Профессионально важные качества личности сотрудника овд в зависимости от вида деятельности. Профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Психологические факторы служебной деятельности сотрудников полиции

Тема 8. Психологическая характеристика

Задание 1. Диагностика эмоционального «выгорания» личности (В. В. Бойко)

Инструкция. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального «выгорания».

Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Опросник Ответ
Да Нет
1.Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2.Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3.Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4.Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5.Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
6.От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7.Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.
8.Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9.Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10.Моя работа притупляет эмоции.
11.Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12.Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13.Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14.Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15.Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16.Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17.Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18.Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19.Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20.Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21.Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22.Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23.Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24.При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25.Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27.Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28.У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п. .
29.Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30.В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».
31.Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32.Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33.Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34.Я очень переживаю за свою работу.
35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38.Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39.В последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41.Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42.Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».
43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44.Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46.Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47.На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49.На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50.Успехи в работе вдохновляют меня.
51.Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52.Я потерял покой из-за работы.
53.На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54.Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55.Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56.Я часто работаю через силу.
57.Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58.В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».
59.Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60.После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61.Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62.Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63.Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64.Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65.Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66.Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67.Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68.Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69.Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71.Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72.Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73.Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75.Моя карьера сложилась удачно.
76.Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77.Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79.Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) на общении с домашними и друзьями.
80.Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81.Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82.Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83.Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84.Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.


Обработка и интерпретация результатов

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным количеством баллов (указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках). Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,

3) находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» - сумма показателей всех 12 симптомов.

НАПРЯЖЕНИЕ

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:

1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)

Ваш балл____________

2. Неудовлетворенность собой:

2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(5),

Ваш балл____________

3.«Загнанность клетку»:

3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

Ваш балл____________

4.Тревога и депрессия:

4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2}, +76(3)

Ваш балл____________

РЕЗИСТЕНЦИЯ

5(5); -17(3), +29(10), +41(2), +53{2), +65(3), +77(5)

Ваш балл____________

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

Ваш балл____________

3. Расширение сферы экономии эмоции:

7(2}, +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79{5)

Ваш балл____________

4.Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +5б{3), +68(3), +80(10)

Ваш балл____________

ИСТОЩЕНИЕ

1. Эмоциональный дефицит:

9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

Ваш балл____________

2.Эмоциональная отстраненность:

10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)

Ваш балл____________

3.Личностная отстраненность (деперсонализация); +11(5),+23(3),+35(3),+47(5), +5Э{5),+72(2),+83(10)

Ваш балл____________

4.Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Ваш балл____________

Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более - сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Ответьте, исходя из полученных сведений, на следующие вопросы:

Какие симптомы доминируют;

Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;

Объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

Какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности;

В каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

Какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Будучи на практике в органах внутренних дел, обратите внимание на внешний вид и одежду следователей, их манеры, выражение лица, жесты и позы; первые фразы, создающие привлекательный образ сотрудника. Опишите наиболее привлекательный для Вас имидж, используя указанные критерии, расположив это в самой левой части листа. Влияет ли это, по вашему мнению, на эффективность выполняемых функциональных обязанностей и решение оперативно-служебных задач? Если да, то в средней части листа перечислите признаки имиджа сотрудник, снижающие эффективность следственных действий. В оставшейся правой части опишите то, каким Вы представляете свой внешний образ сотрудника. Сравните эти описания и сделайте вывод для себя как сотрудника. При этом учтите, что природа имиджа и самопрезентации заключается том, что они строятся на генетической способности человека к подражанию, актерству (игре), получению удовольствия от общения. Если сотрудник ставит перед собой осознанную цель – формирование позитивного имиджа, то благодаря волевым усилиям он может достигнуть этой цели. Чтобы быть обаятельным и привлекательным, необходима непрерывная работа над собой, несмотря на поражения, которые следует переносить достойно. Для этого нужно постараться разобраться в себе, определив свои сильные и слабые стороны. Для самопрезентации важно также помнить о своих достижениях и потенциальных способностях и возможностях, укреплять уверенность в собственных силах.

Задание 3. При оформлении протоколов некоторые инспекторы ДПС ГИБДД, как правило, молча делают записи, не реагируют на объяснения граждан, по их лицам трудно понять, что они хотят, и вызывают тем самым возмущение по отношению к себе, действуя по принципу «инспектор всегда прав». Своим поведением провоцируют возможное написание жалоб.

Ø Используя профессиограмму сотрудника органов внутренних дел, докажите, что работа таких сотрудников малоэффективна.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø Какой вид деятельности в профессиограмме таких сотрудников требует серьезного пересмотра и совершенствования?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø Основываясь на «Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» и психологические знания, разработайте рекомендации такому типу инспекторов ДПС, направленные на повышение эффективности данного вида деятельности.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание выполнил ______________________________________________________

Замечания преподавателя _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Сводная таблица результатов

Показатели Методики
1.ДДО Е.А. Климова 2.Опросник «Как я изучаю собеседника» 3.Определение уровня лидерского потенциала 4.Выявление степени внушаемости 5.Оценка способов реаг. в конфликте К.Н.Томаса 6.Определение уровня готовности к риску 7.Определение дестр.установок в отношениях (В. В.Бойко) 8.Опросник «Какой вы детектив?» 9.Диагностика эмоц. «выгорания» (В. В. Бойко)
1. Профессиональная группа
2. Средний балл
3. Уровень лидерского потенциала
4. Степень внушаемости
5. Преобладающий стиль
6. Уровень готовности к риску
7. Преобладающие установки
8. Уровень
9. Доминирующие симптомы

Зачастую, сознательно стремясь к достижению поставленной цели, мы бессознательно бываем не готовы к тому, чтобы ее достигнуть., оцените свою готовность к достижению цели по следующим компонентам (отвечая на поставленные вопросы):

Исходя из данных, полученных по результатам диагностики Ваших особенностей, напишите краткое обязательство добиться за ____месяцев выполнения цели.

Я обязуюсь________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример: по результатам теста №3 был определен низкий уровень развития лидерских качеств. В связи с этим, я ставлю перед собой цель - повысить уровень своих лидерских качеств, что будет выражаться в конкретных действиях: целеустремленности, умении вовлечь других в общее дело, брать в свои руки управление в решении коллективных задач и т.д.

Проще всего достичь цель - разбить ее на мини-цели и реализовывать их поэтапно. Для этого составьте план самосовершенствования по предложенной таблице:


См.: Столяренко А.М. Вводный обзор к разделу «Психологические технологии в правоохранительной деятельности» // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 285.

Психологияуправления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с пер­соналом / Под. ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. М., 2007. С. 426.

См.: Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: НИТИ-ДАНА, 2007. С. 52.

Из Информации по аварийности в области с 1 по 10 января 2010 года // www.uvd.infoorel.ru (Сайт УГИБДД Орловской области).

См.: Сорокотягина Д.А., Сорокотяги И.Н. Практикум по юридической психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 96.

См.: Кертэс И. Тактика и психологические основы допроса / Под общ. ред. проф. А.Л. Винберга. – М., 1965. С. 146.

Самое главное в работе полиции - помогать людям. Очень часто работа сотрудников органов внутренних дел остается незамеченной в обществе и воспринимается, как должное. Однако порой происходят истории, когда потерпевшие не могут сдержать слов благодарности полицейским.

В УВД по Зеленоградскому АО ГУ МВД России по г. Москве пришло письмо от жительниц Зеленограда, в котором две женщины Ольга Александровна и Валентина Захаровна Львовы, написали много теплых слов в адрес полиции: «Благодарим за внимательное отношение, оперативно проведенную работу и отличный результат».

Как оказалось, письмо носило именной характер: «К сожалению, мы не узнали фамилий полицейских, которые нашли нашего отца и мужа, поэтому хотим поблагодарить всех, кто дежурил в этот день, 25 декабря 2014 года. Особенно, хочется сказать огромное спасибо девушке, которая дежурила в отделении, проявила чуткость, понимание и поддержала психологически ».

Мы нашли девушку, дежурившую в тот день. Ей оказалась оперуполномоченная по розыску отделения уголовного розыска ОМВД России по районам Силино и Старое Крюково, капитан полиции Ирина Игоревна Мигачева, которая рассказала нам, что же именно произошло в предновогоднюю неделю с семьей Львовых.

В предновогоднюю неделю супружеская пара пенсионеров направилась в поликлинику, расположенную во 2 микрорайоне. Пожилой мужчина направился занимать очередь ко врачу, а женщина, взяв верхнюю одежду, пошла сдавать ее в гардероб.

После этого она отправилась к супругу, который должен был стоять в очереди. Однако у врача его не оказалось. У женщины началась паника. Порядка тридцати минут поиска в поликлинике не дали никаких результатов. Дежуривший в медучреждении охранник заметил, как похожий по описаниям пожилой человек в одной рубашке ушел из поликлиники. Обеспокоенная тем, что в сильный мороз супруг находится на улице раздетый, а с собой у него ее сумка, с ключами от квартиры, деньгами и документами, пенсионерка позвонила на «02», и сообщила, что ее муж пропал.

Через некоторое время в полицию позвонили неравнодушные люди, которые увидели в магазине, расположенном в 4 микрорайоне, пожилого мужчину, растерянно бродящего по торговым рядам в одной рубашке с дамской сумкой. Сопоставив данные с ориентировкой на розыск, сотрудники полиции поняли, что речь идет об одном и том же человеке.

Вот так, благодаря неравнодушным людям и четким, отлаженным действиям сотрудников полиции супружеская чета вновь обрела друг друга. Самое главное, что удалось не допустить того, чтобы пожилой человек ушел куда-то далеко, в одной рубашке в сильный мороз.

Каждый сотрудник полиции, который сталкивается с подобными случаями, мечтает, чтобы они заканчивались именно таким образом: жители Зеленограда совместно с полицией не допустили беды. А это самое главное в работе сотрудников органов внутренних дел.

Марина Абрамова,

Пресс-группа УВД по Зеленоградскому АО ГУ МВД России по г. Москве

<*> Prosttakov V.V. Psychological requirements to personaliti and professional activiti of emplovee of agencies of internal affairs.

Простяков Владимир Вениаминович, кандидат психологических наук.

В статье исследуются психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Раскрываются основные психологические особенности профессиональной деятельности сотрудника ОВД, такие как правовая регламентация, властный характер полномочий, экстремальные условия деятельности, творческий характер юридического труда, процессуальная самостоятельность, персональная ответственность. Исследуются профессионально значимые качества личности сотрудника органов внутренних дел (познавательные и коммуникативные качества, личностные особенности), наличие которых необходимо для профессионального соответствия сотрудника требованиям правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: личность, психологические требования, профессиональная деятельность, сотрудники органов внутренних дел.

The article studies psychological requirements to personality and professional activity of employee of agencies of internal affairs; reveals fundamental psychological peculiarities of professional activity of employee of Department of Internal Affairs such as legal regulation, powerful character of competence, extreme conditions of activity, creative character of juridical labor, procedural independence, personal responsibility. The author studies professionally important qualities of personality of employee of agencies of internal affairs (cognitive and communicational qualities, personal peculiarities), the existence of which is necessary for professional conformity of employee with requirements of law-enforcement activity.

Key words: personality, psychological requirements, professional activity, employees of agencies of internal affairs.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что проблема личности - одна из центральных проблем общества. Какой тип личности формируется и преобладает в данном обществе, таково и общество. Общество может стать лучше, если люди становятся лучше, и иного не дано.

Проблема личности - одна из важнейших проблем и в сфере права, и в деятельности юридических органов. Высоких результатов могут добиться только люди, личности, работающие в них и обладающие соответствующей психологией. Они должны отличаться высокой общей культурой, потребностями в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, гражданственностью, трудолюбием, способностью к жизни и труду в условиях современной цивилизации, демократии и общечеловеческих ценностей, уважающей права и свободы человека, и тем, что могут правильно пользоваться своими знаниями, любовью к России, окружающей природе, семье и др. Это главные цели всей системы работы с сотрудниками правоохранительных органов.

Особенности психологических требований к личности и профессиональной деятельности сотрудника полиции связаны с высокой социальной ответственностью, сложностью и риском, поэтому они могут быть эффективными и служить интересам людей, общества, государства лишь в том случае, если их осуществляют сотрудники, сформированные как личности и профессионалы. В связи с этим рассмотрение требований к личности сотрудника полиции как неотъемлемого требования к личностно-профессиональному совершенствованию сегодня является одной из составляющих процесса обновления психолого-педагогической деятельности.

Сотрудник полиции, овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, может превратить их в достояния собственной личности, если займет в процессе своего профессионального становления активную позицию. При этом ему должны быть созданы необходимые условия и оказана соответствующая психолого-педагогическая поддержка в развитии профессиональных качеств на различных этапах освоения профессии.

Процесс рассмотрения психологических требований к личности и профессиональной деятельности сотрудника полиции сложный, многомерный и многофакторный, он происходит в рамках жесткой регламентации и строгого уставного порядка, что объясняется необходимостью уже в процессе вхождения в должность реально и активно противодействовать криминальным проявлениям. Учет различных особенностей сотрудников полиции для современных условий определяет актуальность данной темы.

Специфике профессиональной деятельности в органах внутренних дел, и в частности требованиям, предъявляемым к личности и профессиональному мастерству сотрудников полиции, посвящено достаточно большое количество исследований (А.В. Буданов, С.А. Вахов, Л.О. Иванов, Г.М. Истомина, В.И. Коваленко, Е.А. Козловская, Л.В. Кондратюк, В.Я. Кикоть, И.Б. Лебедев, А.М. Лукашов, Н.П. Мышляев, В.П. Решетин, А.М. Столяренко).

Изучение видов деятельности в системе МВД России с помощью различных методов психологии труда (наблюдение, хронометраж, анкетирование, интервью, самофотография рабочего дня, анализ должностных инструкций и функциональных обязанностей, оценка сложности решаемых задач, анализ условий деятельности, заболеваемости) позволяет дать профессиографическое описание основных видов деятельности и разработать критерии психологической пригодности к ним.

Модель профессионально значимых психологических качеств личности сотрудников ОВД, представленная в виде развернутой характеристики индивидуальных свойств и особенностей их взаимосвязи, отраженная в профессиограммах, необходима для повышения эффективности профессионального отбора и последующей целенаправленной подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел.

Основными психологическими особенностями профессиональной деятельности сотрудника ОВД являются:

  1. правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений сотрудников ОВД и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности.

Вся правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур четко регламентирована законом. Нарушение закона, пренебрежение своими должностными обязанностями и принципами для юриста просто недопустимы и свидетельствуют в первую очередь о низком уровне его профессиональной квалификации;

  1. властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов.

Данное положение формирует потребность к неукоснительному, наиболее точному и качественному исполнению правовых предписаний, формирует направленность личности, ее правомерное поведение. Именно потребность в соблюдении нравственных, правовых норм является основным, социально значимым качеством личности, формирующим ее правосознание. А все это в совокупности составляет высокий уровень социализации личности, ответственность сотрудников ОВД перед обществом, нормативность их поведения;

  1. экстремальный характер правоохранительной деятельности.

Профессиональная деятельность работников юридического направления, в первую очередь тех, кому приходится бороться с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением сложной, однообразной работы в условиях дефицита информации, времени, активного сопротивления заинтересованных лиц, нежеланием вступать в контакт, игнорированием ими правовых норм.

  1. нестандартный, творческий характер юридического труда.

Все это ведет к нервно-психическим перегрузкам, которые усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от отдыха, что приводит к состоянию психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, различных расстройств и заболеваний;

  1. процессуальная самостоятельность, персональная (для многих - повышенная) ответственность сотрудников ОВД.

Каждый сотрудник ОВД для осуществления своей деятельности наделяется определенными полномочиями. Все его действия достаточно четко определены законом, которым он должен руководствоваться и за рамки которого ни в коем случае не должен выходить, так как это может нарушить законные права и интересы граждан.

Личность сотрудника ОВД включает в себя индивидуальные, социальные, психофизиологические и другие качества, проявляющиеся в ее ценностных ориентациях и деятельности. Являясь субъектом правоохранительной деятельности, представителем власти, сотрудник ОВД имеет возможность влиять на многие процессы в обществе, и прежде всего на законодательную и правоохранительную власть. Отсюда к нему предъявляются повышенные требования. Он должен осознавать служебные обязанности как составную часть общенациональной задачи, соблюдать законность и отличаться высокой личной ответственностью и зрелостью, обладать высокими профессиональными знаниями, умениями, навыками, профессионально значимыми качествами, постоянно повышать свое профессиональное мастерство.

Повышенная психическая напряженность, социальная ответственность сотрудника ОВД предъявляют особые требования к его личностным качествам, среди которых в первую очередь следует выделить мотивационно-ценностные особенности: высокий уровень правосознания, социальной ответственности, честность, гражданское мужество, принципиальность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка, а также:

  • познавательные качества: высокий уровень интеллектуального развития, гибкость мыслительных процессов, способность к анализу и обобщению информации, умение прогнозировать, наблюдательность, творческое мышление, развитая интуиция, хорошая память, развитое произвольное внимание, познавательная активность и т.д.;
  • коммуникативные качества: умение устанавливать и поддерживать психологический контакт, коммуникативная компетентность, широкий спектр стилей поведения в конфликтных ситуациях и т.д.;
  • личностные особенности: адекватная самооценка, самостоятельность и независимость, активность, ответственность, самоуважение и т.д.

Профессионально значимые качества сотрудников ОВД определяются как совокупность ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять необходимые правоохранительные функции. Формы и методы, способствующие образованию профессионально значимых качеств сотрудников ОВД, - это способы организации процесса обучения, а также взаимодействия преподавателя и обучающихся, направленные на реализацию модели профессиональной деятельности.

Профессионально значимые качества личности формируются на базе развития психических свойств, их определенного сочетания по отношению к требованиям деятельности. Психическое развитие личности осуществляется путем усвоения социального опыта через учение. Процесс усвоения социального опыта определяется как внешними, объективными условиями, так и внутренней позицией обучающегося, совокупностью мотивов деятельности, в которой проявляются потребности человека, его идеалы, оценки и самооценки. Поэтому внешние условия (т.е. способы организации процесса обучения и способы взаимодействия преподавателя и обучающихся, а также содержание образования и др.) должны быть направлены прежде всего на развитие собственной активности личности самого обучающегося, на включение его в самостоятельную поисковую деятельность, развитие творческого мышления и умения приобретать знания. Такие формы и методы обучения носят название активных.

В основе этих форм и методов обучения лежит личностно-деятельностный подход, суть которого состоит в следующем: эффективное усвоение знаний, умений и навыков возможно лишь в результате включения личности в активную самостоятельную деятельность, которая соответствует возможностям и склонностям личности и осознается ею как значимая для ее профессионального и личностного развития. Важнейшим условием реализации этого подхода является профессионализация обучения. Она предполагает воссоздание предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности, на канву которого могут быть наложены процессы познания, усвоения абстрактных знаний.

Профессионально значимые качества возникают и развиваются в совместной деятельности и общении, через "другого человека", во взаимодействии и диалоге с ним. Их становление происходит на уровне мотивационно-потребностной сферы личности, мировоззрения и предлагает в первую очередь формирование "личностного смысла" выбранной профессии.

Профессиональное мастерство - это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Оно представляет собой сложное психическое образование, в основе которого лежат профессионально значимые знания, навыки, умения, морально-психологические качества, обеспечивающие в совокупности успешное выполнение задач в любых условиях. Мастерство связано с такой профессиональной подготовленностью, которая позволяет наилучшим образом использовать способы, приемы, средства и психологический потенциал личности для достижения целей деятельности.

Основными элементами профессионального мастерства являются:

  • профессиональные знания о трудовом процессе, средствах и условиях деятельности: особенностях правоприменительного процесса, законах, причинах и условиях, определяющих этот процесс, криминалистической и иной техники, психологии людей, приемов и способов воздействия на них, организации собственного труда и т.д. В современных условиях необходимы знания научные, комплексные, теоретические и практически значимые. Основу прогрессивного развития личности образуют рефлексивные знания, которые являются результатом самостоятельного осмысления действительности, своих промахов и ошибок, своего "я" в системе социальных и профессиональных отношений, своей оригинальной интерпретации событий. Они составляют основу формирования индивидуальной концепции личности, которая выступает в каждом конкретном случае как реальное руководство к действию и поведению в определенных ситуациях;
  • профессиональные умения - это залог успешного решения задач на основе приобретаемых знаний и развития психических и физических свойств и качеств личности. Умения формируются на основе широкого круга профессиональных знаний при наличии положительной мотивации, направленности на осуществление профессиональной деятельности;
  • профессиональные навыки - действия, характеризующиеся высокой мерой освоения. На этой ступени действие становится автоматизированным, актуально не контролируемым сознанием. Для навыка характерна стереотипность, возникшая в результате многократных умственных, двигательных упражнений и тренировок. Большинство навыков приобретается на практике. Навыки ускоряют процесс мышления, экономят время и физические силы, позволяют сосредоточиться на главном в работе. Умения и навыки развиваются в неразрывной связи;
  • морально-психологические качества, формируемые на базе развития психических свойств, их определенного соотношения с требованиями деятельности. По степени обобщенности их можно сгруппировать следующим образом:
  • социальная активность (ее уровень, направленность в течение длительных отрезков времени);
  • сознание (мировоззрение, индивидуальная концепция);
  • мотивационно-потребностная сфера, проявляющаяся в форме нужды, интереса, влечения, стремления, привычек, установок;
  • интеллектуальные свойства (особенности восприятия, мышления, памяти, воображения);
  • эмоционально-волевые свойства;
  • коммуникативные свойства (способность к сопереживанию, конформность, интровертированность, экстравертированность);
  • психофизиологические свойства (особенности протекания деятельности высшей нервной деятельности, работоспособность, реакции на стресс-факторы и др.).

Перечисленные психические свойства при определенных условиях развиваются на базе задатков, формируя на индивидуальном уровне общие и частные.

Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников. Целью психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование у них готовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых сложных экстремальных условиях служебной деятельности.

Оперативно-служебная деятельность предъявляет особые требования к личностным качествам сотрудников, в первую очередь к профессионально важным. Особенности этой деятельности требуют развития эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников, формирования у них психологической надежности при воздействии стрессовых факторов.

Основные задачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы:

  1. повысить психологическую устойчивость сотрудников органов внутренних дел к действию стресс-факторов и их сочетаний, типичных для органов внутренних дел;
  2. развить у сотрудников психологические качества, сформировать особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях оперативно-служебной деятельности.

Психологическая подготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерства сотрудников. Это совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления. Она складывается из четырех групп компонентов:

  1. профессионально-психологической ориентированности и чувствительности сотрудника (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело, умение разобраться в них);
  2. подготовленность сотрудника по психологическим аспектам эффективности профессиональных действий и тактики, проявляющейся в понимании психологических условий эффективности профессиональных действий и умении обеспечивать их создание; умелом использовании психологических средств реализации профессиональных действий речевых и неречевых, в умелом применении всего комплекса психологических приемов, обеспечивающих более высокую эффективность решения оперативно-служебных задач;
  3. развитой профессиональной наблюдательности и памяти сотрудника (включает умение применять психологически обоснованные приемы и правила для повышения эффективности профессионального наблюдения, развитой профессиональной внимательности, натренированности органов чувств и восприятий, натренированности в быстром, полном и точном запоминании, хорошем сохранении в памяти и правильном воспроизведении значимой для решаемых задач информации);
  4. психологической устойчивости (выражается в способности сотрудника действовать спокойно и уверенно в психологически сложных, эмоционально напряженных, опасных и ответственных ситуациях оперативно-служебной деятельности).

Психологическая подготовленность существенно повышает профессиональное мастерство сотрудника. Научные данные и имеющийся положительный опыт указывают на необходимость введения специальных задач, форм и методов целенаправленного повышения психологической подготовленности в системе профессионального обучения. Психологическая подготовка ныне - важный вид профессиональной подготовки в органах внутренних дел. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел - это специально организованный, целенаправленный процесс воздействия на сотрудников по формированию, развитию и активизации необходимых качеств, обусловливающих успешное, эффективное выполнение оперативно-служебных задач. Сама психологическая подготовка обусловлена особенностями служебной деятельности сотрудников. В соответствии с этим содержание психологической подготовки должно характеризоваться четко выраженной профессиональной направленностью.

  1. Формирование психологической готовности к борьбе с преступностью.
  2. Развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности.
  3. Формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств.
  4. Совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан.
  5. Формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности.
  6. Совершенствование умений применения психолого-педагогических приемов воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами.
  7. Формирование психологической стрессоустойчивости, умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности.
  8. Развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления.
  9. Формирование волевой активности и навыков волевых действий.
  10. Подготовка к психическим перегрузкам в работе.

Формирование психологической готовности к борьбе с преступностью является самым важным в психологической подготовке. Главное здесь - формирование профессиональной направленности сотрудников, развитие у них стойких профессиональных интересов к профессиональной деятельности. Это также предполагает формирование у сотрудников нетерпимости к всякого рода правонарушениям, стойкой привычки безоговорочного исполнения правовых норм, обостренного чувства правды, справедливости, законности. Развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности. Это предполагает ознакомление сотрудников с основами психологии, формирование у них навыков и привычек учитывать психологию людей, групп в своей работе. Ориентированность в психологических аспектах оперативно-служебной деятельности предполагает знания и учет сотрудниками психологических особенностей проводимых следственных, оперативно-розыскных и иных действий.

Любая профессиональная деятельность оказывает существенное влияние на формирование личности сотрудника. Во многом это происходит потому, что для выполнения профессиональных задач приобретаются определенные знания и формируются необходимые умения и навыки. Работа протекает в сходных условиях: с определенным кругом общения, использованием повторяющихся действий и движений, психическими и физическими перегрузками, что приводит к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации.

Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел есть негативное изменение его личностных черт и качеств, приводящее к искажению общественной и моральной направленности его профессиональных действий и иных поведенческих актов.

В психологической литературе выделяют три следующие группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации.

  1. Факторы, обусловленные спецификой деятельности правоохранительных органов:
  • детальная правовая регламентация деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;
  • наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;
  • корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества;
  • повышенная ответственность за результаты своей деятельности;
  • психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;
  • экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, непредсказуемость развития событий, угрозы со стороны преступников);
  • необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.).
  1. Факторы, отражающие личностные особенности сотрудников ОВД:
  • неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;
  • недостаточная профессиональная подготовленность;
  • профессиональный опыт;
  • профессиональные установки (например, обвинительный уклон в деятельности, глобальная подозрительность и др.);
  • особенности социально-психологической дезадаптации сотрудников ОВД, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;
  • изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).
  1. Факторы социально-психологического характера:
  • неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;
  • неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);
  • нарастающее расслоение общества по уровню жизни;
  • низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников ОВД, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии.

Профилактика профессиональной деформации сотрудников ОВД представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации сотрудников ОВД.

Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя широкий спектр предупредительных мер непсихологического и психологического характера.

Профессия сотрудника полиции предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. В какой бы области правоприменительной деятельности он ни был занят, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими принятия решений правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса. Под воздействием перегрузок в работе многие сотрудники постоянно испытывают отрицательные психические состояния, усталость, апатию, растерянность. Многие из них переживают повышенную тревожность, ощущают малозначительность, ненадежность своего социального, профессионального положения. Многие жалуются на раздражительность, головную боль, нарушение сна.

Все это объясняет достаточно широкую распространенность среди сотрудников ОВД различных психосоматических расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием отрицательных эмоций и состояний, которые можно было бы значительно уменьшить, если бы сами сотрудники умели использовать естественные защитные механизмы своей психики от возрастающего давления нервно-психических перегрузок, владели достаточно простыми и в то же время доступными приемами нейтрализации ситуативной усталости, снятия психического напряжения (релаксации).

С учетом собственных индивидуально-психологических особенностей сотрудникам следует знать, как наиболее разумно вести себя в стрессогенных ситуациях, каким образом можно самому снимать у себя состояние избыточной тревожности, эмоциональной напряженности, усталости, повышая при этом эффективность своего труда, улучшая самочувствие и настроение.

Таким образом, теоретический анализ особенностей психических требований к личности и профессиональной деятельности сотрудника полиции показывает, что психические требования - это комплексное, системное понятие, в которое входят эмоциональный, когнитивный, поведенческий аспекты личности сотрудника полиции.

Эмоциональная составляющая психических требований к личности и профессиональной деятельности сотрудника полиции - это эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессам, адекватно оценивать эмоции окружающих, проявлять свои эмоции и управлять ими. Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.

Под когнитивной составляющей психических требований сотрудника полиции необходимо понимать знания человека о своей профессиональной деятельности, понимание роли профессиональной деятельности в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на профессиональную деятельность человека, и др. Это все определяет успешность человека в профессиональной деятельности, отражает способность человека мыслить, принимать адекватные решения, уметь выделять главное, находить недостающую информацию. Все вышеперечисленное влияет на эффективность жизни человека, на его социальную значимость.

Поведенческая составляющая психических требований подразумевает под собой выбор той или иной стратегии преодолевающего поведения в стрессовых ситуациях профессиональной деятельности, а также деятельность человека по сохранению своего профессионального здоровья. Это позволяет человеку как можно лучше адаптироваться к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения этих требований, тем самым уменьшает стрессовое воздействие ситуации. В противном случае может возрасти психическое напряжение.

При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации, и поэтому необходимым является введение в штаты правоохранительных органов психологов, проведение в подразделениях ОВД психологической подготовки сотрудников.

Кризисные общественно-экономические процессы в Российской Федерации в конце XX и начале XXI столетия вызвали необходимость внесения существенных изменений в правоохранительную деятельность государства, организационно-управленческую и социально-психологическую работу с кадрами МВД, что и осуществляется в настоящее время в ходе проводимой реформы Министерства внутренних дел.

Отличия профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел (ОВД). Психологическая структура правоохранительной деятельности. Профессиональная компетенция сотрудников ОВД, характеристика его способностей. Профессиограмма сотрудника полиции.


Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел (ОВД)

Содержание

  • Введение
  • Заключение

Введение

Государство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране. В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона". Существует ряд черт, которые отличают эту профессиональную деятельность от других профессий:

чрезвычайное разнообразие решаемых задач в правовом пространстве;

полная детерминированность деятельности нормами законодательства;

правовое регулирование коммуникативной стороны деятельности;

высокая эмоциональная напряженность труда, связанная с необходимостью подавления отрицательных эмоций;

творческий аспект труда.

В нашей работе будут рассмотрены основные психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Психологические особенности действий и деятельности

Представления о строении деятельности, хотя и не исчерпывают полностью теорию деятельности, но составляют ее основу. Позже, и особенно в последующих лекциях, вы познакомитесь с применением теории деятельности к решению фундаментальных психологических проблем, таких как предмет психологии, происхождение и развитие психики в фило - и онтогенезе, происхождение человеческого сознания, природа личности и др.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких "слоев", или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз. Это, во-первых, уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); затем уровень действий, следующий - уровень операций, наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.

По определению действие - это процесс, направленный на реализацию цели.

Таким образом, в определение действия входит еще одно понятие, которое необходимо определить, - цель. Что же такое цель? Это образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Стоит сразу заметить, что здесь имеется в виду сознательный образ результата: последний удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтому говорить о "сознательной цели" не имеет особого смысла: цель всегда сознательна.

Характеризуя понятие "действие", может выделить следующие четыре момента .

Первый момент: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания (о чем говорилось выше) в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а "раскрывается" в действии.

Второй момент: действие - это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешних движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

Третий, очень важный, момент: через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма (субъект).

Итак, через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте (в форме цели), психологическая теория деятельности утверждает принцип активности.

И наконец, четвертое: понятие действия "выводит" деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что "представляемый результат" (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т.д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.

Таким образом, понятие действия дает возможность подойти с научным анализом к человеческой жизни именно со стороны ее человеческой специфики. Такой возможности никак не могло предоставить понятие реакции, особенно врожденной реакции, из которого исходил Дж. Уотсон. Человек через призму системы Уотсона выступал преимущественно как биологическое существо .

Можно сказать, что психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

Психологическая структура правоохранительной деятельности

Исходя из законодательно определенных задач деятельности правоохранительных органов, можно выделить следующие ее разновидности: профилактическую; оперативно-розыскную; деятельность по дознанию и расследованию преступлений; деятельность по охране общественного порядка и безопасности; охранную деятельность; судопроизводство; пенитенциарную деятельность.

Составление психограммы участкового инспектора милиции путем анализа экспертных оценок показало, что для их успешных профессиональных действий необходимо иметь следующие психологические качества:

· профессиональную наблюдательность;

· уравновешенность, самообладание при конфликтах;

· способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;

· тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека;

· умение отстаивать свою точку зрения;

· способность к воссозданию образа по словесному описанию;

· умение делать выводы из противоречивой информации;

· память на внешность и поведение человека;

· способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми .

Выполнение оперативным работником своих должностных обязанностей требует наличия следующих психологических качеств и умений:

· способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни;

· готовность к ситуациям силового (включая огневое) единоборство с преступниками;

· повышенная ответственность за свои действия ("отсутствие права на ошибку");

· способность к интенсивной межличностной коммуникации с асоциальными и криминальными личностями;

· высокая психофизиологическая выносливость, связанная с отсутствием фиксированного рабочего времени (средняя продолжительность рабочего дня составляет 10-12 часов, часто бывает 7-дневная рабочая неделя, ночные выезды на задержание преступника и т.п.);

· постоянная интеллектуальная активность (анализ непрерывно меняющейся информации, удержание в памяти большого количества фактов; принятие решений в условиях дефицита времени и информационной неопределенности);

· способность к ролевому перевоплощению, умение выдавать себя за других людей, искусно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов;

· речевая находчивость, умение быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрывая при этом истинные намерения.

Значительная выраженность таких качеств, как открытая агрессивность, аутоагрессия, импульсивность, депрессивные и психосоматические формы реагирования в трудных ситуациях, социальная отчужденность, преобладание тормозных процессов над процессами возбуждения в нервной системе, могут в совокупности проявиться как "синдром профессиональной непригодности" к оперативно-розыскной деятельности.

В психограмме дознавателя и следователя часто выделяют несколько групп личностных качеств, определяющих успешность работы при раскрытии и расследовании преступлений. К ним относят:

Мотивационно-ценностные особенности (развитое правосознание; честность; мужество; принципиальность; добросовестность; исполнительность, дисциплинированность; развитую мотивацию достижения; выраженную мотивацию самоактуализации и др.);

Познавательные качества (высокий уровень интеллекта; гибкость мыслительных процессов; творческое мышление; наблюдательность; умение прогнозировать; развитая интуиция; хорошая память; развитое произвольное внимание и др.);

Коммуникативные качества (умение устанавливать психологический контакт; владение коммуникативной техникой поведения; наличие организаторских качеств и др.);

Иные личностные особенности (устойчивая и адекватная самооценка; самостоятельность и независимость; ответственность; самоуважение и др.).

Важными для работников патрульно-постовой службы являются следующие личностные качества: наличие определенного жизненного и профессионального опыта; интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии; уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителям правопорядка; хорошая спортивная подготовка; уверенное владение табельным огнестрельным оружием; наблюдательность; способность к усвоению новых знаний, обучению; активная личностная позиция; мотивация достижений; оперативность в принятии решений; требовательность; контроль над агрессивностью и др.

Охранная деятельность является основной для сотрудников вневедомственной охраны милиции, некоторых других подразделений органов правопорядка, частной охранной службы. Ее основной целью является охрана материальных ценностей государственной и частной собственности. Содержание охранной деятельности заключается в тщательном наблюдении за охраняемыми объектами и пресечении противоправных посягательств на охраняемое имущество. Особыми условиями охранной деятельности часто являются изоляция при несении службы, нахождение в закрытом помещении и наличие стрессовой напряженности в связи с ожиданием преступного нападения на охраняемый объект.

Существенными для успешного выполнения должностных обязанностей сотрудниками охраны считаются следующие качества:

· наблюдательность и внимание (устойчивость внимания; распределение внимания; хороший объем внимания; умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте и др.);

· эмоциональные и волевые качества (эмоциональная устойчивость; самообладание; упорство в преодолении возникающих трудностей; высокая активность; ответственность; самокритичность и др.);

· интеллектуальные качества (умение выбрать из нескольких вариантов решения оптимальный; способность принять решение при недостатке информации; умение определить объем информации, нужный для принятия решения и др.);

· коммуникативные качества (способность найти целесообразную в зависимости от ситуации форму общения; умение согласованно действовать с другими сотрудниками и др.);

· качества памяти (хорошая память на внешность и поведение человека; отличная моторная, двигательная память; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации; хорошая зрительная память на обстановку охраняемого объекта и др.);

· моторные качества (быстрое действие в условиях дефицита времени; быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление и др.) .

Результаты любого вида деятельности работников правоохранительных органов зависят от ее качественных характеристик: нормативности, организованности, подготовленности, освоенности и эффективности.

Профессиональная компетенция сотрудников органов внутренних дел

Компетентность - это совокупность сформированных компетенций, составляющих систему профессионализма специалиста в общем или в определенной области деятельности . Например, Ю.Г. Татур выводит определение компетентности специалиста с высшим образованием, рассматривая ее в соотношении с результатом образования. Автор считает, что "компетентность специалиста с высшим образованием - это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования" .

До сих пор существует большое разнообразие мнений относительно видов и форм компетентности. В различных областях общественных наук принято говорить об управленческой, гражданской, профессиональной, социальной и других видах компетентности, что свидетельствует о возрастающем интересе к этому феномену. В психолого-педагогической литературе среди рассматриваемых видов компетентности заметное место отводится социальной и профессиональной, ведь именно наличие данных компетенций является необходимой составляющей профессионализма сотрудника ОВД.

Социальные и профессиональные компетенции являются важнейшим составляющим элементом успешной профессиональной деятельности будущего сотрудника ОВД. Основы их формирования закладываются непосредственно в период обучения в вузе МВД России, который включает в себя совокупность профессиональных, индивидуально-психологических, социально-психологических характеристик, способствующих формированию у курсантов знаний, умений, навыков, установок, личностных качеств, позволяющих им успешно осуществлять свою профессиональную деятельность. Следовательно, социальная компетентность предполагает информированность личности о социальной реальности, закономерностях протекания социальных процессов; подготовленность индивида к диалогу, принятию решений в соответствии с требованиями определенного социума и спецификой субкультуры . Профессиональная компетентность трактуется в научно-педагогической литературе как интегративная характеристика личности, совокупность профессиональных и индивидуально-психологических качеств и свойств, обеспечивающих успешное функционирование специалиста в обществе и эффективную реализацию профессиональной деятельности.

Профессионально и социально компетентным может считаться специалист, который: предан профессии офицера, мотивирован к осуществлению военной службы и удовлетворен ею; активно осваивает нормы и эталоны профессии, достигает мастерства в ней, стремится к профессиональному и личностному росту; осознанно развивает свою индивидуальность средствами профессии; использует приемлемые в демократическом обществе способы профессионального и межличностного общения; успешно решает задачи обучения и воспитания вверенного ему контингента, готовит для общества преданных защитников Родины, обладает необходимыми для этих целей психологическими и личностными качествами .

Подготовка профессионально и социально компетентной личности сотрудника ОВД невозможна без становления духовно-нравственной культуры. Данное личностное образование, в основу которого заложена прочная ценностно-смысловая основа, выступает профессионально значимой характеристикой офицеров правопорядка, так как правоохранительная деятельность сопряжена с профессионально-нравственным риском, подразумевающим угрозы, шантаж, провокации, втягивание в незаконные связи, организуемые криминальными элементами, что может привести к нарушению закона, этических норм, снижению эффективности или прекращению профессиональной деятельности .

Сотрудник правоохранительной системы объективно и необходимо должен быть обучен и воспитан в профессионально-нравственном отношении, как на уровне сознания, так и на уровне поведения. В противном случае он теряет юридическое и моральное право заниматься правоохранительной деятельностью. Безусловно, любая профессия налагает на человека определенные правовые и нравственные обязанности. Однако есть такие виды деятельности в нашем обществе, для выполнения которых недостаточно овладеть определенной системой знаний и навыков. Необходимо еще и моральное право, чтобы заниматься этим видом деятельности. Именно таков труд сотрудника органов внутренних дел.

Профессиограмма сотрудника полиции

Профессия - полицейский

Полицейский - это человек, уполномоченный поддерживать общественный порядок, охранять покой, здоровье и имущество всех законопослушных членов общества. Естественно, представитель этой профессии также обязан охранять здоровье и имущество правонарушителей, но вот их покой наоборот исчезает при виде униформы сотрудников МВД. Кроме пагонов, милиционера можно также отличить по особым инструментам труда - резиновая дубинка и пистолет. Такие профессиональные орудия обусловлены тем, что ремесло у них особое и требует применения силы, когда другого выхода нет.

Людей с такой профессией можно встретить только на просторах бывшего СССР, поскольку во всем остальном мире они называются полицейскими. Разумеется, что как только появилась какая-либо сформировавшаяся община людей, то в ней были те, кто принуждал к соблюдению правил и порядка. А вот милиционеры появились взамен царской полиции и жандармерии на территории, подвластной революционному командованию весной 1917 года. А само название "милиция", означающее вооружённое народное ополчение, было введено для создания кажущейся близости к простому человеку. Официальной же датой образования милицейских подразделений считается 10 ноября 1917 года, когда вышел декрет НКВД "О рабочей милиции". Изначально это были просто добровольческие отряды рабочих и крестьян, но примерно через год сформировалась государственная служба милиции. …

Порядок держится в основном на страхе перед наказанием. Если бы не представители этой особой профессии, то наше общество в течение нескольких суток впало бы в бесконтрольную анархию. Но благодаря методам, которыми действуют некоторые милиционеры, а также характеристикам личного состава сотрудников МВД, в наши дни отношение к милиции у разных людей разное .

Первое, что спросят, у желающего устроиться на работу в полицию - служил ли он в рядах вооружённых сил. По характеру выполняемых обязанностей, милиционер должен иметь спортивную форму, обладать приёмами рукопашного боя и обострённым чувством справедливости. Опытный страж порядка может определить в толпе людей именно того человека, который бросил камень в витрину магазина.

Чем хороша профессия полицейского, так это карьерным ростом - вплоть до звания генерала. Стражи порядка имеют удовольствие пользоваться множеством социальных гарантий в виде бесплатного медицинского обслуживания, путёвок на отдых и т.п. Но не стоит забывать, что сотрудники органов внутренних дел каждый день рискуют жизнью, гоняясь за криминальными элементами, а взамен получают презрительное отношение большинства населения из-за коррупции в рядах руководства милиции.

По сути рядового милиционера всего лишь нужно обучить его полномочиям и обязанностям - остальное же можно натренировать во время самой службы. Профессиональных милиционеров готовят в кадетских корпусах юстиции и милицейских училищах. Те стражи порядка, которые желают получить звание от лейтенанта и выше, должны окончить университет внутренних дел.

Доминирующие виды деятельности

обеспечение общественного порядка;

выявление причин, способствующих совершению преступлений;

выяснение условий, которые благоприятствовали совершению преступлений;

принятие мер по устранению факторов, влияющих на рост преступности на обслуживаемой территории;

охрана прав и законных интересов граждан предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств или незаконных действий;

организация правовой пропаганды и проведение мероприятий по предупреждению правонарушений;

создание условий и проведение воспитательных и обучающих про - грамм с правонарушителями;

ведение протоколов (снятие показаний свидетелей, подозреваемых лиц и др.);

взаимодействие с гражданами своего участка для решения профессиональных задач;

регулярные отчеты о проделанной работе перед вышестоящими должностными лицами;

оказание помощи гражданам, нуждающимся в правовой защите;

участие в поиске улик на месте происшествия или совершения преступления .

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности

Способности:

способность быстро организовывать себя и других на выполнение дела;

очень высокий уровень развития воли;

избирательность внимания;

умение быстро переключать внимание на другой объект;

умение сосредоточивать внимание на необходимом объекте нужное количество времени (устойчивость внимания);

способность убеждать людей;

развитие логического мышления;

умение грамотно выражать свои мысли;

умение слушать людей;

быстрота реакции;

хорошее развитие образной, словесно-логической памяти;

способность быстро принимать решения в зависимости от ситуации. Личностные качества, интересы, склонности:

порядочность, нравственность;

наблюдательность;

хорошая интуиция, умение разбираться в людях;

решительность;

умение прогнозировать ситуации;

справедливость;

инициативность, энергичность; требовательность к себе и к людям;

психологический профессиограмма полиция сотрудник

эрудированность; умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;

хорошая физическая и психическая выносливость;

эмоциональная устойчивость, выдержанность.

Области применения профессиональных знаний

ОВД (отделение внутренних дел);

РУВД (районное управление внутренних дел);

ГУВД (городское управление внутренних дел) .

Заключение

Профессиональная юридическая деятельность отличается сложностью и многогранностью, однако, в той или иной степени в ней можно выделить следующие стороны: поисковая (познавательная) - сбор исходной информации для решения профессиональных задач; коммуникативная - общение с людьми для решения профессиональных задач; удостоверительная преобразование полученной информации в специально предусмотренные законом формы (протоколы, постановления и т.д.); организационная - организация собственной работы и совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами; реконструктивная (конструкционная) - переработка всей информации и принятие решения на основе норм законодательства; социальная - осуществление профилактических, коррекционных мероприятий на определенном участке.

В каждой из указанных выше сторон реализуются соответствующие личностные качества специалиста, обеспечивая успешность профессиональной деятельности. Поэтому основная задача психологии юридического труда заключается в выявлении рациональных соотношений между личностью юриста и требованиями выше перечисленных сторон профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

1. Административная деятельность ОВД. Уч. пособие. Под. Ред. генерал-майор милиции А. С Мавлянова, - Б.: Академия МВД КР, 2008г.

2. Анищенко А.Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Учебное пособие. - М: ДКО МВД России, 2006.

3. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2006.

4. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

5. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Экспериментальная юридическая психология. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

6. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология / Под ред.В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

7. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Основы психологии для сотрудника правоохранительных органов. Учебное пособие. - М.: Щит-М, 2004.

8. Леднева И.В. Формирование социальной компетентности курсанта вуза МВД (социально-педагогический аспект) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. № 2. С.35-36.

9. Нормативные основы деятельности ОВД КР. Учебник. - Б., 2002г.

10. http://profcompas.ru/page3_2. htm

11. http://www.psyarticles.ru/view_post. php? id=556

Подобные документы

    Рассмотрение психологических особенностей действий и деятельности. Описание психологической структуры правоохранительной деятельности. Исследование основ профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел. Профессиограмма сотрудника полиции.

    контрольная работа , добавлен 13.11.2015

    Изучение психологических особенностей действий. Определение психологической структуры правоохранительной деятельности. Рассмотрение профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел. Исследование профессиограммы сотрудника полиции.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2015

    реферат , добавлен 13.11.2015

    Общая характеристика и основные требования, предъявляемые к характеру личности сотрудника органов внутренних дел. Профессиональная культура сотрудника. Принципы и главные направления воспитания характера работников внутренних дел на современном этапе.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2012

    Индивидуально-психологические особенности сотрудника органов внутренних дел, способствующие успешной профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Организация, методика и основные результаты эмпирического и психологического исследования.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2013

    Социально-психологическая природа дисциплинированности, ее содержание и структура. Дисциплинированность сотрудника ОВД как регулятор служебной деятельности. Влияние социальных норм на развитие дисциплинированности у сотрудников органов внутренних дел.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2011

    Изучение личности в условиях профессиональной деятельности. Изучение служебных обязанностей сотрудников правоохранительных органов. Влияние профессиональной деформации на эффективность деятельности сотрудников, трудовых коллективов в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 12.02.2015

    Интуитивное решение как внутреннее озарение, просветление мысли, помогающее раскрыть суть вопроса. Совокупность профессионально важных качеств, их развитие и самореализация у сотрудников органов внутренних дел в основе их профессиональной интуиции.

    реферат , добавлен 24.04.2015

    Основные психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел: правовая регламентация, наличие властных полномочий, противоборство и противодействие заинтересованных лиц. Коммуникативность сотрудника. Модель личности юриста.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Сущность, причины и проявления профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел. Определение роли нравственного и эстетического воспитания в преодолении профессиональной деформации. Реакция сотрудников в ответ на стрессовую ситуацию.

Психологические особенности профилактической деятельности сотрудников ОВД.................................................................................................................. 3

Общая профилактика, ее возможности и средства формирования правосознания граждан........................................................................................................... 9

Психология осуществления индивидуально-профилактической деятельности........................................................................................................................ 14

Библиографический список литературы................................ 19

Основной функцией коллектива ОВД является оперативно-служебная. Подразделения ОВД выполняют чрезвычайно важные общественные задачи борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. В связи с этим ОВД наделены соответствующими правами и обязанностями, в том числе в сфере применения как профилактических, так и принудительных мер к лицам, ведущим антиобщественный образ жизни. Объектом деятельности сотрудников любого коллектива ОВД являются лица, ведущие антиобщественный образ жизни. Наиболее значимы их следующие характеристики: антиобщественная направленность поведения, противодействие (сопротивляемость) воспитательно-профилактическим воздействиям, опыт преступной деятельности (рецидив), маскировка истинных целей и мотивов поведения.

Такая исключительная сложность объекта деятельности ОВД предъявляет высокие требования к профессиональному мастерству как отдельных сотрудников, так и коллективов целых подразделений.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел - это вид деятельности служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.

Криминалистическая профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность лиц или преступных организаций. Эту профилактику осуществляют следователи, дознаватели, работники оперативно-розыскных аппаратов милиции и органов безопасности, а также эксперты-криминалисты.

В профилактической деятельности наиболее распространены и эффективны меры, непосредственно направленные на предупреждение готовящихся и пресечение начавшихся преступлений, осуществляемые, как правило, сотрудниками ОВД.

Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

Обеспечение активного привлечения общественности к работе по предупреждению преступлений, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств.

Установление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступной деятельности, принятие мер к пресечению преступлений.

Выявление лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним соответствующие меры предупредительного воздействия.

Основная цель профилактической деятельности работников милиции - предотвращение правонарушений и чрезвычайных происшествий. Практически профилактическая деятельность является составной частью работы любого сотрудника милиции. Однако по объему и приоритетности этот вид деятельности более характерен для участковых инспекторов милиции, работников подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних и некоторых других категорий работников.

Профилактическая деятельность строится на активном общении с населением, представителями органов местной власти, должностными лицами, что предъявляет особые требования к коммуникативным качествам и педагогическим способностям работников милиции, точному соблюдению законных прав граждан и правовых актов.

Психология видов правоохранительной деятельности включает в себя следующие психологические особенности решения разных правоохранительных задач разными правоохранительными органами с направлениями:

Психология профилактики преступлений,

Психология предупреждения преступлений несовершеннолетними,

Психология профилактики рецидивной преступности,

Составление психограммы участкового инспектора милиции путем анализа экспертных оценок показало, что для успешных профессиональных действий необходимо иметь следующие психологические качества:

Профессиональную наблюдательность;

Уравновешенность, самообладание при конфликтах;

Способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;

Тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека;

Умение отстаивать свою точку зрения;

Способность к воссозданию образа по словесному описанию;

Умение делать выводы из противоречивой информации;

Память на внешность и поведение человека;

Способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми.

Исследования показали, что значительно осложняют психологическую пригодность к профилактической деятельности работников милиции следующие показатели: индивидуализм; социальная отчужденность, нарушающая систему межличностных отношений и затрудняющая социальное взаимодействие; чрезмерная тяга к доминированию и настойчивая тенденция к лидерству; снижение уровня мотива достижения цели деятельности; тревожность; недостатки в волевой сфере и снижение волевых усилий; наличие психотических черт личности и др.

Поведение человека, отдельных групп населения по своей природе может быть не только преступным, но и виктимным, т. е. рискованным, неосмотрительным, легкомысленным, распущенным, провокационным, опасным для самого себя.

Виктимологическая профилактика - специфическая деятельность ОВД, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Проблема психологического воздействия в деятельности сотрудников правоохранительных органов имеет важное и специфическое значение в их профилактической деятельности.

Понятия “психического воздействия” и “психологического воздействия”, имея свои семантические оттенки, в литературе и практике иногда используются часто как взаимозаменяемые.

Строго говоря, любое нефизическое воздействие одной личности на другую, признаки процесса или конечный результат которого возможно обнаружить, является психическим. Психологическое воздействие - преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие

Оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто - инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются. Именно таким и должно быть психологические воздействие сотрудника правоохранительного органа.

Сотруднику при целеустремленном осуществлении психологического воздействия надо представлять, какие изменения в сознании человека должны произойти (конечный результат), как вызвать необходимые изменения, каковы возможности применяемых им воздействий, как они соотносятся с его правами и правами гражданина. Чтобы так поступать, сотруднику нужна незаурядная профессионально-психологическая подготовленность. Без этого психологическое воздействие может оказаться не просто неэффективным, но противоправным, привести далеко не к тем результатам, на которые сотрудник рассчитывал, возможно, тяжелейшим и для него и для того человека, на которого он воздействовал.

Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное.

Простое связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения: беседу, опрос, консультацию, и пр. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одной или нескольких тактических целей.

Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, для сотрудника - это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости соблюдать закон.

По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное - на группу людей.

Форма осуществления психологического воздействия может быть открытой, закрытой (неочевидной) и комбинированной. Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания. Закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания. Комбинированная форма сочетает в себе обе предыдущие. Комбинированная форма требует высокой психологической подготовленности сотрудника, тщательной методической проработки либо привлечения специалиста из психологической службы.