Основные этапы полиграфического производства. Технологии оперативной полиграфии Становление фотографической техники и технологии

Введение

Глава I. Начальные этапы развития полиграфии

1Зарождение и развитие книгопечатания

Глава II. Индустриализация полиграфии

1 Развитие производства бумаги

2 Развитие техники полиграфии

3 Полиграфия в XX веке

Глава III. Современный полиграфический бизнес

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

Первая технология печати, а следовательно и полиграфия зародилась еще в древнем Китае в конце 2 века. У восточных мудрецов к этому времени уже были: бумага, краска и умение вырезать тексты на различных поверхностях. На этих трех китах и начала развиваться технология, без которой современный человек не может представить свое существование.

Полиграфия - отрасль техники, совокупность технических средств для множественного репродуцирования текстового материала и графических изображений. В отличие от других способов множественного репродуцирования (например, светокопирования), полиграфические способы характеризуются переносом красочного слоя из некоторого резервуара на воспринимающую поверхность (чаще всего бумагу), причём формирование слоя осуществляется в соответствии с заранее данным оригиналом, подлежащим репродуцированию. Под полиграфией понимают также отрасль промышленности - полиграфическую промышленность, объединяющую промышленные предприятия, которые изготовляют печатную продукцию (книги, газеты, журналы, плакаты, географические карты и т.п.). Полиграфия, или полиграфическая промышленность, является материально-технической базой издательского дела.

Полиграфия прошла длительный и сложный путь развития. От зарождения книгопечатания и бумаги в Древнем Китае, до появления новейших технологий цифровой печати, графики, голограммы, высокотехнологичных печатных установок в наше время.

Предметом данной курсовой работы являются исторические этапы развития полиграфии. Таким образом цель работы заключается в изучении всех пройденных исторических этапов развития и совершенствования полиграфической промышленности.

Задачи курсовой работы:

рассмотреть начальные этапы развития полиграфии

проследить этапы зарождения и развития книгопечатания

выявить особенности развития производства бумаги, как основы полиграфической деятельности

определить технические разработки в развитии полиграфии

проанализировать тенденции современного полиграфического бизнеса.

Теоретическую основу данной работы составили публикации Немировского Е.Л. , Каган Б.В. и Стефанова С.И. Так же в своих работах исторические этапы развития полиграфии рассматривали Романо Ф. и Вернандский В.И.

Глава I. Начальные этапы развития полиграфии

.1 Зарождение и развитие книгопечатания

Полиграфия прошла длительный и сложный путь развития. Все началось очень давно в Поднебесной стране Китай. Самая древняя из сохранившихся книг была напечатана именно там в 868 г.н.э. и называется "Алмазная Сутра". Эта книга была создана Вангом Джи и бесплатно распространялась во имя буддийских духовных ценностей. Книгой, в современном понимании, это назвать сложно, так как текст напечатан на отдельных листах бумаги, свернутых в длинный свиток. Необходимость в частом использовании специальных печатей для переноса религиозных текстов и изображений на бумагу привела к тому, что в 5 веке в Китае появилась специальная краска, свойства которой были пригодны для книгопечатания. Однако большой тираж текстов и материал, на который они наносились(прежде всего колонны храмов) не позволял полностью удовлетворить древнюю тягу к просвещению и китайские мыслители начали использовать новые технологии. Данный метод печати называется "ксилография". И с помощью этой примитивной технологии создавались настоящие произведения искусства. Основа такой печати очень проста: текст писался от руки на тонкой бумаге, этот листок потом лицевой стороной прикладывался к деревянной дощечке. Чернила переходили на дощечку, а мастер выполнял гравирование, углубляя те места, где их не было. Затем на дощечку наносили краску, и с помощью ее можно было сделать оттиск. Такую дощечку мастер мог выгравировать за 20 минут.

В 11 веке китайский алхимик Пи-Шен впервые нашел универсальное решение многих проблем типографики, разработав технологию производства, набора и повторного использования шрифта, сделав его из сподручных средств: смеси глины и клея. Если скрытные китайцы пользовались своим уникальным открытием со 2 века, то технология изготовления бумаги дошла до Европы только благодаря тесной связи Италии и Испании с арабским миром. По счастью, благоприятные культурные и экономические условия позволили европейцам освоить и развить книгопечатание.

До изобретения книгопечатания делались надписи на камне, глине, дереве, бересте, коже, пергаменте, папирусе, ткани или на восковом слое дощечек. С изобретением и распространением технологии изготовления бумаги появились рукописные свитки и книги. Переписывание книги стало профессией. Появились хранилища рукописных изданий. Переписка и указы опечатывались, как правило, с помощью печаток царей, императоров, военачальников и государственных мужей высокого ранга. То были отпечатки на размягченном при нагревании материале, сохраняющие изображение после остывания.

Книгопечатание началось с того момента, когда красящее вещество нанесли на рельефную форму и сделали серию одинаковых отпечатков. Это был важный шаг в развитии средств информации, что способствовало развитию ремесел, промышленности, науки, техники и культуры.

В монастырских библиотеках хранятся тексты IX-X вв., отпечатанные с гравированных деревянных форм. Между 1041 и 1048 г. китайский кузнец Би Шэн впервые применил печать с помощью подвижного шрифта, знаки которого изготавливались из обожженной глины. В 1403 г. в Корееначали делать шрифт из бронзы. Между 1436 и 1444 г. Иоганн Гутенберг из немецкого города Майнца изобрел матрицу и заложил основы способа печати с помощью подвижного шрифта, который использовался без каких-либо существенных изменений вплоть до XX в. Для каждой буквы или знака Гутенберг делал из твердого металла гравировальный пуансон, с помощью которого из более мягкого металла изготавливал матрицу для отливки соответствующей литеры. Шрифт отливался из сплава свинца, олова и сурьмы. Готовые литеры раскладывались по наборным кассам. для получения оттисков Гутенберг использовал винтовой ручной деревянный станок, который напоминал давильный пресс, применяющийся в виноделии. Краску для печати он получал из смеси древесной (сосновой) сажи и льняного масла. Наносилась она на печатающую поверхность кожаными подушечками. Чтобы краска впитывалась равномерно, бумагу предварительно смачивали водой.Именно ее в 30-50 годы 15 века применял небезызвестный Иоганн Гуттенберг. На первых порах отец европейского издательского дела использовал печатный пресс. Разработанная им новая технология являлась значительным шагом вперед и имела ряд преимуществ над китайской, несмотря на невысокий темп изготовления работ. Однако разделение операций при печати в два приема позволила изготавливать сначала одну половину страницы, а затем вторую, что существенно изменило ситуацию.

Гутенберг строго придерживался традиций рукописной книги. Техника книгопечатания быстро распространилась по всей Европе. Был предпринят целый ряд попыток усовершенствовать деревянный станок. Сохранив его конструкцию, словолитчик из Базеля Вильгельма Гааз в 1787 г. создал первый цельнометаллический печатный станок, позволивший улучшить качество оттисков. Еще в начале XVII в. возникла идея применения печатного цилиндра для облегчения ручного труда печатника, однако практическое воплощение она получила лишь в 1811 г., когда немецкий печатник и изобретатель Фридрих Кениг изготовил первую механическую печатную машину с цилиндром, приводившимся в действие паром. Следующий крупный успех был достигнут в 1818 г., когда Кениг и его помощник Андреас Бауэр запатентовали двухцилиндровую машину для двусторонней печати. 29 ноября 1814 года впервые был отпечатан первый номер газеты "Таймс" в Лондоне. Эта машина могла печатать до 800 оттисков в час (против 150 - на ручном станке и 400 - на тигельной машине). При использовании печатных станков печатная форма определяла как время подготовки издания и себестоимость продукции, так и технологию и качество печати.

Полиграфия стала тесно кооперироваться с другими отраслями промышленности. Возросла зависимость полиграфистов от производителей оборудования, расходных и запечатываемых материалов. Этот процесс достиг своего максимума в конце ХХ века. Печатные машины, определяя капиталовложения, производительность, печатную технологию, качество печати и особенности готовой продукции, стали основным звеном в полиграфии.

Книгопечатание, как вид деятельности зародилось еще в Древнем Китае. Постепенно изменялись технологии применяемые в данной сфере, что в последствии привело к появлению нового вида промышленности - полиграфической. Именно открытия сделанные на начальных этапах развития полиграфии и книгопечатания положили основу для дальнейшей деятельности и изобретений.

книгопечатание бумага полиграфия

Глава II. Индустриализация полиграфии

.1 Развитие производства бумаги

Бумага - очень древнее изобретение. Её знали в Древнем Китае. Отцом бумаги считают китайца Пай Луня, который придумал бумагу в 105 году новой эры. Единственным материалом для печати книг долгое время оставалась листовая бумага ручного изготовления. При производстве бумаги бумажную массу зачерпывали из больших чанов рамкой с натянутой на ней сеткой. Размеры рамки определяли формат бумаги, а мастерство ремесленника - ее качество. Поскольку печатная форма была основой всего и именно от н

Современная полиграфическая технология включает три основных этапа, без которых не может обойтись ни одна типография: допечатный, печатный и послепечатный процессы.

Допечатный процесс производства завершается созданием носителя информации, с которого текстовые, графические и иллюстрационные элементы могут быть перенесены на бумагу (изготовление печатной формы).

Печатный процесс, или собственно печать, позволяет получать отпечатанные листы. Для их производства используются печатная машина и носитель подготовленной к печати информации (печатная форма).

На третьем этапе полиграфической технологии, называемом послепечатным процессом, производятся заключительная обработка и отделка отпечатанных в печатной машине листов бумаги (оттисков) для придания полученной печатной продукции товарного вида (брошюра, книга, буклет и пр.).

Допечатный процесс. На этой стадии должны быть получены одна или несколько (для многокрасочной продукции) печатных форм для печати определенного вида работ.

Если печать однокрасочная, то формой может служить лист пластика или металла (алюминий), на который в прямом (читаемом) изображении нанесен рисунок. Поверхность офсетной формы обрабатывается таким образом, что, несмотря на то, что печатающие и непечатающие элементы находятся практически в одной плоскости, они воспринимают наносимую на нее краску избирательно, обеспечивая при печати получение оттиска на бумаге. Если требуется многокрасочная печать, то число печатных форм должно соответствовать числу печатных красок, изображение предварительно расчленяется с выделением отдельных цветов или красок.



Основу допечатных процессов составляет цветоделение. Выделение составляющих цветов цветной фотографии или другого полутонового рисунка – это сложнейшая работа. Для выполнения такой сложной полиграфической работы необходимы электронные сканирующие системы, мощное компьютерное и программное обеспечение, специальные выводные устройства на фотопленочный или формный материал, различное вспомогательное оборудование, а также наличие высококвалифицированных, подготовленных специалистов.

Такая допечатная система стоит не менее 500 - 700 тыс. долларов. Поэтому чаще всего с целью существенного сокращения инвестиций в организацию типографии прибегают к услугам специальных репродукционных центров. Они, имея все необходимое для выполнения допечатных работ, готовят по заказу комплекты цветоделенных диапозитивов, с которых можно выполнить комплекты цветоделенных печатных форм в обычной типографии.

Печатный процесс. Печатная форма является основой печатного процесса. Как уже было сказано, в настоящее время в полиграфии широко распространен офсетный способ печати, который, несмотря на свое почти
100 - летнее существование, постоянно совершенствуется, оставаясь доминирующим в полиграфической технологии.

Офсетная печать осуществляется на печатных машинах, принцип работы которых был рассмотрен выше.

Послепечатный процесс. Послепечатный процесс состоит из целого ряда важнейших операций, придающих отпечатанным оттискам товарный вид.

Если печатались листовые издания, то их нужно подрезать и обрезать на определенные форматы. Для этих целей используется бумагорезальное оборудование, начиная от ручных резаков и заканчивая высокопроизводительными резальными машинами, рассчитанными на резку одновременно сотен листов бумаги всех распространенных на практике форматов.

Для листовой продукции послепечатные процессы заканчиваются после разрезки. Сложнее обстоит дело с многолистной продукцией. Для того чтобы согнуть листы журнала или книги, необходимо фальцевальное оборудование, на котором происходит фальцевание (от нем. falzen – сгибать ) – последовательное сгибание отпечатанных листов книги, журнала и т.п.

Если из отпечатанных и разрезанных на отдельные листы оттисков нужно сделать брошюру или книжку, состоящую из отдельных листов, их нужно подобрать один к другому. Для этого используется листоподборочное оборудование. Когда подборка закончена, получается толстая пачка рассыпающихся листов. Чтобы листы могли быть объединены в брошюру или книгу, необходимо их скрепить. В настоящее время наибольшее распространение получили 2 вида скрепления – проволочное и бесшвейное клеевое. Проволочное скрепление используется в основном для брошюр, т.е. печатных изданий от 5 до 48 страниц. Для скрепления проволочными скобами используют буклетмейкеры. Эти устройства могут использоваться отдельно или
в комплексе с листоподборочными системами. Более сложные работы выполняются на специальных проволокошвейных машинах.

Для скрепления большого количества листов используют клеевое скрепление, которое осуществляется или при помощи «холодного» клея – поливинилацетатной эмульсии, или горячего расплава термоклея. Корешок будущего книжного издания промазывают клеем, прочно удерживая листы до полного высыхания клея. Достоинства этой технологии состоят в хорошем внешнем виде книги, гибкости и стабильности книжного блока, прочности и долговечности.

В работе мало- и среднетиражных типографий присутствуют аналогичные процессы. Однако в качестве основного печатного оборудования этих типографиях используются не офсетные машины, а дупликаторы, способные воспроизводить как одноцветные, так и многоцветные копии.

Тема II
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ

В условиях зарождения и становления монополистического капитализма заметно возросла роль средств массовой информации, что предопределило и обусловило прогресс в области книгопечатания. Технические достижения в полиграфии нашли выражение в механизации печатного и наборного процессов, развитии литографии, возникновении полиграфического машиностроения как самостоятельной отрасли машино-фабричного производства.Немировский Е. Л. Очерки истории полиграфической техники. Курсив.-№1-98.-С.43.

Одним из крупнейших достижений в технике полиграфии XIX в. была первая скоропечатная машина цилиндрического типа, изобретенная еще в 1811 г. немцем Фридрихом Кенигом и его соотечественником Бауэром. Раньше в ручном станке для печатания использовали плоские доски, вначале деревянные, а затем металлические. На плоскую доску (талер) ставили покрытую краской форму набора, к которой с помощью декеля прижимали другой доской (пианом) лист бумаги. В скоропечатной машине Кенига и Бауэра предложена принципиально иная конструкция. Лист бумаги, намотанный на цилиндр-барабан, прокатывали по укрепленной на талере форме с набором, получавшим краску от системы вращающихся валиков. Впервые возвратно-поступательное движение пиана, прижимавшего бумагу к талеру, заменено вращательным движением цилиндра, механизирована подача и нанесение краски на форму. Новая скоропечатная машина позволила значительно поднять производительность печатного процесса. Если на ручном станке можно было отпечатать 100 оттисков в час, то машина Кенига и Бауэра давала свыше 800 оттисков.

Это изобретение оказало огромное влияние на развитие полиграфического машиностроения. Первый завод такого профиля был создан в 1817 г. в Германии. На его основе впоследствии возникла фирма «Schnellpressenfabrik Konig und Ваиег», крупнейшее в мире объединение по производству типографских машин.

Во второй половине XIX в. усложнились технологические процессы полиграфического производства, совершенствовались и разрабатывались новые конструкции типографского оборудования, позволившие механизировать ряд основных производственных операций. Стефанов С.И. Технологии и цивилизации. Вестник технологии в области полиграфии и печатной рекламы. - 2006.- № 1. С. 2. Вносились усовершенствования и в скоропечатную машину Кенига: улучшилась ее кинематика и технология изготовления отдельных деталей и узлов. Изменилась траектория движения талера, менялся состав эластичной массы для красочных валиков, основными компонентами которой стали глицерин и желатин. Была решена проблема приводки и приправки. В первом случае обеспечивалось точное соотношение печатных полос на обеих сторонах листа и на развороте; во втором достигалось тщательное прилегание бумаги к поверхности подающего барабана. Кроме того, широко внедрялись способы автоматической подачи бумаги на цилиндр и последующий ее съем. С использованием парового двигателя, вытесненного в дальнейшем электроприводом, качественно изменились приводы печатных машин. В результате значительных конструктивных изменений производительность машин Кенига выросла.

В 1863 г. изобретатель Вильям Буллок создал принципиально новую ротационную печатную машину. Машина Буллока печатала с обеих сторон на бумажной ленте, поступавшей на цилиндр, который прижимал ее к другому цилиндру с расположенным на нем стереотипом. Таким образом, впервые весь технологический процесс обеспечивался вращением цилиндров, чем были устранены причины, лимитировавшие производительность машин Кенига. Уже первые образцы ротационной машины Буллока давали 15 тыс. оттисков в час; в дальнейшем значительные конструктивные изменения позволили увеличить эту цифру в два раза.

Параллельно с развитием книгопечатания совершенствовалась технология отливки литер и целых слов. Еще в 1838 г. в Нью-Йорке изобретатель Брэс создал устройство для отливания литер, ставшее прообразом универсальной словолитной машины начала XX в., лучшие модели которой позволяли составлять в строки и полосы за один день несколько десятков тысяч печатных знаков. Дальнейшее развитие получила технология изготовления пуансонов и матриц. Были проведены систематизация и упорядочение шрифтов.

Увеличение печатной продукции требовало ускорения наборного процесса. На смену ручному наборщику, набиравшему в час не более тысячи букв, т. е. 25 строк, пришли наборно-словолитные машины с клавиатурой, устроенной по принципу современной пишущей машинки.

Выдающаяся роль в развитии наборных машин принадлежит русским изобретателям. В 1866 г. механик П.П. Клягинский создал оригинальный «автомат-наборщик». И.Н. Ливчак и Д.А. Тимирязев внесли большой вклад в создание и развитие матрицевыбивальных машин. Романо Ф. Современные технологии издательско-полиграфической отрасли. - М.: 2006.- C. 454 В 1870 г. инженер М.И. Алисов построил первые образцы наборно-печатных машин, скорость которых составляла 80--120 знаков в минуту.

Первая наборно-словолитная машина, получившая широкое применение, сконструирована в 1886 г. в США О. Мергенталером и названа «линотип»". Через два года канадцы Роджерс и Брайт создали новый образец отливной машины -- «типограф». В 1892 г. построен «монотип» Ланстона, а в 1893 г. -- «монолейн» Скуддера. Изобретение и быстрое распространение наборно-словолитных машин, а также разработка и создание фотонаборных конструкций позволили не только увеличить количество выходящих изделий, но и внести значительные изменения в художественное оформление книги.

На смену трудоемкой и дорогостоящей гравюре на меди пришла литография, открытая Алоизом Зенефельдером. При литографической печати оттиски получали переносом краски под давлением с нерельефной поверхности непосредственно на бумагу. Новый способ как разновидность плоской печати определялся положением печатных элементов в одной плоскости со всей поверхностью печатной формы. Литографический способ печати, быстро монополизировал печатное производство. Наибольшее распространение получила художественная литография.

Интенсификация и значительное расширение печатного производства вызвали во второй половине XIX в. появление новых, более совершенных образцов полиграфического машиностроения. Создавались специализированные объединения по производству печатного оборудования. Крупнейшими из них были: BrepMaHnn«SchnellpresseniabrikHeidelberg» (1850г.), «Faber und Schleicker» (1871 г.), в Италии--«Nebiolo» (1852 г.), в США -- «Goss» (1885 г.), «Milet» (1890 г.).

В России наряду с ввозимым из-за рубежа оборудованием в 80--90-е годы XIX в. развивалось свое полиграфическое машиностроение. Первоначально производство печатных машин и станков было сосредоточено на Ижевском заводе и Александровской мануфактуре. В дальнейшем их стал изготавливать Петербургский завод И. Гольдберга. В 1897 г. в России впервые была изобретена и построена машина для печатания ценных бумаг, сконструированная техником И.И. Орловым. Изображение с печатной формы передавалось вначале на эластичные валики, а затем на сборную форму, с которой и делался оттиск.

Быстро развились новые виды печати: ксилография, линогравюра, цинкография, ракельный тифдрук, трафаретная и глубокая печать. Наряду с крупными полиграфическими машинами появилось значительное количество специальных моделей для печатания карточек, бланков, обложек, различной специальной документации. Совершенствовалось изготовление текстовой и иллюстративной печатных форм, еще более улучшились отделочные производственные процессы: брошюрование, переплет, тиснение.

Наиболее характерной чертой прогресса в области полиграфического машиностроения было создание новых моделей печатных станков со значительно улучшенными техническими характеристиками. Параллельно с этим совершенствовались наборно-словолитные и фотонаборные машины.

Дальнейшее развитие получила технология иллюстрирования печатных изданий.

Полиграфическая промышленность прошла сложный и многовековой путь развития. Появление полиграфической техники (книгопечатания) началось с замены рукописного размножения текста и изображений способом печатания. Впервые книгопечатание появилось в IХв. (в Китае и Корее), где печатной формой служила деревянная доска, на поверхности которой рисовали подлежащие размножению текст и изображения. Затем вручную углубляли (гравировали) режущим инструментом пробельные участки, получая таким образом форму высокой печати. Для получения оттиска на печатающие элементы наносили краску, покрывали листом бумаги и притирали его (создавая давление) гладкой палочкой или косточкой, в результате чего краска переходила на бумагу, образуя оттиск. Этот способ называется ксилографией.

Старейшее печатное издание Diamant Sutra появилось в Китае в 868 году, а в 972 году было напечатано священное буддийское писание Tripitaka, содержащее 130000 страниц. Самые ранние сохранившиеся примеры со шрифтовыми знаками и изображениями были напечатаны в Китае еще в 200 году.

В середине XI столетия в Китае появился более прогрессивный способ изготовления текстовых форм высокой печати - набором - составлением их из отдельных заранее изготовленных рельефных элементов (литер от лат. litera - буква), каждая из которых воспроизводила отдельный знак текста. Такой способ значительно ускорял процесс изготовления печатных форм, а также позволял легко исправлять в форме допущенные ошибки и использовать многократно литеры (после печатания форма разбиралась на отдельные элементы). Первое время литеры делались из глины с последующим обжигом, а уже с XVB. в Корее отливались из бронзы. Печатание с наборных форм, изготовленных из металлических литер, появилось в середине XVB. и в Европе.

В 40-х годах XV в. Иоганн Гутенберг (Германия) создал более современный способ изготовления литер путем отливки их из свинца, причем с одной литейной формы - шрифтовой матрицы - можно было изготавливать большое количество литер. Комплект литер, составляющих типографский шрифт, располагался в плоских ящиках (шрифтовых кассах), из которых производился набор строк печатной формы. Гутенберг также усовершенствовал и печатный процесс, для чего им был изготовлен ручной деревянный печатный станок производительностью до 100 отт/ч. Печатное устройство станка состояло из двух плит: на нижнюю плиту укладывали печатную форму и после нанесения на нее краски бумажный лист посредством винтового устройства прижимался к ней верхней плитой.

XV век был переходом от средневековья к новому времени. Именно в это время испанцам и португальцам, благодаря своим морским путешествиям, расширили карту мира.

Изобретение Гутенберга получило быстрое распространение и основательно изменило литературный мир, так как появилась технология для серийного изготовления книг и газет. Количество печатников стремительно росло и сравнительно за короткий период до 1500 года было напечатано более 6000 произведений. В 1469 году в Венеции был введен в эксплуатацию первый печатный станок, а к 1500 году в этом городе уже работало более 400 печатников.

Своим способом печати при помощи подвижных, замещенных литер Иоганн Гутенберг создал базовую технологию современных средств коммуникации. Американские журналисты в книге «1000 years, 1000 people» (1000 лет, 1000 людей) назвали его «человеком тысячелетия». Эта разработка в области печатания явилась предпосылкой для развития массовой коммуникации, образования и демократизации. Книгопечатание открыло новую главу в технике письма и информации. Реформатор Лютер (1483 - 1546) первым использовал это средство информации для распространения своего нового учения.

Научная, техническая и общественная эволюция следующих столетий обязаны основному средству массовой информации - книге.

Печатной формой для воспроизведения изображений была еще гравюра (франц. gravure) на дереве. Но со второй половины XV в. Для этой цели стали использовать и первые формы глубокой печати - гравюры на медных пластинах. На них рисовали изображение и резцом углубляли печатающие элементы. В начале XVI в. это углубление осуществлялось раствором хлорного железа (на медных пластинах) и азотной кислоты на цинковых пластинах. С начала XVII в. многоцветные оригиналы стали воспроизводить в три краски.

Изобретение Гутенберга оказало большое влияние на развитие истории человеческого общества, его науки и культуры. Книгопечатание быстрыми темпами распространилось по странам Европы: в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Венгрии, Испании, Чехии и т.д. За 50 лет было основано более 1000 типографий, выпустивших в свет около 10 млн. экз. книг.

Несмотря на непрерывное увеличение в мире числа полиграфических предприятий и роста выпуска печатных книг техника и технология полиграфии до XIX в. не претерпевает существенных изменений. Следует лишь отметить изобретение (1796) прямой плоской печати - литографии (греч. lithos - камень + grapho - пишу), в которой печатная форма изготавливалась вручную на известняковом камне. Этот способ значительно расширил возможности воспроизведения изображений.

Таким образом только через 400 лет после изобретения Гутенбергом способа высокой печати появился новый способ - конкурент, а именно добавилась плоская печать и литография. Автором этого способа явился студент - юрист Алоис Зенефельдер (1771-1834), который был известен также как писатель. Из-за нехватки средств он не мог приобрести собственную печатную машину и шрифтовой материал, а поэтому искал альтернативную, более дешевую печатную технику. Основная идея Зенефельдера заключалась в использовании известного явления отталкивания воды и жира. Печатная форма изготавливалась весьма просто: при помощи мела или туши на основе жира шрифты и изображения наносились в перевернутом виде непосредственно на ровную каменную пластину, очищенную от жира. Далее печатная форма увлажняется водой и закатывается краской на основе жира. Элементы камня (шрифт, рисунок), содержащие жир, воспринимали краску, а участки, увлажненные водой, отталкивали ее. Отсутствие рельефа снизило механические нагрузки и увеличило тиражестойкость печатной формы. Боле того улучшилось качество печати, так как при этом способе возможно воспроизводить даже мелкие детали изображения.

По сравнению с высокой и глубокой печатью данный способ печати имел следующие преимущества: более высокую механическую прочность плоской печатной формы, что позволило выпускать более высокие тиражи. Процесс обработки печатной формы существенно упрощался, что давало преимущества в скорости и цене, а камни после удаления поверхностного слоя могли повторно использоваться для новых печатных форм. Однако, применение в качестве печатной формы тяжелого и хрупкого камня тормозило дальнейшее развитие этого способа печати. Поэтому шли поиски более легкого и одновременно более прочного материала - основы, который смог бы предоставить возможность проектирования нового типа печатной машины.

Возникновение книгопечатания в Москве датируется около 1563 г., когда появились анонимные (без указания года и места выпуска) книги. Официальной датой появления книгопечатания в России считается 1564 г. 1 марта 1564 г. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец выпустили в основанной ими Московской типографии «Печатный двор» первую точно датированную русскую книгу «Апостол». Эта книга, отличаясь высоким самобытным художественным оформлением и отличным полиграфическим исполнением, является (как и другие их издания) прекрасным памятником русского полиграфического искусства XVI в. Иван Федоров и Петр Мстиславец самостоятельно изготовили все наборное и печатное оборудование типографии и разработали оригинальную технологию печатания книг.

Первые книги были, как правило, религиозного содержания, но затем наряду с ними появились и светские. Так, в 1574 г. Иван Федоров издает первое русское печатное пособие с русской азбукой для обучения письму и грамоте. Федорову принадлежит большая заслуга в становлении отечественного книгопечатания и распространении русской культуры. Во второй половине XVI в. зарождается русское бумагоделательное производство - изготовление бумажных листов путем отлива их из тряпичной массы. Искусство русского книгопечатания продолжают такие мастера, как А. Невежа, Н. Фофанов, В. Бурцев и многие другие. Опыт русского полиграфического дела находит применение на Украине, в Белоруссии, Литве и др.

Реформы, проводимые Петром I, коснулись и полиграфической промышленности. С 1703 г. стала выходить первая русская газета «Ведомости». В 1708 г. для печатания книг церковнославянский шрифт заменяется более простым по рисунку и удобочитаемым гражданским шрифтом, увеличивается выпуск книг светского содержания, открываются новые типографии и бумажные фабрики. В 1728 г. вышел первый русский журнал - еженедельное приложение газеты «Санкт-Петербургские ведомости».

Техническая революция XIX в. не прошла мимо полиграфии, которая начинает превращаться в промышленную отрасль: в мире растут тиражи книг, журналов и газет, сокращаются сроки их изготовления; открываются новые типографии; появляются более совершенные процессы изготовления печатных форм; механизируются печатные и брошюровочно-переплетные процессы; расширяются сырьевые ресурсы для производства бумаги. Изменяется облик книг - они становятся более разнообразными по формату, проще и строже по оформлению, способам иллюстрирования, применению разнообразных шрифтов. Ведущей была высокая печать.

В 1834 году был найден материал для офсетных форм с необходимыми свойствами - цинк, а уже в 1846/47 годах впервые тонкие металлические пластины были изогнуты и установлены на цилиндре. Вращающиеся формные цилиндры повысили скорость производства печатной продукции и стали предпосылкой для создания печатных секций в современных печатных машинах, работающих на высоких скоростях.

Примерно к 1908 году американец Аира Рубель и немец Каспар Герман изобрели офсетную печать, в которой печатание производится не прямо с формы, а через резиновое полотно. Однако, способ высокой печати по-прежнему оставался основным видом печати.

Большое значение для развития полиграфии имели открытки в области фотографии.

Изобретение фотографии (1839 г.) и открытие (1855 г.) способности светового дубления слоев, состоящих из желатины и соли хромовой кислоты, привели к разработке фотохимиграфических способов изготовления изобразительных печатных форм. В этих способах информация с оригинала стала переноситься на формный материал не вручную, а фотографическими средствами. В 80-е годы такие способы стали использоваться для воспроизведения не только штриховых, но и тоновых одноцветных, а несколько позже и многоцветных оригиналов.

Предпринятые в 30-х годах попытки механизировать металлический набор текста успешно закончились в 90-е годы. В 1886 г. была изобретена наборная строкоотливная машина («линотип»), механизирующая наборный и отливной процессы и позволяющая получать монолитные шрифтовые строки текста. Через год появилась строконаборная буквоотливная машина («монотип»), дающая строки текста, состоящие из отдельных металлических печатающих (литер) и пробельных элементов (как и в ручном наборе).

Одновременно с развитием допечатных процессов шло совершенствование печатной техники. Так ручные печатные станки заменяются производительными машинами. В 1807 г. была изобретена первая печатная машина производительностью 400 отт/ч - тигельная машина высокой печати, у которой печатная форма и давящая поверхность плоские. С 1814 г. стали применяться более совершенные - плоскопечатные машины высокой печати производительностью 800 отт/ч. В них печатная форма располагается на плоской поверхности, а давление осуществляется вращающимся цилиндром. Подача листов бумаги и приемка оттисков по-прежнему выполнялись вручную.

В первой половине XIX в. развивается стереотипия - процессы изготовления в виде пластин или полуцилиндров металлических печатных форм - копий с металлического набора и клише. Благодаря использованию этой технологии в 70-е годы появились наиболее производительные ротационные рулонные машины высокой печати, в которых печатная форма закрепляется на поверхности цилиндра и давление осуществляется другим цилиндром. В этих машинах идущая с рулона бумага после ее запечатывания с двух сторон разрезается на отдельные листы и фальцуется в виде готовых газет или книжных (журнальных) тетрадей. В конце XIX в. появляются ротационные машины глубокой, а в начале XX в.- плоской офсетной печати; листовые машины оснащаются самонакладами для подачи листов бумаги, механизируется приемка оттисков.

Внедрение стереотипии в полиграфическое производство было подготовлено многолетними трудами изобретателей разных стран мира. Однако начало серьезного промышленного внедрения и развитие стереотипии связано с именами русских изобретателей - Федора Архимовича (середина XIX в.) в области бумажного матрицирования и Б.С. Якоби (1836 г.) в области гальванопластики.

Одновременно русские изобретатели работали над созданием матрицевыбивальных наборных машин. Много и плодотворно работали в этой области Д.А. Тимирязев (1837-1903), И.Н. Ливчак (1839-1914), В.В. Слободский и др.

Во второй половине XIX в. произошли большие сдвиги в области бумажного производства: значительно увеличились ресурсы сырья для бумаги за счет использования древесной массы и целлюлозы, усовершенствовались бумагоделательные машины, которые стали оснащаться сушильными устройствами и давать бумажную ленту шириной до 3 м со скоростью 120 м/мин. Это позволило полнее удовлетворять растущие потребности в печатной бумаге. А в первой половине XX в. скорость бумагоделательных машин составляла 300-400 м/мин при ширине бумажной ленты до 6 м. Природные красящие вещества (пигменты) для печатных красок заменяются искусственными.

Механизация брошюровочно-переплетного производства начинается только с середины XIX в: появляются одноножевые бумагорезальные машины, позолотные прессы для тиснения на переплетных крышках. Несколько позже стали применять проволокошвейные (1856) и ниткошвейные (1875) машины, облегчающие скрепление блоков брошюр и книг. В начале XX в. появляются крышкоделательные и книговставочные станки, фальцевальные машины и другое оборудование. В последующие десятилетия продолжается дальнейший переход брошюровочно-переплетных процессов в машинную технологию, книга приобретает конструкцию, близкую к современной. Однако доля ручного труда в производстве книг еще долгие годы остается значительной.

В целом XX в. для полиграфии развитых стран мира характеризуется ростом выпуска печатной продукции, продолжающейся механизацией ручных операций; совершенствованием технологических процессов, материалов и оборудования; переходом от отдельных машин к автоматическим системам (агрегатам, линиям); поточному автоматизированному производству книг и журналов из отпечатанных листов. В полиграфическом производстве начинает использоваться контрольно-измерительная и регулирующая аппаратура, а с 50-60-х годов электроника и электронно-вычислительная техника сначала для изготовления печатных форм и фотонабора, а затем и в печатном и брошюровочно-переплетном производстве. В настоящее время широкое применение получила не только электроника, но и лазерная техника.

В развитие мировой полиграфии внесли значительный вклад и русские ученые и изобретатели и прежде всего в такие области, как механизацию и автоматизацию наборных процессов (включая фотонабор), гальваностереотипию, изготовление изобразительных печатных форм, офсетного способа переноса краски в процессе печатания и др.

Полиграфия первого десятилетия советской власти

Полиграфическая промышленность России в начале XX в. представляла собой отрасль, состоящую в основном из мелких предприятий. Крупнейшие по тому времени предприятия были сосредоточены в Москве, Петрограде и Киеве. Многие национальности и окраинное население страны не имели своей полиграфической базы. Полиграфическое оборудование и значительная часть материалов ввозились из-за границы. Уровень механизации производства, особенно наборных и брошюровочно-переплетных процессов был очень низким. Население страны испытывало недостаток в книгах, журналах и газетах.

За 1913 г. в России было издано 30 тыс. названий книг и брошюр общим тиражом 99 млн экз., т.е. на одного человека приходилось менее 0,7 издания. В том лее году разовый тираж газет составлял 2,7 млн экз.

После Октябрьской социалистической революции и изнурительной гражданской войны полиграфическая промышленность страны оказалась в более тяжелых условиях, чем в 1913 г. К началу 1921 г. 40% имеющегося полиграфического оборудования не работало, резко сократились запасы бумаги, не хватало печатных красок и других материалов. Значительная часть квалифицированных рабочих-полиграфистов находилась в армии.

После гражданской войны принимаются меры по концентрации и развитию полиграфии на базе новой техники и технологии, по увеличению производства бумаги, подготовки рабочих, а впоследствии и инженерно-технических кадров. Расширение и укрепление полиграфической промышленности осуществлялось по трем направлениям: ликвидация мелких кустарных предприятий, реконструкция старых крупных типографий и строительство новых предприятий. Особое внимание уделялось развитию полиграфической базы в национальных республиках, а также развитию бумажной промышленности и созданию отечественного полиграфического машиностроения.

К 1929 г. был превзойден дореволюционный выпуск печатной продукции: в 1928 г. в стране было издано около 35 тыс. названий книг и брошюр общим тиражом более 270 млн экз. Книги выпускались на 50 языках.

Полиграфия 30-40 годов. В 1931 г. отечественное полиграфическое машиностроение выпустило первую печатную машину (плоскопечатную высокой печати), а в 1932 г. - первую строкоотливную наборную машину, в 1933 г. - первый газетный агрегат высокой печати. Уже к 1940 г. заводы в Ленинграде, Рыбинске и в других городах выпускали 70 типов полиграфических машин.

Увеличиваются мощности полиграфической промышленности не только за счет реконструкции действующих предприятий, но и строительства новых, по тому времени мощных предприятий: издательства и типографии газеты «Правда», предприятий в Смоленске, Свердловске, Казани, Полтаве, Ереване, Тбилиси, Душанбе, Минске и других городах. С 1931 г. начинается печатание центральных газет в Харькове, Свердловске, Ленинграде и других городах с использованием стереотипных матриц, доставляемых на самолетах из Москвы.

Большую работу по механизации и автоматизации технологических процессов и созданию новых конструкций полиграфических машин провели научно-исследовательские институты полиграфической промышленности и полиграфического машиностроения, учебные полиграфические институты, созданные в начале 30-х годов. Были построены новые бумажные комбинаты, завод по изготовлению печатных красок, реконструированы шрифтолитейные заводы.

За предвоенные годы отечественная полиграфическая промышленность превратилась в индустриальную отрасль народного хозяйства, основанную на применении механизированных, а в отдельных случаях и автоматизированных технологических процессах изготовления печатных форм, печатания и брошюровочно-переплетного производства. Полиграфия выросла и в качественном, и в количественно отношениях. В предвоенный 1940 г. было выпущено 41 тыс. названий книг и брошюр общим тиражом свыше 820 млн экз. (более 4,2 экз. на душу населения), т.е. превосходила в 6 раз уровень 1913 г. Разовый тираж газет составлял более 38 млн экз. Значительно увеличивается количество книг, выпущенных в переплетных крышках, улучшается качество оформления и полиграфического исполнения всей печатной продукции.

Великая отечественная война 1941-1945 гг. не только прервала дальнейшее развитие советской полиграфии, но и нанесла ей большой урон: было разрушено 35% мощностей полиграфических предприятий, до 1943 г. прекратилось производство оборудования, уменьшился выпуск полиграфических материалов.

Полиграфия после Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Послевоенный период характеризуется интенсивным восстановлением и совершенствованием полиграфической промышленности, которая, достигнув в 1948 г. в целом довоенного (1940) уровня, продолжала свое развитие. Уже в 1955 г. годовой тираж выпускаемых книг и брошюр составил по сравнению с 1940 г. 219%, журналов - 147% и газет - 136%.

В последующие годы продолжается дальнейшая механизация и автоматизация прежде всего наиболее трудоемких процессов (наборных и брошюровочно-переплетных), переход к поточному производству, широкому использованию синтетических материалов, растет производительность труда. Вводятся новые мощности производства за счет строительства крупных комбинатов (в Минске, Чехове, Ярославле, Смоленске, Твери, Можайске и во многих городах союзных республик), реконструкции существующих предприятий. Увеличивается выпуск печатной бумаги, красок и брошюровочно-переплетных материалов.

Полиграфическое машиностроение расширяет ассортимент выпускаемого оборудования (до 200 названий), модернизирует существующие и разрабатывает новые машины: наборные, формные, печатные и брошюровочно-переплетные, внедряется электронная техника. В полиграфической промышленности стали использоваться наиболее прогрессивные технологические процессы: электронно-механическое гравирование форм высокой и глубокой печати, электронный фотонабор, использование фотополимерных форм высокой печати, электронный способ получения негативов и диапозитивов для изготовления изобразительных форм различных видов печати, изготовление форм плоской офсетной печати на поточных линиях, печатание на многокрасочных ротационных машинах, автоматизированное поточное производство книг и журналов.

Пересылка самолетами стереотипных матриц в населенные пункты страны (с 1964 г.) постепенно заменяется факсимильной передачей изображений газетных полос. Преимущественное развитие получает способ плоской офсетной печати для печатания самой разнообразной (в том числе и газетной) продукции. В соответствии с научно-техническим прогрессом полиграфического производства постепенно перестраиваются и редакционно-издательские процессы на базе электронно-вычислительной и фотонаборной техники.

Развитие полиграфической промышленности нашей страны хорошо иллюстрируется непрерывным ростом выпускаемых изданий, например книжных, за 20 последних лет. В 1970 г. было выпущено книг и брошюр 1,3 млрд экз., в 1975 г.- 1,67 млрд экз., в 1980 г.- 1,76 млрд экз., в 1985 г. - 2,1 млрд экз., а в 1990 г.- 2,6 млрд экз. Значителен также рост выпуска журналов, газет и изобразительной продукции.

К началу 60-х годов XX в. офсетный способ печати получил широкое распространение не только в книжно-журнальном производстве, но хорошо зарекомендовал себя и в газетном производстве. Однако, широкому и интенсивному внедрению офсетного способа печати существенно мешали громоздкие и длительные допечатные процессы, которые в основном базировались на букво- и строкоотливном наборе, с которого в последующем получали отпечаток текста на прозрачной пленке. Поэтому ведущие производители допечатного оборудования давно уже вели разработки по изготовлению текстовых форм на основе использования фотографического процесса. Первоначально пытались это реализовать на основе букво- и строкоотливных машин, заменяя в них литейный аппарат на фотографический, а углубленное очко матриц заливали специальной пластмассой. Однако, объединение сложной и малопроизводительной механики с фотографическим процессом желаемого результата дать не могло. Помимо низкой производительности и качество текстовых форм оставляли желать лучшего.

В 1954 году отмечался 100-летний юбилей со дня рождения О. Мергентайлера - изобретателя первой наборной строкоотливной машины. В это время более 100000 наборных машин Linotupe использовалось во всем мире.

В этом же году фирма Linotupe AG на выставке Drupa 54 представила систему автоматизированного набора нового поколения Lino-Quick-System и Teletypesetter. В этом же 1954 году начинается новый этап развития фирмы и соответственно наборной техники, ознаменовавшийся началом разработки первого фотонаборного автомата Linofilm, предназначенного для выполнения сложных видов набора. Шрифтоносителем служила неподвижная при фотографировании шрифтовая рамка, несущая негативное изображение знаков.

На выставке Drupa 58 фирма Linotupe AG представила первую систему набора и передачи информации на расстояние.

В 1964 году фирмой Linotupe AG был представлен новый фотонаборный автомат Linofilm-Quick, обладающий максимальной в то время производительностью (12,5 зн/с) и предназначенный для набора простых и усложненных текстов кеглем от 5 до 18 п. Управление автоматами осуществлялось перфолентой с шестиразрядным кодом.

Одновременно фирма вела разработки по исключению сложных механических систем и замене их на более прогрессивные решения с применением достижений электроники.

Очередной этап развития допечатной техники был ознаменован фирмой Linotupe AG выпуском в 1967 году сверхскоростного фотонаборного автомата Linotron 1010, в котором для воспроизведения изображения текста на фотоматериале использовался растровый способ формирования знаков на экране электроннолучевой трубки (ЭЛТ) в сочетании с шрифтоносителем в виде рамки с негативным изображением знаков в количестве 256 штук в трех начертаниях. В автомате Linotron 1010 текст воспроизводится на экране ЭЛТ и фотографируется пополосно. Дополнительное устройство позволяло на полосе размещать иллюстрации, которые автоматически растрировались. Фотонаборный автомат Linotron 1010 входил в систему, состоящую из ЭВМ, специально запрограммированной для набора кодирующих аппаратов и вспомогательного оборудования. Отсутствие механических устройств позволило повысить скорость набора до 1000 зн/с.

Однако, сложность и большая трудоемкость при выполнении корректуры существенно снижали эффективность применения данной техники.

Очередным техническим достижением фирмы Linotype AG в 1971 г. стало создание и использование в фотонаборной системе первого видеотерминального устройства Correctprm M 100 для коррекции программы управления фотонаборным автоматом на перфоленте, что позволило существенно снизить трудоемкость правки в наборном процессе.

В 1975-1976 гг. фирма Linotype AG выпустила две фотонаборные машины CRTronic и Linotron 606 с принципиально новым способом хранения шрифтов, основан на цифровом представлении информации о начертании шрифтовых знаков. Фотонаборная установка CRTronic по существу представляла компактную настольную фотонаборную систему, которая позволяла производить набор, корректуру, верстку и вывод текста на фотоматериал с помощью малогабаритной ЭЛТ.

Фотонаборная машина Linotron 606 представляла собой высокоскоростной автомат с производительностью около 5 млн. зн/ч и являлась основой фотонаборной системы. Цифровой способ представления шрифтовой и графической информации позволял воспроизводить на экране широкоформатной ЭЛТ автомата не только текст, но и штриховые и полутоновые иллюстрации, что являлось новым достижением в автоматизации допечатного процесса.

В 1984 г. фирма сделала вый шаг в развитии фотонаборной техники, приступив к выпуску лазерных фотонаборных автоматов Linotronic 100 и Linotronic 300.

Автомат Linotronic 100 позволял экспонировать текст и иллюстрации с разрешающей способностью 360, 720 и 1440 точек/дюйм (dpi) при скорости записи изображения соответственно 22, 12 и 6,5 см/мин.

Фотонаборный автомат Linotronic 300 положил начало широко распространенной серии лазерных фотонаборных автоматов, в которую с 1986 г. входят новые автоматы большого формата - Linotronic 500 и его модификации. Автоматы Linotronic 300 и 500, построенные по одной схеме, позволяли с помощью гелий-неонового лазера записывать изображение газетной полосы за время порядка 1 мин.

С 1988 г. фирма Linotype AG начала использовать в качестве источника света в фотонаборных автоматах полупроводниковые лазеры. В первом PostScript фотонаборном автомате Linotronic 200Р был применен лазерный диод.

Последующие технические достижения в области допечатного оборудования связаны с объединением фирмы Linotype AG с фирмой Hell (ФРГ) и образованием на их основе фирмы Linotype-Hell ; AG в г Киле (ФРГ) в апреле 1990 г.

Фирма Hell как предприятие, входящее в состав концерна Siemens, была основана в 1929 г. в Мюнхене известным немецким изобретателем доктором Рудольфом Хеллом. Р. Хелл получил известность как создатель передающей телевизионной трубки, которую он изобрел совместно с профессором Дикманом и представил впервые на выставке в Мюнхене в 1927 г.

Широкое внедрение фотонабора существенно увеличило долю офсетной печати в выпуске всех видов печатной продукции, включая и выпуск газет.

Однако, в газетном производстве основная масса изданий выпускалась на базе техники высокой печати с низким уровнем автоматизации допечатных процессов.

Фирма Hell производила электроаппаратуру для почты, прессы, полиции, метеорологической службы. В 1951 г. фирма начала первые работы по созданию электронно-гравировальных машин для изготовления типографских клише. Ориентация на полиграфию, применение электроники в полиграфическом оборудовании и в первую очередь в устройствах и системах для изготовления иллюстрационных печатных форм, а впоследствии иллюстрационных фотоформ, принесли фирме всемирное признание как ведущей в области электронной и цифровой обработки изображений.

Одной из первых электронно-гравировальных машин был универсальный автомат VarioKlischograph K181, который был успешно внедрен в 1954 г. в газетное производство.

Это крупноформатная электронная машина плоскостного типа для гравирования растровых и штриховых клише для однокрасочных и цветных работ в отраженном и проходящем свете. Масштаб плавно изменяется от 1:3 до 4:1.

С 1960 г. фирма Hell приступила к выпуску электронно-гравировальных автоматов для изготовления форм глубокой печати. Одним из первых таких автоматов был HelioKlischograph K200, который состоял из анализирующей и гравирующей секций, установленных на одной станине, и отдельных шкафов с электронными устройствами. Для повышения производительности при разных технологических вариантах гравирования, размножения одного и того же изображения на поверхности формного цилиндра в автомате можно было одновременно использовать до четырех анализирующих и гравирующих головок.

Высокому уровню автоматизации наборных процессов не соответствовали традиционные способы обработки изображений и прежде всего изготовления цветоделенных форм.

В 1963 г. фирма Hell выпустила первую электронную цветоделительную машину серии машин ChromaGraph, применение которых для изготовления цветоделенных иллюстрационных фотоформ существенно сокращало технологический процесс получения форм для цветной печати.

На протяжении последующих 20 лет фирма Hell освоила несколько различных моделей электронных цветоделительных машин (ChromaGraph DC300, DC350, С299, СР340 и другие), в которых, как и в первой, секции анализа и синтеза были конструктивно объединены одним общим приводом.

В отечественной полиграфии широко применялись и в некоторых типографиях до сих пор применяются электронные цветоделительные машины DC300 и С299. Одесский завод «Полиграфмаш» с 1983 г. начал осваивать выпуск электронной цветоделителъной машины ЭЦМ по лицензии фирмы Hell на основе машины DC300. Было выпущено несколько машин ЭЦМ. Фирма Hell по праву считается родоначальником электронного фотонабора с цифровым представлением информации о начертании шрифтов и иллюстрациях. В 1965 г. был выпущен первый скоростной фотонаборный автомат с цифровой памятью для шрифтов, в котором изображение знаков шрифта воспроизводилось на экране ЭЛТ.

Наиболее известными из высокоскоростных фотонаборных машин с ЭЛТ фирмы Hell являются машины серии Digiset. Фирма выпустила фотонаборные машины Digiset 50T1, 50Т2, 40Т10, 40Т20, 20Т1 и др.

Фирма Linotype-Hell AG, образованная в результате объединения фирм Linotype AG и Hell, в период с апреля 1990 по ноябрь 1997 г., используя научно-технический и производственный потенциал объединенных фирм, выпустила на рынок допечатного оборудования целую гамму машин и программных средств. Это сканеры ChromaGraph S2000, ChromaGraph S3900, ChroinaGraph System DC3000, Topaz, Tango: фотонаборные автоматы Linotronic 260, 300, 330. 500, 530, 560, 630, 830, 930. ChromaGraph R3020, R3030, R3030PS, Linotronic Mark 10, 20EX. 40EX; системы Computer-to-Plate Gutenberg; программные пакеты LinoColor; DaVinci ColorPage. DaVinci Preprint; Delta Technology и другие аппаратные и программные средства программных средств.

В настоящее время фирма Heidelberg Prepress занимает ведущее положение в области производства допечатной техники и выпускает комплекс оборудования и программных средств для допечатных процессов, реализуемых в одном из трех способов: Computer-to-Film, Computer-to-Plate, Computer-to-Press.

При способе Computer-to-Film изготовление цветного оттиска выполняется в 8 этапов. В отличие от остальных способов здесь некоторые операции все еще осуществляются вручную.

Процесс Computer-to-Plate еще более автоматизирован, чем Computer-to-Film. При таком способе сама печатная форма подвергается экспонированию (без употребления пленок). Таким образом, изготовление цветного оттиска осуществляется в 6 этапов.

Самым быстрым способом является Computer-to-Press. Благодаря использованию цифровой техники он осуществляется всего лить в 4 этапа. При таком методе электронная информация непосредственно передается на печатную форму, уже находящуюся в печатной машине.

В 1985 году появилась первая настольная издательская система и вместе с ней термин “допечатный процесс”.

Допечатная подготовка издания включает в себя:

·Набор текста

·Сканирование иллюстративного материала.

В зависимости от первоисточника (бумага или слайд) применяются два типа сканеров - планшетные и барабанные.

·Верстка - пространственная организация материала

·Вывод фотоформ (“пленок”). Если издание черно-белое - одна фотоформа, если полноцветное - четыре (для черного - b, пурпурного - m , голубого - c, желтого - y).

Типография:

·Изготовление печатной формы, состоящей из гидрофильных и гидрофобных элементов.

·Печать (в подавляющем большинстве случаев - офсетная).

·Фальцовка.

·Разрезка.

Вкладка (если многостраничное издание).

Основные тенденции развития:

·Самая древняя печать - высокая (проблема в некачественном воспроизведении иллюстраций).

·Глубокая печать (с сер. XIII века, неоправданно дорогой способ).

·Плоская (виды: литография, фототипия и офсет). Офсет (с 1904 г.) - самый распространенный способ.

·Последняя тенденция - цифровая печать. В настоящее время на рынке представлено два типа машин цифровой печати: xeicon (четыре цилиндра для разных цветов) и indigo (цилиндр один, но бумага проходит четыре раза). Действуют по принципу лазерного принтера. Удобны для печати малых тиражей (до 2000 экз.).

·С развитием информационных технологий увеличивается оперативность передачи информации, облегчается ее поиск и доступ к различным источникам через интернет.

·Современные редакции переходят на “безбумажный” выпуск печатной продукции.

Новые технологии раскрыли возможности для децентрализации выпуска крупнотиражных печатных периодических изданий. Распространение таких газет, как «Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец», «Известия», или еженедельник «Аргументы и факты», тиражи которых исчисляются сотнями тысяч или даже миллионами экземпляров, может быть обеспечено только рассредоточением печати номеров по регионам в соответствии с количеством потенциальных читателей в каждом из них. По сети Интернет на полиграфическое предприятие, находящееся в региональном центре, передаются полосы очередного номера, тираж которого поступает к подписчикам и в газетные киоски. Так, например, почти трехмиллионный тираж еженедельника «Аргументы и факты» печатают вместе с региональными приложениями в 64 городах различных республик, краев и областей России и других государств СНГ – от Алма-Аты до Ярославля.

К тому же методу децентрализации выпуска и распространения номеров газеты прибегает и редакция газеты «Известия», тираж которой печатают в 26 городах – столицах и региональных центрах России и других стран.

С другой стороны, редакции небольших местных изданий – городских и районных газет, не имеющие технической базы, позволяющей им обеспечить выпуск и распространение своих изданий на достаточно высоком оформительском и полиграфическом уровне, могут найти выход в использовании централизации выпуска газеты. Подготовив очередной номер, такая редакция может передать его тексты, иллюстрации и макет с помощью Интернета на полиграфическое предприятие, находящееся в областном центре или в другом крупном близлежащем городе.

Происходят подвижки в полиграфической отрасли: многие региональные типографии приватизируются, приоб­ретают современное оборудование за рубежом, процветают и имеют свободные деньги. А там, где есть хорошая полиграфическая база и средства, возможно создание новых перспективных газетно-издательских концернов. В ряде регионов сами типографии наладили выпуск газет, ориентированных на городскую и районные аудитории. Например, в Тверской области выходит пять таких изданий. Их учредитель - типография. Такие издания выгодно отли­чаются от своих предшественников.

Процесс выпуска сетевой газеты потребовал перестройки структуры редакции и организации ее работы. Для редакции сетевой газеты не обязательно присутствие всех или большинства её сотрудников в офисе. Здесь должны находиться лишь специалисты-электронщики, контролирующие программное электронное обеспечение выпуска. Остальные же работники редакции – журналисты, менеджеры и др. – могут выполнять свои обязанности в соответствии с планом номера и процессом его выпуска, находясь в любом другом месте, где они могут работать на компьютере, подключенном к электронной системе газеты. Её главный редактор может руководить выпуском номера, находясь дома. Корреспондент получает возможность направить свой текст или иллюстрацию из дома или с места события, используя свой компьютер. Веб-редактор так же работает над этим текстом, редактируя его и выкладывая в номер. Веб-мастер – верстальщик поддерживает газету в сети Интернет.