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью?

    Выполняют построение фигур в индивидуальном листе, и называют получившиеся фигуры.

    Отвечают на поставленный вопрос: Первая фигура закрашена, т.е. ей принадлежат все точки, находящиеся внутри этой фигуры, и она называется кругом.

    №20 Задание: назовите точки, лежащие во внутренней (внешней) области. Устно выполняют задание учителя.
    6. Исследовательская работа в парах. №21 Даёт задание и оказывает консультативную помощь учащимся, у которых возникли затруднения. Выполняют работу в парах. Коммуникатив

    (умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации)

    10
    7. Тестовая работа с взаимоконтролем. №22 Предлагает учащимся проверить свои знания с помощью теста. Учащиеся выполняют тест, с последующим взаимоконтролем. 2
    8. Итог занятия. №23 Подводит итоги урока. Предлагает описать свои впечатления о сегодняшнем уроке и нарисовать улыбку смайлику, в зависимости от настроения учащихся.

    Задает задание на дом:

    Описывают в индивидуальных листах впечатления о проведенной исследовательской деятельности, о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии.

    Записывают домашнее задание в дневник.

    3