Лексическая тема зимующие птицы средняя группа. Зимующие птицы. Образование сложных слов



Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь:

    обобщающее понятие «зимующие птицы»;

    з имующими называют птиц, которые не улетают осенью в теплые края, а остаются у нас зимовать;

    названия основных зимующих птиц (воробей, ворона, голубь, дятел, снегирь, синица, сова);

    части тела птиц (голова, клюв, глаза, шея, тело, лапы, хвост) и чем они покрыты (перьями);

    чем питаются птицы зимой (семечки и семена, зерна, ягоды, остатки пищи).

Расширение словарного запаса детей:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ : голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клест; птица, кормушка, стая, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; зимовка, крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: дикие, зимующие, быстрые, проворные, веселые, дружные, заботливые, красногрудый (снегирь)…

ГЛАГОЛЫ: высиживать, вылупляться, кормить, летать, перелетать, возвращаться, вить, зимовать, выводить, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, мастерить.

Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь:

ОБРАЗОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО -ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ «НАЗОВИ ЛАСКОВО»:
Птица - птичка
Синица - синичка
Снегирь – снегирёк
Сова – совушка
Воробей – воробушек
Крыло – крылышки
Гнездо – гнёздышко
Хвост – хвостик и т.д.

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ: Снегирь – пушистый, красногрудый…
Воробей – маленький, серый, весёлый….
Перья – мягкие, разноцветные….

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ: Птицы летают, прыгают, чирикают, вьют, зимуют, высиживают…
Кормушки делают, мастерят…

ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Клюв воробья – воробьиный клюв
Хвост вороны – вороний хвост
Крыло совы – совиной крыло и т.д.

УПОТРЕБЛЯТЬ ПРЕДЛОГИ «НАД», «ПОД», «В», «ИЗ»:

Птицы летают над годовой.
Снегирь сидит
под деревом.
В кормушку синица прилетела.
Синица вылетела
из кормушки.

ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М:

    во время прогулки обратите внимание на птиц зимой, какие они? какие у птиц повадки? что птицы употребляют в пищу? и т.д.;

ОТГАДЫВАЙТЕ ЗАГАДКИ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ:

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это...
(снегири)

Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка, а зовут её …(синичка)

Чик-чирик! К зернышку - прыг! Клюй, не робей.
Кто это? (Воробей)

ПОЧИТАЙТЕ О ПТИЦАХ:

А.Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица»
В.Звягина «Воробей»
А.Яшин «Покормите птиц зимой»
А.Чепуров «Трудно птицам зимовать»
Т. Евдошенко «Берегите птиц»
Ю.Никонова «Снегирь»
Л.Григорьева «Синица». Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг», «Появились синички»
Е.И.Чарушин «Воробей»
В.Зотов «Синица»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Развитие мелкой моторики

Загибать пальчики и выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

Мимические упражнения

Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»

Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.

Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.

Упражнения для мышц шеи

Сонная сова. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.

Сова проснулась и вертит головой. Повороты головы влево-вправо.

Упражнения для жевательно - артикуляцнонных мышц

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

Упражнения для щёк и губ

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Упражнения для языка

Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, тем произносить звук а.

Дятел

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «д-д-д-д-д-д».

Речевая зарядка

О чем поют воробушки?

О чем поют воробушки

В последний день зимы? -

Мы выжили!

Мы дожили!

Мы живы! Живы мы! В.Берестов

Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не клюешь.

Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

А.Тараскин

Психогимнастика. Пластические этюды

Образно-пластическое творчество детей

Воробушек. Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.

У воробушка головушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Обхватить голову обеими руками и покачать

ею из стороны в сторону, показывая,

как у воробья болит голова.)

У воробушка спинушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Положить руки на спину и раскачиваться.)

У воробушка крылышко.

Ох, как болело!

Ох, как болело!

(Погладить левой рукой правую руку.)

Источник: Пожиленко Е.А.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Что не так?

Стаи воробьев и голубей улетают в теплые края.

У птиц по два крыла и по четыре лапы.

Королёк - самая большая птица Архангельской области.

Дятел - это лесной повар.

Хитрые вопросы

Чего больше – крыльев или птиц?

Чего больше – крыльев или лап?

Кто старше – птица или птенец?

Назови ласково

Птица – птичка.

Перо –... Птенец –... Крыло –... Хвост –...

Клюв –... Воробей –... Синица –... Снегирь –...

Сосчитай до пяти

Одна зимующая птица – две зимующие птицы,...

Одно лёгкое перо –...

Один красногрудый снегирь - ...

Одна желтогрудая синица - ...

Одна каркающая ворона - ...

Скажи наоборот

Летят высоко –...

Лететь быстро –...

Улетать –...

Вылетать из гнезда –...

Подлетать к озеру –...

Отгадай загадки

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут... (Клестом)

На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая … (Синица)

Подбери действие

Воробей – чирикает.

Ворона –...

Голубь –...

Сорока –...

Подбери парное слово

Человек – ребёнок, птица – ... (птенец).

Человек – нос, птица – ... (клюв).

Рыбы – плавники, птицы – ... (крылья).

Звери – шерсть, птицы – ... (перья).

Рыба – река, птица – ... (небо).

Измени по образцу

Перо воробья –воробьиное

Перо голубя –...

Перо вороны - ...

Логопедическое занятие на тему «Зимующие птицы» для детей с ОНР (подготовительная группа) :

Цели:

расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"развитие мышления детей на материале описательных загадок

закрепление умения детей делить слова на слогиразвитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным картинкамразвитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействияразвитие общей и мелкой моторики пальцев руквоспитание умения взаимодействовать друг с другомвоспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети стоят на коврике, логопед: "Ребята, в наш детский сад принесли открытку-приглашение в зимний лес. Послушайте: приглашаем детей подготовительной группы в гости, хотим с вами поиграть. Подписи нет - любопытно, кто же нас пригласил, вы согласны пойти в гости? (дети-да) тогда отправляемся! "

Речевая разминка «Мы идем».

Дети стоят в кругу -движения плюс проговаривание слов

Так- так - мы идем

Так - так -мы бежим

Так -так- мы скользим и вот мы пришли! (рассматривают картинки о лесе)

Дыхательное упражнение:«Подышим свежим воздухом»

Ах, какой свежий воздух в зимнем лесу, давайте глубоко, спокойно вдохнем его: вдох носом- животики убрали, длительный выдох носом- животики вернулись обратно (З-4 раза) .

Логопед: "Но кто же нас пригласил в гости? (звучит музыка и голос) "

Звучит аудиозапись - зимующие птицы.

Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

Логопед. Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

(Ответы детей.)

Правильно, о зимующих птицах.

Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения - ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел)

А теперь давайте определим количество слогов в словах - названиях зимующих птиц. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение - отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это …(Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье)

Логопед. А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

Упражнение Рассмотри и назови». - рассмотри картинку и ответь на вопрос.

Физминутка.

а) Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев

Птички прыгают, поют. и совершают повороты туловища в стороны)

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают, (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,

Зернышки клюют постукивать по коленкам)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)

Клювики почистили, (Повороты головы вправо - влево)

И на место сели. (Дети садятся на стульчики)

б) Логопед. Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают

Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Н.Нищева

Развитие навыков чтения.

Логопед. Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (еда, корм, пища)

Для кого этот корм? (Для птиц)

Чей это корм? (Птичий корм)

Чья это пища? (Птичья пища)

Развитие связной речи.

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом №2 «Зимующие птицы».Упражнение №11.

Закрепление материала

Логопед. А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово - что солнышко.

Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица - птичка, пичужка

синица - синичка

воробей - воробышек - воробьишко

снегирь - снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь - голубка, голубок

галка - галочка

Логопед . Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

Звон колокольчика. Нам пора возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с зимующими птицами на птичьем языке. На каком языке мы будем прощаться? (на птичьем языке)

Логопед: "Дети, возвращаемся в детский сад:раз- два- три в детский сад пришли. Какие новые слова вы запомнили? Что вам понравилось?

В какие игры играть? (ответы детей) ". Обсуждение мероприят

Итог занятия.

Логопед: Дети, возвращаемся в детский сад: раз- два- три в детский сад пришли. Какие новые слова вы запомнили? Что вам понравилось?

Дается дифференцированная оценка работы детей.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: совершенствование навыков звуко-буквенного анализа, математических представлений, развитие общей и мелкой моторики.

  • расширение и активизация словаря по лексической теме: “Зимующие птицы”;
  • совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных с существительными, употребление предлогов;
  • развитие зрительного и слухового внимания, мелкой и общей моторики;
  • развитие мышления, памяти и творческого воображения;
  • продолжать учить детей отражать свои представления о природе нетрадиционными изобразительными техниками.

Материалы и оборудование: искусственные деревья, конверты с заданиями, геометрические фигуры, магнитная доска, аудиозапись с голосами птиц, снегири (из ткани с шариком внутри), дидактическое пособие для составления звуковой схемы, крупы, зерна, клубок с нитками, иллюстрации с зимующими птицами, ватман формата А3, клей ПВА, кисточки, салфетки, простые карандаши по количеству детей, раскраски с изображением зимующих птиц.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
С олнце взошло и идет по делам!

Какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели?

II. Основная часть.

Логопед: Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в лес. В лесу тишина. Деревья в белых шапках склонили головы, ели и сосны загрустили им очень одиноко, скоро зима.

Дети проходят в лес.

Скажите, пожалуйста, кого мы можем встретить в лесу? (животных, птиц).

А еще кого?

Конверт №1 “Собрать картинку”

Логопед: Ребята, здесь нам предлагается собрать картинку. Если вы соберете картинку, она вам поможет узнать, кого вы встретите в лесу.

Дети собирают картинку Лесовичка.

Кто это догадались? Это Лесовик - хозяин леса, друг всех животных и птиц. А вы хотите его увидеть и познакомиться с ним?

Чтобы увидеть его, нужно отправиться по лесной тропинке за волшебным клубком и выполнять задания дедушки Лесовика.

Конверт №2 “Собрать птицу”

Дефектолог: Что это? (Фигуры). Как они называются? (Геометрические)

Можно собрать птицу из геометрических фигур?

Вспомните, какие части тела есть у птицы? На какие геометрические фигуры похожи? (Выкладывают силуэт птицы на магнитной доске)

Вот и выполнили задание, отправляемся по лесной тропинке за волшебным клубочком дальше.

Конверт №3 “Правила поведения в лесу”

Логопед: Как нужно вести себя в лесу, как разговаривать?

Внимательно прислушайтесь к лесным звукам, что они говорят?

Ребята, вот они к нам прилетели, сидят на ветках дерева. А все ли голоса птиц мы услышали? Какие это птицы? (Зимующие)

А какие остались? (Перелетные). Мы должны их отправить в теплые края.

“Опишите птицу”

Снегирь - красногрудый, чернокрылый; ворона - важная, горластая; сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа; голубь - сизокрылый; воробей - веселый, шустрый, маленький.

“Деление слов на слоги”

Мы с вами вспомнили названия птиц, давайте поделим их на слоги.

Дефектолог “Загадывание загадки”

Скачет шустрая птица, ей на месте не сидится,
Прыг да скок, завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки- на плетень!
“Тири-тири-тири-тень!” (Синица)

Звуко-буквенный анализ слова “синица”

Пособие для составления звуковой схемы слова (доска с разноцветными крышками).

Конверт №4 “Согрей птицу”

Сугроб с птицами.

Дефектолог: Посмотрите, а кто там сидит? Да ведь это же птицы. Вы догадались, что это за птицы? (Снегири)

А почему они не улетают, наверное, замерзли, Давайте мы их отогреем. Чем же их мы сможем отогреть?

Правильно, теплом своих рук. (Дети катают шарик по контуру птицы)

Чем покрыто тело птицы? (Перьями). Какого они цвета?

“Счет птиц”

Дефектолог: Давайте посчитаем птиц. (Один снегирь, два снегиря, т.д.)

Домик Лесовика.

Дефектолог: Куда привел нас волшебный клубочек?

Выход Лесовик (педагог дополнительного образования).

Это я - седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.

Лесовик: Вы хотели меня видеть? Я тоже ждал с вами встречи, наблюдал, как вы выполняли задания. Смышленые оказались.

Что еще нужно сделать, чтобы птицы не замерзли и перезимовали?

Правильно накормить моих пернатых друзей. А что едят, вы знаете? (Крупа, зерна, сухие ягоды)

Вот у меня мешочек с семенами, только надо их перебрать они лежат с прошлого года, все перепутались. Поможете мне?

“Выбрать корм для птиц”

Молодцы, помогли, выбрали. Пойду, разбросаю их по лесу, пусть птицы собирают. (Снегом заметет, птицы корм не найдут, надо в кормушку их насыпать)

Ох, правда, у меня ведь по всему лесу кормушки висят. Ладно, насыплю в кормушки, из остальной крупы нарисуем картину.

“Рисование зимующих птиц”

Нетрадиционной техникой: “Обсыпание разноцветной манной крупой”, объемные образы птиц.

Лесовик благодарит за красивую картину, правильно выполненные задания, дарит раскраски “Зимующие птицы”.

Дефектолог: Ребята, где мы сегодня побывали? Кого в лесу встретили? Что вам больше всего понравилось?

Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицами, снегирями, воронами, голубями; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Развивать умение узнавать и называть части тела птиц (голова, туловище, крылья, лапы, хвост, тело покрыто перьями). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Нарисовать или вырезать картинки с изображением зимующих птиц и приклеить их в тетрадь. Называть, показывать птиц: воробей, синица, ворона, сорока, дятел, сова; части тела: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки.

Расширение, уточнение словаря :

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, сова, дятел, птица, кормушка, стайка, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; крылья, клюв, лапки, коготки, хвост, перья, большой, маленький, круглый, летать, кормить, прыгать, ходить, клевать, тепло, холодно, высоко, низко.

Игра с мячом «Кто что делает?». Взрослый бросает мяч ребенку и называет птицу, ребенок называет действие и возвращает мяч взрослому.

Ворона – сидит, воробей – скачет, голубь – ходит, синица – летит, дятел – стучит, сова – спит (ловит)

2. Упражнение «Кто кричит?»

Развитие речевого слуха (узнавание и различение звуковых сигналов)

Воробей – «Чик-чирик!», ворона – «Кар-кар!», синица – «Тень-тень!», дятел – «Тук-тук!», сова – «Ух-ух!», голубь – «Гру-гру!».

Предложить детям повторить звукоподражание. Взрослый показывает на птицу и просит изобразить, как птица кричит. Затем взрослый закрывает свое лицо руками и произносит звукоподражание, а ребенок показывает на картинку или называет птицу, которая так кричит.

3. Пальчиковая гимнастика

Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»,

тереть подушечки пальцев друг о друга)

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям, (вытянуть вперёд правую руку)

Эти крошки – воробьям. (вытянуть вперёд левую руку)

Галки да вороны, (тереть ладонью о ладонь,

Ешьте макароны! «катая из хлеба макароны»)

Загадайте детям загадки:

***



На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(Ворона)

Подвижная игра "Собачка и воробьи".

Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Ход игры: Один ребенок — "собачка", все остальные - "воробьи".

Скачет, скачет воробей — Дети скачут – побуждать повторять слова:
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей: Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! Повторяют: "Чик-чирик!"
Чик-чирик!
Вдруг прибежала "собачка" и громко залаяла.
"Воробьи" разлетаются.

(Игра проводится 2—3 раза)

Игра «Один - много» (Формирование грамматического строя речи) – игра с мячом.

Ворона – вороны, воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби, сова – совы, сорока – сороки.

Игра «Четвертый лишний» - 3-дикие, 1 – домашняя или наоборот.

Прочитайте детям: А. Барто «Страшная птица», «Птичка». Л. Толстой «У Вари был Чиж…», «Птица свила гнездо…», В. Стоянов «Воробей». В. Сутеев «Ворона и яблоко».

· Юные следопыты. Наблюдения за зимующими птицами на прогулке.

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1. Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках. Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

2. Чем отличаются повадки разных птиц?..