Анализ штатного расписания организации. Штатная расстановка и штатное расписание — что это такое и чем они отличаются. Нюансы оформления и внесения изменений в штатное расписание

Штатное расписание унифицированной формы Т-3 применяется для указания структуры, персонального состава организации. Рассмотрим эту форму подробнее, а также приведем штатное расписание с образцом заполнения.

Штатное расписание: бланк унифицированной формы Т-3

С 1 января 2013 года коммерческие организации не обязаны оформлять кадровые документы по утвержденным формам, то есть могут использовать самостоятельно разработанные бланки документов.

Подробнее об этом см. в статье «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения» .

Однако унифицированная форма Т-3 — это достаточно удобный и привычный способ оформления штатного расписания. Кроме того, штатное расписание образца формы Т-3 содержит все необходимые сведения, поэтому большинство работодателей продолжают использовать именно эту форму документа.

Напомним, штатное расписание - бланк унифицированной формы Т-3 - и порядок его заполнения утверждены постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Для того чтобы пользователи нашего сайта знали, как составить штатное расписание, образец документа представлен как в чистом виде (в этом разделе), так и в заполненном состоянии (в последнем разделе).

Какие сведения содержит унифицированная форма штатного расписания?

Штатное расписание — это один из внутренних нормативных документов, который обязана иметь каждая организация (или предприниматель с наемными работниками).

Штатное расписание содержит:

  • перечень структурных подразделений;
  • наименование должностей, специальностей и профессий с указанием квалификации;
  • сведения о количестве штатных единиц;
  • информацию о зарплате: тарифные ставки и оклады, надбавки, фонд оплаты труда (ФОТ), в т. ч. по организации в целом.

Штатное расписание своей главной целью имеет определение структуры, штатной численности и размера ФОТ. Документ не содержит фамилии работников и их штатную расстановку по должностям. Штатная расстановка (синонимы: штатное замещение, штатный список) нормативными документами не установлена. Штатное замещение в отличие от штатного расписания не является обязательным документом для организации, тем не менее оно часто используется. Обусловлено это тем, что штатное замещение позволяет отслеживать вакансии, а также заполнение штатных единиц при приеме на работу совместителя или если должность делится между несколькими сотрудниками. Штатное замещение обычно разрабатывается на основе штатного расписания формы Т-3 с добавлением столбца, в который вносятся фамилии, имена, отчества работников, занимающих определенные должности. Если организация применяет в своей деятельности штатное замещение, то нужно учитывать, что этот документ должен храниться 75 лет.

О сроках хранения кадровых документов читайте .

Как правильно составить штатное расписание

Составление штатного расписания может быть возложено на любого работника организации, при этом оно в обязательном порядке утверждается приказом (распоряжением) руководителя или иного уполномоченного лица. Порядок издания документов об утверждении штатного расписания должен закрепляться в учредительных документах.

О нюансах составления таких приказов читайте в материале «Приказы по основной деятельности - это какие приказы?» .

При составлении штатного расписания впервые ему присваивается номер 1, а в дальнейшем применяется сквозная нумерация. В штатном расписании указывается дата составления, а также дата, с которой штатное расписание вводится в действие. Эти две даты могут различаться. В форме Т-3 предусмотрено указание периода действия штатного расписания, реквизитов приказа о его утверждении и количества штатных единиц.

Код структурного подразделения в штатном расписании и прочие сведения

Штатное расписание в табличной части начинают заполнять с указания наименований и кодов структурных подразделений. Как правило, код подразделения в штатном расписании указывают в порядке, позволяющем определить подчиненность и структуру всей организации.

Если у организации есть филиалы и представительства, то нужно учитывать, что они являются структурным подразделением организации, и соответственно, штатное расписание должно составляться по организации в целом. Даже если руководителю филиала передали право самостоятельно утверждать штатное расписание, то составляется оно все равно как часть единого штатного расписания.

В графе 3 штатного расписания приводится наименование должности, специальности, профессии, которые указываются в именительном падеже без сокращений. Наименование должности, профессии присваивает работодатель, если работа не связана с тяжелыми условиями труда и представлением льгот, в противном случае при указании должности в штатном расписании нужно ориентироваться:

  • на Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367);
  • Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ-08) (утв. приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст);
  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 7);
  • единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по отраслям;
  • профессиональные стандарты (абз. 3 ч. 2 ст. 57, ст. 195.1 ТК РФ).

Как привести наименования должностей в соответствие профстандартам, читайте .

Если организация принимает на работу сотрудников для выполнения определенного вида работы, а не на должность (профессию, специальность), то это тоже нужно отразить в штатном расписании.

Далее в графе 4 штатного расписания указывается количество штатных единиц. Штатные единицы могут быть указаны как полные, так и неполные. Содержание неполной штатной единицы в штатном расписании указывается в долях, например 0,25; 0,5; 2,75 и пр.

При составлении штатного расписания особое внимание нужно уделить графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.». В самом простом случае в этой графе штатного расписания указывается фиксированный размер оплаты труда за месяц.

На практике при составлении штатного расписания часто возникает вопрос о правильном оформлении документа в ситуациях, когда нет фиксированного размера оплаты труда, например при сдельной оплате. В этом случае рекомендуется в графе 4 штатного расписания поставить прочерк, а в графе 10 указать: «Сдельная оплата труда / Сдельно-премиальная оплата труда» и привести ссылку на локальный нормативный акт, определяющий порядок установления оплаты труда, а также ее размер за определенную норму выработки. В аналогичном порядке рекомендуется поступать, заполняя штатное расписание в ситуации, когда работнику установлена часовая тарифная ставка.

Если в штатном расписании предусмотрена неполная штатная единица, то в графе «Тарифная ставка (оклад)» всё равно указывается сумма полного оклада по должности.

Как заполнить штатное расписание: образец и пример

Образец заполнения штатного расписания формы Т-3 в ситуации, когда нет фиксированной оплаты труда, а также есть неполная штатная единица, можно найти на нашем сайте.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В ст. 22 ТК РФ указано, что оплата должна быть равной за равный труд. Из этого следует, что «вилка» окладов в штатном расписании является нарушением Трудового кодекса. Роструд в письме от 27.04.2011 № 1111-6-1 рекомендует по одноименным должностям в штатном расписании указывать одинаковые размеры окладов, а возможность выплаты одному из работников заработной платы (не оклада) в большем размере регулировать за счет надбавок и доплат в зависимости от сложности работы, количества и качества труда.

В графах 6, 7, 8 «Надбавки, руб.» указываются надбавки — как принятые в организации (за ненормированный рабочий день, повышенную ответственность, знание иностранных языков, стаж работы и др.), так и установленные на законодательном уровне (например, за работу в районах Крайнего Севера). Штатное расписание унифицированной формы предполагает, что эти графы заполняются в рублях. Если для указания всех надбавок, действующих в организации в штатном расписании, недостаточно граф, то их количество можно увеличить, издав приказ о дополнении формы штатного расписания. Аналогично рекомендуется поступить, если надбавки устанавливаются в процентах.

Графа 9 «Всего за месяц» заполняется только в том случае, когда оклад и надбавки указаны в рублях. В указаниях по составлению штатного расписания говорится о том, что «при невозможности заполнения организацией граф 5-9 в рублевом исчислении... графы заполняются в соответствующих единицах измерения (процентах, коэффициентах и пр.)». Однако фактически оформить штатное расписание таким образом невозможно. В такой ситуации можно в этой графе поставить прочерки, а в графе 10 «Примечание» указать ссылку на нормативные акты, как внутренние, так и нормативные, которыми установлены надбавки. Ссылка в графе 10 на документ, позволяющий устанавливать надбавку за стаж, позволит не менять расписание при изменении размера надбавки. Также в графе 10 указывается любая информация, имеющая отношение к штатному расписанию.

Нюансы оформления и внесения изменений в штатное расписание

Бланком унифицированной формы Т-3 предусмотрены подписи руководителя кадровой службы и главбуха, но вот такого реквизита, как печать, в нем нет. Периодичность и сроки утверждения штатного расписания законом не установлены, и каждый работодатель решает этот вопрос самостоятельно.

Ознакомление со штатным расписанием работников производится только в том случае, если эта обязанность работодателя закреплена коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (письмо Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1).

В штатное расписание могут вноситься изменения, если нужно дополнить его новыми должностями и структурными подразделениями или, наоборот, исключить их, а также при изменении окладов, переименовании подразделений и должностей. Изменение в штатном расписании оформляется приказом. Есть 2 способа внести изменение в штатное расписание:

1) издание приказа о соответствующем изменении;

2) издание приказа об утверждении нового штатного расписания.

При сокращении штата или численности, изменении окладов в штатное расписание также вносятся изменения, при этом нужно учитывать, что дата ввода в действие изменений не может наступать раньше чем через 2 месяца после издания приказа. Это связано с тем, что работников нужно предупредить за 2 месяца о предстоящем сокращении (ч. 2 ст. 180 ТК РФ) или о предстоящих изменениях в условиях трудовых договоров.

Штатное расписание хранится в организации постоянно. Организации, осуществляющие контрольно-надзорные функции (например, инспекция по труду, контролирующие органы ФСС РФ, ПФР, налоговые органы), при проведении проверок вправе затребовать этот документ. В случае непредставления затребованных контролерами документов или их копий, включая штатное расписание, на работодателя может быть наложен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (, п. 1 ст. 126 НК РФ).

Итоги

Штатное расписание - обязательный документ, который должен быть у любого работодателя. Пример заполнения штатного расписания по форме Т-3 можно найти в интернете на многих бухгалтерско-юридических сайтах, однако образец с описанными выше ситуациями приводится достаточно редко. При подготовке штатного расписания формы Т-3, образец заполнения которого приведен в данной статье, может быть хорошим подспорьем как для опытного, так и для начинающего кадровика.

О том, как правильно организовать кадровый учет, читайте в статье

Штатное расписание – важный кадровый документ, который содержит наиболее полную информацию обо всем, что касается персонала организации. Данные в нем представлены в разрезе структурных подразделений и отдельных штатных единиц с указанием их количества и основных данных по каждой позиции, таких как занимаемая должность, размер заработной платы и прочее.

Основная ценность этого документа состоит в том, что он является удобным инструментом не только учета, но и управления структурой персонала предприятия, так как на основании содержащейся в нем информации очень удобно проводить анализ показателей, характеризующих эффективность труда, а также разрабатывать пути оптимизации использования трудовых ресурсов.

Штатное расписание – это унифицированный документ по учету персонала организации, содержащий данные о его:

  • Кадровой структуре.
  • Должностном составе.
  • Численности сотрудников,.
  • Утвержденных окладах и надбавках.
  • Прочую необходимую информацию.

Его форма утверждена в 2004 году и содержится в Альбоме унифицированных форм документов, однако может составляться произвольным образом, при условии сохранения в составе обязательных реквизитов.

Наряду с обязательными реквизитами, содержащимися во всех унифицированных формах кадровых документов, в штатное расписание должны быть включены следующие показатели:

  • Наименование и код структурного подразделения.
  • Должность.
  • Количество штатных единиц.
  • Оклад и причитающиеся надбавки.
  • Итоговая сумма оплаты труда.
  • Примечание.

Штатное расписание может быть составлено в двух вариантах: текущем (на основании существующих данных) и плановом.

Функции штатного расписания

Штатное расписание содержит свод важнейшей информации о персонале, как по всей организации, так и по ее структурным и штатным единицам. Таким образом, наряду с выполнением задач кадрового учета, оно обеспечивает информативную базу для эффективной работы в области управления кадрами. Полнота и детализация данных, представленных в этом документе, служит основанием для разработки и принятия управленческих решений на всех уровнях.

В качестве основных функций штатного расписания можно выделить несколько. Штатное расписание:

  • Демонстрирует действующую на предприятии организационную структуру.
  • Является одним из важнейших источников информации для анализа существующей кадровой структуры.
  • Содержит данные о численности персонала в целом по предприятию и в разрезе подразделений и должностей.
  • Предоставляет срез информации об оплате труда.
  • Отражает текущие потребности в размещении вакансий.

Штатное расписание на предприятии может составляться любым сотрудником, на которого руководство возложило данную функцию. Назначение работника, ответственного за выполнение данной функции, устанавливается приказом по организации. Аналогичным образом закрепляется и сама форма штатного расписания, при этом в приказе (распоряжении) руководителя предприятия о его утверждении в обязательном порядке указываются все входящие в его состав реквизиты.

Штатное расписание составляется без уточнения фамилий и других индивидуальных признаков сотрудников, работающих на предприятии, и содержит информацию об организационной структуре с указанием их должностей, а также наименований структурных подразделений.

Каких либо требований в отношении срока, на протяжении которого может действовать штатное расписание, в законодательных актах Российской Федерации не установлено. Это означает, что каждая организация вправе самостоятельно определять периодичность его утверждения исходя из специфики своей деятельности.

Что касается сроков хранения штатных расписаний, то они определены в Перечне типовых управленческих архивных документов следующим образом:

  • Для учреждений, документы которых поступают в государственные архивы – постоянно.
  • Для прочих организаций – в течение трех лет.

Кто отвечает за составление штатного расписания на предприятии

Штатное расписание (ШР) представляет собой один из первичных документов, применяемых в целях оплаты труда набранного персонала и ведения бухучета на предприятии. Кроме того, ШР незаменимо в кадровом делопроизводстве. Поэтому ответ на вопрос, кто составляет штатное расписание на предприятии, зависит от масштабов и организационной структуры предприятия.

Заполнение и ведение ШР может быть возложено:

  • на инспектора отдела кадров, если таковой функционирует, или сотрудника, на которого возложено ведение кадрового учета (последним может быть юрист, секретарь, офис-менеджер и т. д.);
  • главного бухгалтера или сотрудника бухгалтерии, когда такое подразделение создано;
  • генерального директора предприятия, когда главный бухгалтер в штате предприятия отсутствует.

В первом случае в принятии расписания участвуют все 3 звена (кадровик его составляет, главный бухгалтер проверяет и визирует, руководитель утверждает, издавая соответствующий приказ). В последнем случае все действия производятся непосредственно руководителем юрлица.

Как часто нужно заполнять штатное расписание

На вопрос, как часто нужно составлять штатное расписание, следует ответить, что расписание оформляется единожды и в дальнейшем корректируется по мере необходимости. Первоначальное ШР составляется, когда предприятие создается и руководство определяется с количеством работников тех или иных должностей и специальностей, необходимых для его функционирования. Для удобства этот момент пытаются соотнести с началом календарного года или первым числом месяца, чтобы избежать вопросов по начислению заработной платы.

При изменении данных ШР необходимо привести в соответствие с ними путем внесения изменений. О том, как это сделать грамотно, читайте в нашей статье Как правильно вносить изменения в штатное расписание? .

Как правильно сделать штатное расписание: составляем пример на 2018 - 2019 год

Нередко руководители небольших юрлиц задаются вопросом: как заполнить штатное расписание и где посмотреть образец его оформления? В этом разделе мы расскажем, как правильно сделать штатное расписание.

Существует унифицированная форма ШР (форма Т-3, утв. постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1), однако с 01.01.2013, дня вступления в силу закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, применять такую форму необязательно. Можно разработать собственный шаблон.

Проведем анализ образца заполнения штатного расписания на примере утвержденной формы. В ней рекомендуется прописать:

  1. Общие данные:
    • название предприятия;
    • номер и дату оформления, период действия штатного расписания;
    • реквизиты приказа, которым документ утвержден.
  2. Само расписание в табличной форме со следующими столбцами:
    • название структурного подразделения и его код (при наличии);
    • название необходимых специальностей и должностей персонала;
    • количество штатных единиц, причем число может быть как целым (1, 2), так и дробным (0,5 или 0,25), когда присутствие того или иного работника целый рабочий день не требуется;
    • должностной оклад;
    • надбавки (при наличии);
    • размер платежей по каждой должности и всему предприятию (определяется путем сложения оклада и надбавок по каждой должности и умножения на количество штатных единиц).
  3. Подписи:
    • инспектора отдела кадров (руководителя отдела при наличии);
    • главбуха или лица, исполняющего его обязанности на предприятии.

Пример заполнения штатного расписания можно скачать по ссылке: Образец заполнения штатного расписания на 2018 - 2019 год .

Мы рассмотрели, как составить штатное расписание. Для оформления данного документа можно использовать утвержденную форму или составить его в произвольном виде. Из ШР можно узнать о структуре предприятия, числе работников и ежемесячном размере денежных средств, требуемых, чтобы оплатить труд персонала.

От 6 апреля 2001 г. № 26 установило единую форму и порядок составления штатного расписания для всех без исключения организаций. С принятием Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) сомнения в обязательности этого документа для организации отпали окончательно.

Рассмотрим основные понятия, определяющие состав этой формы.

Под «штатом» понимается состав работников организации, определяемый руководством на определенный период.

Под «штатным расписанием» понимается организационнораспорядительный документ, в котором отражается структура организации, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов. Также в штатном расписании отражается размер надбавок и доплат, существующих в данной организации, применительно к конкретным должностям.

Под «штатной единицей» понимается должностная или рабочая единица, предусмотренная штатным расписанием предприятия. Как правило, количество штатных единиц организаций, финансируемых из федерального или регионального бюджета, определяется вышестоящими организациями. Количество штатных единиц коммерческого предприятия определяется его потребностями в тех или иных видах работ, степенью срочности их выполнения и экономической целесообразностью.

Под окладом (тарифной ставкой) в соответствии со ст. 129 ТК РФ понимается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени. Тарифные ставки - инструмент тарификации оплаты труда работника в организациях, финансируемых из федерального бюджета в соответствии с Единой тарифной сеткой. Коммерческие организации устанавливают размер окладов исходя из своих финансовых возможностей. При установлении оклада следует руководствоваться требованиями, содержащимися в актах трудового законодательства, а также локальными нормативными актами - Положением об оплате труда в организации, Положением о премировании и др.

В унифицированной форме № Т-3 есть несколько граф, объединенных общим названием «Надбавка». В действующем ТК РФ не содержится четких определений понятий «надбавки» и «доплаты».

Руководствуясь общепринятыми установками, можно обозначить доплаты как выплаты, начисляемые работникам к окладам (тарифным ставкам) за особые условия труда или режим работы. Надбавки к заработной плате - это стимулирующие выплаты сверх установленного должностного оклада, которые стимулируют работников к достижению более высоких производственных показателей, повышению профессионального мастерства и производительности труда. Как правило, надбавки устанавливаются по результатам аттестации работников решением квалификационной или аттестационной комиссии.

Месячный фонд заработной платы - это суммарные денежные средства, которые предусмотрены штатным расписанием и системой оплаты, действующими на предприятии, для выплаты работникам.

Прежде чем приступить к составлению штатного расписания, необходимо определиться с организационной структурой предприятия. Организационная структура - это схематическое отображение структурных подразделений. В этом документе отражаются все подразделения организации, схематически прорисовывается порядок их подчиненности. В организационной структуре также можно отразить как вертикальные, так и горизонтальные связи между подразделениями.

Изменения в штатное расписание вносятся при сокращении численности или штата работников. При сокращении численности исключаются отдельные единицы, а при сокращении штата - отдельные подразделения.

В разных организациях функции по составлению штатного расписания выполняются разными структурными подразделениями. В крупных компаниях, имеющих в своем составе как отделы кадров или службы персонала, так и отделы организации и оплаты труда, разработкой штатного расписания занимаются названные подразделения.

Формирование штатного расписания - достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов и требующий привлечения не только специалистов службы персонала, но и экономистов.

  • Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системеи структуре федеральных органов исполнительной власти» преобразован в Федеральнуюсистему государственной статистики Российской Федерации (Росстат).

Аналитическая записка

к анализу штатной численности работников муниципальных учреждений социальной сферы.

~ центр внешкольной работы с детьми – 26 % и 74 %;

~ детский оздоровительно-образовательный центр – 50,3 % и 49,7 %;

~ в среднем по детским образовательным учреждениям с предельной мощностью до 100 человек – 33,5 % и 66,5 %;

~ в среднем по детским образовательным учреждениям с предельной мощностью от 101 до 200 человек – 38,9 % и 61,1 %;

~ в среднем по детским образовательным учреждениям с предельной мощностью свыше 200 человек – 44,5 % и 55,5 %;

~ в целом по всем детским образовательным учреждениям – 41,8 % и 58,2%.

Если же рассматривать фонд оплаты труда, то соотношение не соблюдается в следующих учреждениях:

~ центр внешкольной работы с детьми – 41,9 % и 58,1 %;

~ в среднем по детским образовательным учреждениям с предельной мощностью до 100 человек – 45,0 % и 55,0 %. При этом к данной группе относятся 6 учреждений: детские сады № 2, 3, 8, 10, 20 и 64. Самое низкое соотношение в детском саду № 10 – это 35,9 % и 64,1 %.

В детских образовательных учреждениях с предельной мощностью от 101 до 200 человек соотношение фонда заработной платы в среднем составило 61,1 % и 38,9%. Однако, в детских садах № 33, 36, 38, 40, 44, 45, 158, или в семи учреждениях из шестнадцати, соотношение фонда оплаты труда не соблюдено.

В 17 детских садах, отнесенных к группе с предельной мощностью свыше 200 человек, фонда оплаты труда административно-хозяйственного персонала не превышает 40 процентов, а в ряде детских садов доля фонда оплаты труда основного персонала даже превышает 70 %. В среднем по данной группе учреждений соотношение фонда оплаты труда составило 66,9 % и 33,1 %.

Средний процент административно-управленческого персонала в детских образовательных учреждениях составляет 2,7 %, при этом в детском саду № 10 эта доля равна 6,3 %, так как в этом учреждении самое низкое количество штатных единиц .

Наиболее высокий процент административно-управленческого персонала в центре внешкольной работы с детьми – 9,1.

В детских образовательных учреждениях наблюдается высокая доля вспомогательного персонала – в среднем 55,5 %. В детском саду № 10 доля вспомогательного персонала составила 70 %.

В центре внешкольной работы с детьми доля вспомогательного персонала достигла 64,9 %.

Таким образом, по группе детских образовательных учреждений с предельной мощностью до 100 человек наблюдается несоответствие рекомендуемого соотношения численности основного и прочего персонала и фонда оплаты труда. При этом в этих учреждениях достаточно высокая численность вспомогательного персонала, что связано с необходимостью обслуживания занимаемых зданий. Возникает вопрос об экономической целесообразности содержания учреждений с небольшим количеством детей.

В соответствии с приказом финансового управления № 51 к результатам анализа была приложена пояснительная записка , в которой Управление образования предлагает провести реорганизацию более крупных детских образовательных учреждений в форме присоединения к ним малочисленных в качестве филиалов. Цель таких мероприятий – доведение средней заработной платы педагогических работников до установленного уровня в соответствии с Указами Президента Российской Федерации. Однако в содержание представленной пояснительной записки не дается никаких пояснений о распределении штатных должностей по группам персонала, что не позволяет сделать вывод о правильности группировки штатных расписаний. Кроме того, Управлением образования не объясняются причины сложившегося соотношения численности основного и прочего персонала в подведомственных учреждениях и не предлагаются меры по его оптимизации.

II. По Управлению культуры.

Анализ штатной численности был проведен по 4 учреждениям дополнительного образования детей (художественная школа, музыкальная школа и 2 школы искусств), 2 дворцам культуры, дому народного творчества, парковому объединению и централизованной библиотечной системе.

При проведении анализа штатной численности в группы были объединены учреждения дополнительного образования детей и дворцы культуры. В финансовое управление были представлены результаты анализа по указанным группам учреждений, а аналитические таблицы по каждому учреждению представлены не были. По дополнительному запросу финансового управления были представлены результаты анализа по каждому учреждению.

Мощность учреждений дополнительного образования детей рассчитана на основании установленного муниципального задания на 2014 год.

Мощность учреждений культуры, то есть количество посетителей или пропускная способность, отражена в соответствии с журналом учета работы учреждения.

~ детская художественная школа – 56 % и 44 %;

~ дворец культуры им.1100-летия г. Мурома – 52 % и 48 %;

~ дворец культуры «Вербовский» – 46,7 % и 53,3 %;

При этом соотношение фонда оплаты труда выдержано во всех учреждениях.

В 2013 году в отдельных учреждениях проводилась реструктуризация штатной численности, связанная с выведением отдельных штатных единиц из штатного расписания и переводом их на оплату по договорам гражданско-правового характера. Это является положительной практикой.

Анализ количественного и качественного состава штатных расписаний показал следующее:

Самый высокий процент административно-управленческого персонала в следующих учреждениях: парковое объединение – 11,1 %, детская художественная школа – 10,2 %, дом народного творчества – 8,3 % и дворец культуры им.1100-летия г. Мурома – 8,6 %.

Самый низкий процент административно-управленческого персонала в детской школе искусств № 2, который равен 4,9 %.

В ряде учреждений наблюдается высокая доля вспомогательного персонала. Так, во дворце культуры «Вербовский» эта доля составила 45,6 %, во дворце культуры им.1100-летия г. Мурома – 39,4 %, в детской художественной школе – 34 %.

Самый низкий процент вспомогательного персонала в детской музыкальной школе № 3, который равен 13 %.

В соответствии с приказом финансового управления № 51 к результатам анализа была приложена пояснительная записка, содержащая только описание аналитических таблиц. Однако Управлением культуры не объясняются причины сложившегося соотношения численности основного и прочего персонала в подведомственных учреждениях, возможно связанные со спецификой конкретного учреждения либо с объективными особенностями его функционирования.

III. По Комитету по делам молодежи.

Анализ штатной численности был проведен по учреждению дополнительного образования детей Центр развития детей и юношества «Орлёнок», подведомственного Комитету по делам молодёжи.

При этом мощность учреждения определена в соответствии с муниципальным заданием, а не санитарными нормами.

Соотношение фонда заработной платы при этом также не соответствует установленным рекомендациям – 51,8 % и 48,2 %.

Анализ количественного и качественного состава штатных расписаний показал следующее:

Доля административно-управленческого персонала в учреждении составила 5,9 %.

Также отмечен высокий процент вспомогательного персонала – 47,1 %. Объясняется это тем, что на балансе учреждения кроме основного корпуса находятся здания клуба по месту жительства «Импульс», клуба по месту жительства «Юность», здание «Планетария» и молодежное общежитие для бывших воспитанников детских домов . Численность обслуживающего персонала этих подразделений составляет 19,5 единиц.

При этом 7,5 ставок - это прочий персонал молодежного общежития, в которые включены:

заведующий общежитием – 1 ставка;

дежурный по общежитию – 4 ставки;

машинист по стирке белья – 0,5 ставки;

уборщик помещений – 2 ставки.

Однако мягкий инвентарь на учёте в молодежном общежитии отсутствует, поэтому содержание 0,5 ставки машиниста по стирке белья становится нецелесообразным. Следует также отметить, что контингент проживающих воспитанников в общежитии - это лица старше 18 лет, то есть содержание 4 ставок дежурных по общежитию также неэффективно.

В тоже время Комитетом по делам молодежи не предлагается никаких мер по исправлению сложившейся ситуации.

IV. По Комитету по физической культуре и спорту.

Анализ штатной численности был проведен по 3 учреждениям дополнительного образования детей - это детско-юношеская спортивная школа «Ока», детский оздоровительно-образовательный (спортивный) центр «Верба» и детско-юношеская спортивная школа со специализированными отделениями олимпийского резерва. Отдельно рассматривалось штатное расписание загородного оздоровительного лагеря «Салют», являющегося структурным подразделением детско-юношеской спортивной школы со специализированными отделениями олимпийского резерва.

Мощность учреждений определена Комитетом по физической культуре и спорту для каждого учреждения по установленному муниципальному заданию. При составлении обобщающих сведений финансовым управлением мощность учреждений была откорректирована в соответствии с предоставленными учреждениям лицензиями.

~ детско-юношеская спортивная школа «Ока» – 32,4 % и 67,6 %;

~ детский оздоровительно-образовательный (спортивный) центр «Верба» – 25,8 % и 74,2 %;

~ загородный оздоровительный лагерь «Салют» – 32,1 % и 67,9 %.

Соотношение численности основного и прочего персонала в детско-юношеской спортивной школе со специализированными отделениями олимпийского резерва соответствует рекомендуемым пропорциям и составляет 68,3 % и 31,7 %.

По фонду оплаты труда соотношение выдержано только в детско-юношеской спортивной школе со специализированными отделениями олимпийского резерва (73,0 % и 27,0 %), в остальных учреждениях соотношением не соответствует рекомендуемому уровню:

~ детско-юношеская спортивная школа «Ока» – 38,6 % и 61,4 %;

~ детский оздоровительно-образовательный (спортивный) центр «Верба» – 32,9 % и 67,1 %;

~ загородный оздоровительный лагерь «Салют» – 17,3 % и 82,7 %.

Анализ количественного и качественного состава штатных расписаний показал следующее:

Средний процент административно-управленческого персонала в учреждениях – 6,0 %. При этом самый низкий процент административно-управленческого персонала в загородном оздоровительном лагере «Салют», который равен 3,8 %, а самый высокий – в детском оздоровительно-образовательном (спортивном) центре «Верба» (8,1 %).

В штатное расписание крытого катка, являющегося подразделением детско-юношеской спортивной школы «Ока», включено 4 ставки инженера. При этом должностные инструкции этих сотрудников, разработанные по типовым инструкциям инженеров предприятий, не соответствуют фактически выполняемым обязанностям, что уже отмечалось в 2013 году проводимой финансовым управлением ревизией. Однако меры по устранению указанных замечаний Комитетом по физической культуре и спорту до сих пор не приняты.

Во всех учреждениях наблюдается высокая доля вспомогательного персонала. В среднем по учреждениям этот процент равен 52,1 %. В разрезе каждого учреждения доля вспомогательного персонала составляет:

~ детско-юношеская спортивная школа «Ока» – 61,0 %;

~ детский оздоровительно-образовательный (спортивный) центр «Верба» – 66,1 %;

~ загородный оздоровительный лагеря «Салют» – 64,2 %;

~ детско-юношеская спортивная школа со специализированными отделениями олимпийского резерва – 26,8 %.

Это связано с высокой долей персонала, занятого хозяйственным обслуживанием зданий и территорий:

~ педнем по учреждениям этот процент равен 52,1 %ню:и спортуость учреждений была откорректирована на ителем средств бюджета округ детско-юношеская спортивная школа «Ока» – 46,7 %;

~ детский оздоровительно-образовательный (спортивный) центр «Верба» – 54,8 %;

~ загородный оздоровительный лагерь «Салют» – 35,8 %;

~ детско-юношеская спортивная школа со специализированными отделениями олимпийского резерва – 23,0 %.

Средний процент персонала, занятого хозяйственным обслуживанием, составляет 39,6 %

В загородном оздоровительном лагере «Салют» штатная численность персонала, занятого организацией питания, составляет 10 единиц, из них повара – 4 единицы.

При сравнении штатного расписания загородного оздоровительного лагеря «Салют» с аналогичными подразделениями Управления образования выяснилось, что в Управлении образования количество ставок обслуживающего персонала корректируется каждую смену в зависимости от наполняемости. То есть если количество отдыхающих детей как правило в первую и последнюю смену ниже, чем в середине сезона, то и обслуживающий персонал уменьшается. Комитет по физической культуре и спорту такую практику не использует. Кроме того, количество ставок поваров в загородном оздоровительном лагере «Салют» на 150 детей выше, чем в Управлении образования. На смену, обслуживающую 161 ребенка, в загородном лагере отдыха «Озерный» устанавливалось 2,5 ставки повара, четыре же ставки устанавливаются на смены более 200 человек. Рекомендуем Комитету по физической культуре и спорту привести численность поваров в соответствие с постановлением секретариата всесоюзного центрального Совета профессиональных союзов года.

Большое количество вспомогательного персонала связывается Комитетом по физической культуре и спорту с обслуживанием технологически сложного оборудования.

Однако Комитетом по физической культуре и спорту причины сложившихся диспропорций в подведомственных учреждениях не связываются со спецификой конкретного учреждения и не указывается имущество, состоящее на балансе учреждений, используемое в их непосредственной деятельности.

Кроме того, Комитетом по физической культуре и спорту не предлагается никаких мер по соблюдению рекомендуемых соотношений численности основного и прочего персонала и фонда оплаты труда.

В учреждениях Комитета по физической культуре и спорту имеются штатные должности, выполняющие работы , носящие сезонный характер, в количестве 70 единиц. Однако предложений о переводе сотрудников на выполнение услуг по договорам гражданско-правового характера Комитетом по физической культуре и спорту не принято.

По результатам проведенного анализа штатных расписаний муниципальных учреждений финансовым управлением сделаны следующие выводы:

1. Главные распорядители формально подошли к проведению анализа штатной численности подведомственных учреждений.

2. При определении мощности подведомственных учреждений главные распорядители, за исключением Управления образования, использовали утвержденный объем муниципального задания, что не позволяет сделать достоверный вывод об эффективном функционировании учреждений.

3. Действия главных распорядителей по оптимизации штатной численности были сведены к составлению аналитических таблиц по подведомственным учреждениям.

4. Большинство главных распорядителей не объясняет причин сложившихся соотношений основного и прочего персонала в подведомственных учреждениях и высокой доли вспомогательного персонала учреждений.

5. Никаких конструктивных мер по оптимизации структуры и штатных расписаний подведомственных муниципальных учреждений главными распорядителями не предлагается.

В связи с вышеизложенным считаем необходимым поручить:

1. Управлению образования представить в финансовое управление анализ штатной численности по центру работы с педагогическими кадрами и межшкольному учебному комбинату.

2. Управлению образования, Управлению культуры, Комитету по делам молодежи и Комитету по физической культуре и спорту:

~ представить в финансовое управление информацию о причинах несоответствия значений предельной штатной численности и структуры штатного расписания для каждого подведомственного учреждения;

~ установить пороговые значения предельной штатной численности и структуры штатного расписания для каждого подведомственного учреждения;

~ рассмотреть вопрос о выводе из штатных расписаний учреждений должностей, выполняющих работы, носящие сезонный характер, и переводе их на оплату по договорам гражданско-правового характера;

~ рассмотреть вопрос о привлечение к обслуживанию сложного технологического оборудования специалистов профильных организаций вместо содержания ставок за счет учреждений;

~ принять меры по оптимизации прочего персонала подведомственных учреждений, численность которых превышает пороговое значение, в пределах фонда оплаты труда;

~ при согласовании фонда оплаты труда и штатных расписаний подведомственных учреждений учитывать структуру и соотношение персонала по категориям;

~ при утверждении нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг учитывать структуру штатных расписаний подведомственных учреждений и затраты на содержание прочего персонала этих учреждений.

Начальник финансового управления -