Ндс при импорте из еаэс. Ндс при импорте товаров из киргизии в россию Ставки ндс в еаэс

Альбина Островская,

ведущий налоговый консультант консалтинговой группы "Такс Оптима"

Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия – это страны, входящие в Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС). И в отношении операций с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол).

Импорт из стран ЕАЭС
Заключая договор на покупку товара из страны, входящей в ЕАЭС, в первую очередь необходимо иметь в виду, что уплатить НДС по данной операции придется российскому покупателю. Причем уплачиваться налог будет не контрагенту в составе стоимости товара (как это происходит при внутрироссийских операциях), а непосредственно в бюджет. И неважно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Обязанность по уплате НДС в данной ситуации возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 Протокола).
При импорте товаров из страны, входящей в ЕАЭС, сумму НДС, которую надлежит уплатить в бюджет, должен самостоятельно определить российский импортер. В этом заключается одно из отличий от прочего импорта, при котором сумму НДС рассчитывают таможенники. Поэтому крайне важно не ошибиться при расчете налога.
Большое значение при определении суммы НДС имеет дата принятия импортированных товаров к учету. Именно на эту дату и следует рассчитывать налоговую базу. Последняя определяется исходя из стоимости приобретенных товаров. Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18%) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.
Уплатить НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время компаниям-импортерам не остается ничего другого, как применять старую форму декларации по косвенным налогам при импорте, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза (приложение № 1 к Минфина России от 07.07.2010 № 69н).

Документы на импорт
Вместе со специальной декларацией по НДС положения раздела III Протокола обязывают импортера представить в ИФНС и ряд документов (п. 20 Протокола):
– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
– банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
– транспортные (товаросопроводительные) документы;
– счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
– договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.
Если товар приобретается комиссионером, дополнительно необходимо представить и договор комиссии.
В настоящее время применяется форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов.
С 1 января 2015 года предусмотрены два способа подачи такого заявления:
1) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
2) в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.
Чиновники уточняют ( ФНС России от 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@), что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.
Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранному продавцу).

Вычет НДС
Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС ( НК РФ), уплаченную при импорте из стран ЕАЭС сумму налога он может принять к вычету (
НК РФ).
Вычет можно применять не ранее того квартала, в котором импортированные товары были приняты к учету и проставлена отметка (получено сообщение о проставлении отметки) на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенного налога. Причем заявить вычет теперь разрешено в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия их на учет ( , НК РФ).
Определившись, в каком квартале он хочет
отразить вычет, бухгалтер должен зарегистрировать соответствующие
документы в книге покупок за этот квартал. В графе 3 книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС. А в графе 7 книги покупок указать реквизиты платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Импорт из ЕАЭС и ввозной НДС

Как платить НДС при импорте товаров в рамках нового экономического союза России, Беларуси, Казахстана и Армении

Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС)

С января 2015 г. в Евразийский экономический союз входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армени яДоговор о ЕАЭС ; ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС (подписан в Минске 10.10.2014) . В ближайшем будущем к ЕАЭС может присоединиться и Киргизия.

Именно Договор о ЕАЭС регулирует теперь уплату НДС при экспорте и импорте товаров, работ и услуг во взаимной торговле между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Армение йст. 72 Договора о ЕАЭС ; приложение № 18 к Договору о ЕАЭС (далее - приложение № 18) . В целом порядок налогообложения остался таким же, какой применялся ранее при торговле между странами Таможенного союза - Россией, Белоруссией и Казахстаном. НДС считается по принципу страны назначения.

Но в 2015 г. появились новые особенности, которые надо учесть при работе с контрагентами из стран ЕАЭС. Связаны они не только с новым Договором о ЕАЭС, но и с внутрироссийскими изменениями.

В этой статье рассмотрим общий порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из других стран ЕАЭС, а также обратим внимание на особенности, появившиеся в этом году.

Будем рассматривать самые простые сделки купли-продажи товаров - без участия комиссионеров и агентов.

НДС при импорте платят независимо от режима налогообложения

Подробнее об уплате НДС при продаже товаров через филиал, расположенный в одной из стран ЕАЭС, на примере Казахстана мы писали в статье, опубликованной:

Организациям и предпринимателям независимо от применяемого режима налогообложения при ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана и Армении надо уплачивать в российский бюджет НДС со стоимости ввезенных товаро вп. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС . Из этого правила есть исключения. Так, не надо платить ввозной НДС, если:

  • <или> товары не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе в Россию;
  • <или> товары ввозятся организацией в связи с их передачей в рамках одного юридического лицап. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС . К примеру, товар передается российской головной организацией собственному филиалу, находящемуся в другой стране ЕАЭС. В таком случае покупатель, купивший товар у филиала, должен будет уплатить импортный НДС (как при ввозе товара из России) в бюджет своей страны. А российская организация, получив от покупателя заявление об уплате косвенных налогов с отметкой его налоговой инспекции, сможет претендовать на экспортную ставку НДС.

ВНИМАНИЕ

Платить НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС надо также и упрощенцам, и плательщикам ЕНВД.

Ввозной НДС надо уплачивать налоговой службе (а не таможне - как при импорте товаров из других стран, не входящих в ЕАЭС)п. 13 приложения № 18 .

Ввозной НДС надо исчислить на дату принятия на учет импортированных товаров. Считается налог со стоимости товаров, которая определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям договор ап. 14 приложения № 18 .

Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, ее надо пересчитать в рубли по курсу ЦБ на дату принятия товаров к учет уп. 14 приложения № 18 .

Ставка НДС определяется так же, как при реализации товаров внутри России (за исключением случаев ввоза товаров, освобождаемых при ввозе от налогообложени я)пп. 5, 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС .

Начисление ввозного НДС отражается проводкой по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по НДС»).

ВНИМАНИЕ

По-прежнему декларацию по косвенным налогам надо подавать в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из стран ЕАЭС.

После ввоза товаров в Россию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, нужно:

  • заплатить ввозной НДС в инспекцию (или подать заявление о зачете имеющейся переплаты по другому федеральному налогу - с таким расчетом, чтобы до этой даты инспекция уже либо сделала зачет, либо приняла решение об отказе и вы успели уплатить налог). Порядок зачета уплаченных сумм в счет долга по импортному НДС такой же, как и при зачете иных налогов, уплачиваемых при реализации на внутрироссийском рынк еп. 19 , подп. 2 п. 20 приложения № 18 .

Напомним, что по общему правилу на вынесение решения по проведению зачета налоговому органу отводится 10 рабочих дней со дня получения им заявления от налогоплательщик ап. 6 ст. 6.1 , п. 4 ст. 78 НК РФ ;

  • подать в инспекцию декларацию по косвенным налогам. Эта декларация не имеет ничего общего с обычной НДС-декларацией, у них разные формы, сроки подачи и периоды, за которые они составляютс яп. 20 приложения № 18 .

Сейчас действует старая форма декларации по косвенным налогам, утвержденная еще в 2010 г.Приказ Минфина от 07.07.2010 № 69н

Вместе с декларацией по косвенным налогам в инспекцию надо представит ьп. 20 приложения № 18 :

  • заявление о ввозе товаро вформа утверждена Протоколом об обмене информацией от 11.12.2009 (ред. от 31.12.2014) (далее - Протокол) :
  • <или> четыре экземпляра на бумажном носителе + электронный вариант этого заявления;
  • <или> только заявление в электронном виде, если оно подписано электронно-цифровой подписью.

ВНИМАНИЕ

Обновите в своей отчетно-бухгалтерской программе форму заявления о ввозе товаров.

Обратите внимание на то, что с 1 января форма заявления немного изменена. В частности, убрана подпись главного бухгалтера. Изменился и электронный формат этого заявлени яПриказ ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@ ;

  • копию выписки банка, подтверждающей уплату косвенных налогов по импортированным товарам.

Если у вас была переплата, которую вы зачли в счет уплаты ввозного НДС, то выписка банка не нужна;

  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров (если они оформлялись);
  • копии счетов-фактур, оформленных продавцом при отгрузке товаров.

Если счет-фактуру продавец не должен составлять (к примеру, если он неплательщик НДС), то в инспекцию надо представить другой документ, подтверждающий стоимость товаро вподп. 4 п. 20 приложения № 18 . Налоговики не будут требовать счет-фактуру, если продавец товара - налогоплательщик страны, не входящей в ЕАЭС;

  • копию договора/контракта, на основании которого приобретены товары, и копию посреднического договора (если он заключался);
  • в некоторых случаях - информационное сообщение о приобретении импортированных товаро впп. 13.2- 13.5 , подп. 6 п. 20 приложения № 18 . В частности, такое сообщение потребуется, когда товар приобретен у контрагента из одной страны ЕАЭС (к примеру, у продавца из Армении), а импортируется товар с территории другой страны ЕАЭС (к примеру, вывозится из Казахстан а)п. 13.2 приложения № 18 . Сообщение составляет и подписывает контрагент, у которого приобретаются товары - он указывает в сообщении данные контрагента, договора и спецификации. Учтите, что такое сообщение необходимо, если требуемых данных нет в договоре. К сообщению, составленному не на русском языке, нужен перевод.

Вместо бумажных копий документов, прилагаемых к декларации по косвенным налогам, можно направить в инспекцию электронные варианты требуемых документов (по утвержденным нашей налоговой службой форматам), подписанные ЭЦПп. 20 приложения № 18 .

Ввозной НДС - к вычету или в расходы, но не у всех

Если в ходе камеральной проверки инспекция не выявила каких-либо несоответствий, она должна в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления:

  • <если> заявление было представлено на бумаге - проставить на трех его экземплярах отметку об уплате налога и вернуть вамп. 6 Правил заполнения заявления, . Один экземпляр оставляете у себя, а два других передаете своему продавцу;
  • <если> заявление направлялось в инспекцию в электронном виде и было подписано ЭЦП, то инспекция направит вам в электронном виде документ, подтверждающий уплату косвенных налогов (освобождение или иного порядка исполнение налоговых обязательств). В этом случае вы должны будете направить своему продавцу в бумажном или электронном виде (если между вами налажен электронный документооборот):
  • копию представленного вами в инспекцию заявления;
  • копию документа, полученного от инспекции с подтверждением уплаты ввозного НДС.

Плательщики НДС могут принять к вычету уплаченный ввозной НДС, если ввезенные товары предназначены для использования в облагаемых НДС операция хп. 26 приложения № 18 ; п. 1 ст. 172 НК РФ .

Для этого нужно зарегистрировать в книге покупок заявление о ввозе товаров и указать в ней реквизиты документов, подтверждающих уплату ввозного НДСабз. 3 подп. «е» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 .

Ввозной налог учитывается в расходах, если покупатель:

  • <или> применяет «доходно-расходную» упрощенку либо уплачивает ЕСХН - как отдельный расхо дподп. 8 , 22 п. 1 ст. 346.16 , п. 2 ст. 346.5 НК РФ ; Письма МНС от 13.10.2004 № 22-1-15/1667 ; УФНС по г. Москве от 03.08.2011 № 16-15/075978@ ;
  • <или> применяет общий режим налогообложения и товары предназначены для не облагаемых НДС операций - в составе стоимости ввезенного имуществ ап. 2 ст. 170 НК РФ .

Плательщики ЕНВД и упрощенцы, выбравшие объект «доходы», никак не учитывают уплаченный при ввозе НДС.

Корректируем базу по ввозному НДС

Появились правила корректировки ввозного НДС и отражения его в отчетност ипп. 21 , , 24 приложения № 18 .

СИТУАЦИЯ 1. Некачественный или некомплектный импортированный товар возвращен в месяце принятия его на учет.

В этом случае в декларации по косвенным налогам не нужно вообще отражать импорт возвращенных товаров. Но к такой декларации надо приложить дополнительные документы (в бумажном или электронном виде), подтверждающие возврат товаров и объясняющие причину такого возврата:

  • согласованную участниками договора претензию;
  • документы на дальнейшие операции с бракованными или некомплектными товарами, в частности:
  • <или> акты их приема-передачи - если товар не транспортировался;
  • <или> транспортные/товаросопроводительные документы - при транспортировке возвращаемых товаров;
  • <или> акты уничтожения - если стороны договорились о том, что некачественный товар возврату не подлежит.

СИТУАЦИЯ 2. Некачественные/некомплектные товары возвращаются по истечении месяца, в котором они были приняты на учет.

Тогда в инспекцию надо представить уточненную декларацию по косвенным налогам и документы, подтверждающие возврат товара и причину этого (как в предыдущей ситуации). Также к уточненной декларации нужно приложить:

  • <если> возвращается лишь часть товаров - уточненное заявление о ввозе и уплате косвенных налогов. Особенности его составления теперь прописаны в порядке заполнения заявления о ввозе товаро вутв. Протоколом (ред. от 31.12.2014) ;
  • <если> товар возвращается полностью - информационное сообщение о реквизитах ранее представленного заявления (составляется в произвольной форме, в нем надо указать, что товар, при ввозе которого было заполнено определенное заявление, возвращен продавцу).

Как в первой, так и во второй ситуации после уменьшения ввозного НДС на ту же сумму надо восстановить НДС, предъявленный ранее к вычету. Это надо сделать в том квартале, в котором некачественные товары возвращен ып. 23 приложения № 18 . Следовательно, при возврате импортированных товаров не требуется уточнять обычную НДС-декларацию, даже если товары возвращены поставщику по истечении довольно длительного времени.

СИТУАЦИЯ 3. Увеличилась стоимость импортированных товаров.

В этом случае должна увеличиться и база для целей уплаты ввозного НДС на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором увеличилась цена товаров, нужно:

  • доплатить ввозной налог;
  • представить еще одну декларацию по косвенным налогам (не уточненную, а именно новую - за текущий месяц). Если в месяце увеличения цены ранее ввезенных товаров вы импортировали другие товары из стран ЕАЭС, все операции можно отразить в одной декларации по косвенным налогам.

В ней надо, в числе прочего, отразить разницу, возникшую из-за увеличения цены товаров. Для обоснования этой суммы к декларации надо приложить:

Заявление о ввозе товаров с указанием разницы между измененной и предыдущей стоимостью. Представляется оно в том же порядке, что и первоначальное, - на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде, подписанное ЭЦП. Особенности составления корректирующего заявления закреплены в порядке его заполнени яутв. Протоколом (ред. от 31.12.2014) ;

Договор или иной документ, подтверждающий увеличение цены товара;

Корректировочный счет-фактуру (если он выставлялся продавцом).

После того как вы доплатите ввозной налог, его можно будет принять к вычету, но только при условии, что товары вы планируете использовать в облагаемой НДС деятельности.

СИТУАЦИЯ 4. Стоимость импортированных товаров уменьшилась.

Такое возможно, когда стороны договариваются об уменьшении стоимости товаров, к примеру, в связи с выявлением в них недостатков. Однако в приложении № 18 к Договору о ЕАЭС не прописано никаких специальных правил для отражения уменьшения стоимости ввезенных товаров. Вот как это прокомментировали специалисты Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ведущий советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“ Уменьшение налоговой базы по импортированным товарам после их принятия к учету не предусмотрено действующим Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Предполагалось, что после уплаты НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС вся сумма полностью принимается к вычету либо в некоторых случаях включается в расходы, учитываемые при налогообложении, поэтому нет смысла корректировать сначала налоговую базу при ввозе в сторону уменьшения, а потом восстанавливать налоговые вычеты по НДС” .

Как видим, при таком подходе плательщики НДС, которые приобрели товары для облагаемых НДС операций, действительно в выигрыше: проверяющие не ставят под сомнение возможность вычета входного НДС, начисленного до уменьшения стоимости. Таким образом, отсутствие перерасчета никак не повлияет на налоговые обязательства и не нужно подавать какие-либо уточненные декларации и делать корректировки в текущей отчетности.

Однако те, кто не имеет права на вычет НДС, наверняка предпочли бы пересчитать ввозной налог - это выгоднее с налоговой точки зрения. Ведь если скорректировать обязательства по ввозному НДС, из бюджета можно вернуть (зачесть) 100% разницы, к примеру 18 000 руб. при уменьшении стоимости ввезенных товаров на 100 000 руб., облагаемых по ставке 18%. А если корректировки не будет, то:

  • <или> уплачиваемый налог на прибыль будет меньше лишь на 3600 руб. (18 000 руб. х ставка налога на прибыль 20%) по сравнению с налогом, рассчитанным без уменьшения налоговой базы на НДС в сумме 18 000 руб.;
  • <или> упрощенцы при «доходно-расходной» УСНО базу по налогу могут уменьшить максимум на 2700 руб. (18 000 руб. х ставка налога 15%);
  • <или> при «доходной» упрощенке, так же как и при применении ЕНВД, нескорректированный НДС просто теряется.

Но будут ли инспекции принимать уточненные заявления из-за уменьшения стоимости товаров, а также уточненные декларации - покажет время. Договор о ЕАЭС прямо не запрещает импортерам подать такие документы (хотя и прямо не позволяют это делать).

Отметим, что декларация по косвенным налогам, которую должны заполнять импортеры, до сих пор так и не обновлена. Надеемся, что скоро налоговая служба это исправит.

А в одном из следующих номеров мы расскажем, на что обратить внимание экспортерам товаров в страны ЕАЭС.

Ввоз продукции или получение услуг от иностранных контрагентов – операции, облагаемые НДС в обязательном порядке. статус российского налогоплательщика при этом неважен – это и юридические лица, работающие по ОСН, и освобожденные от НДС субъекты экономической деятельности, и предприятия-«упрощенцы», применяющие специальные налоговые режимы.

Товары/услуги, поступившие из-за рубежа, облагаются НДС при совокупности выполняемых условий:

  • они будут перепроданы исключительно в границах российской территории;
  • иностранный контрагент-поставщик не выступает налоговым резидентом, не зарегистрирован в контролирующих структурах РФ.

Не начисляется НДС лишь на отдельные характерные группы товарной продукции:

  • изделия, поступившие по внешнеторговому договору, как безвозмездная помощь;
  • не создаваемое отечественными компаниями спецтехнологичное оборудование;
  • печатные издания и культурные раритеты для музеев, библиотек, архивов;
  • специфические модификации лекарственных препаратов.

Ставки НДС при импорте товаров и услуг

Для налогообложения товаров или услуг, импортируемых из-за границы, применяются стандартные налоговые ставки – 0%, 10%, 18%. Для корректного использования нужного процента при таможенном оформлении и расчете НДС выполняются действия по предлагаемому алгоритму:

  • идентифицировать код товара по Единому таможенному тарифу ТС ;
  • сопоставить код со списками товаров, учитываемых по 10%-ной ставке ;
  • при отсутствии нужного кода в указанных перечнях, утвержденных Правительством РФ –используется ставка 18% .

Специфичностью исчисления и уплаты «импортного» НДС является то обстоятельство, что произвести требуемые расчеты необходимо до того, как предмет торговли покинет таможенный пост. Оплата НДС производится напрямую таможенному органу, в составе обязательных при очистке платежей.

Импортер самостоятельно определяет налоговую базу, код товара и сумму необходимого к уплате НДС. При возникновении проблематичной ситуации, когда таможня применяет более высокую налоговую ставку, нежели рассчитал декларант, импортер может обратиться в вышестоящую таможенную инстанцию.

На оплачивание НДС при составлении таможенной декларации импортеру дается 15 дней с той даты, когда груз пересек российскую границу. Каждый день опоздания с перечислением налога будет «стоить» покупателю 1/300 от , умноженную на полную стоимость груза по декларации.

НДС при импорте из стран ЕАЭС

При взаимном товарообмене с бывшими союзными государствами НДС на ввозимые товары либо услуги высчитывается по элементарной схеме, а уплата бюджетного сбора производится на казначейский счет территориальной налоговой инспекции.

Объект для обложения НДС в случае импорта из держав ЕАЭС определяется, как стоимость закупленной товарной массы, увеличенная на величину акцизного сбора (при необходимости). Моментом формирования налоговой базы назначается календарная дата, когда ввезенный товар оприходован складским учетом. Сумма НДС определяется простым перемножением стоимости купленной товарной продукции и нужного налогового тарифа.

По закрытии квартала, в котором совершались импортныесделки по перемещению товаров из ЕАЭС, российская компания-импортер (ИП) обязана предъвить фискальной инстанции декларацию по НДС. Документ должен быть сдан до 20 числа (включительно) месяца, идущего за отчетным периодом.

Важно: декларация по «импортному» НДС сдается в виде «бумажного» документа. Электронная отчетность применяется только теми налогоплательщиками, персонал которых превосходит численностью 100 человек.

Одновременно со сдачей декларации по НДС импортер обязан уплатить налог по банковским параметрам «своего» налогового подразделения. В платежном поручении применяется отдельный при импорте из стран соседнего зарубежья.

НДС при импорте из стран, выходящих за пределы ЕАЭС

При ввозе на российскую территорию товаров/услуг из стран, не входящих в Евразийский союз, импортер обязан уплатить на таможне не только обязательные пошлины, но и НДС. Процедура начисления и уплаты налога регламентируется не только НК РФ, но и Таможенным кодексом.

Имейте в виду: НДС на таможне уплачивается не по итогам отчетного периода, а до завершения процедуры выпуска товара с таможенного поста.

Формула, по которой импортер рассчитывает сумму НДС к уплате, выглядит следующим образом:

НДС = (ТСт + ВТП + А) х Ст

где: Тст – стоимость товара, указанная в таможенной декларации;
ВТП – величина ввозной таможенной пошлины;
А – акцизный сбор (при необходимости);
Ст – ставка НДС (%, 10%, 18%).

Надо знать: если импортируемый товар не подлежит обложению таможенными пошлинами и акцизом, то сумма НДС определяется умножением таможенной стоимости на нужную ставку налога.

Во избежание конфликтов с таможенной службой из-за неверного исчисления налога импортеру целесообразно рассчитывать НДС отдельно по каждой группе товаров.

НДС при импорте услуг

Получение услуг от иностранного контрагента не требует документального оформления на таможенном посту. Юридическое или физическое лицо, выступающее в роли покупателя, является налоговым агентом и должно удержать у поставщика сумму НДС и перечислить ее в федеральный бюджет.

Документальным основанием для уплаты является контракт, в котором необходимо прописать условие, что сумма НДС входит в общую стоимость предоставленной услуги. Если такой оговорки в договоре нет, то импортер обязан будет уплатить НДС сверх суммы контракта, за свой счет.

Если работы и услуги, выполненные иностранным партнером, подпадают под действие ст. 149 НК РФ и не облагаются НДС, то импортер освобождается от обязанностей налогового агента – ни рассчитывать, ни перечислять налог в бюджет он не должен. Однако за ним сохраняется обязанность предоставить в налоговый орган по месту своей регистрации декларацию по НДС с заполненным разделом 7.

Право на налоговый вычет по НДС

По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:

  • ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
  • импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
  • налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
  • поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
  • уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.

Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.

Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.

Документы для подтверждения права на вычет НДС

Исходными документами, разрешающими импортеру заявлять вычет НДС, являются:

  • внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
  • от поставщика (инвойс);
  • таможенная декларация – ГТД (копия);
  • выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.

Все документы, обоснующие заявление налогового вычета по НДС при импорте товаров, следует хранить не менее четырех лет.

Налоговый вычет при предоплате

В большинстве случаев при внешнеторговых поставках практикуется внесение предоплаты. При перечислении аванса за предстоящее поступление товара покупателем происходит уплачивание НДС с суммы предоплаты.

Во избежание дублирующего налогообложения НДС с внесенных авансов могут быть объявлены, как налоговый вычет, при таможенном оформлении товарной поставки и уплате конечной суммы НДС.

Многие российские компании предпочитают не заниматься таможенным оформлением импортных товаров самостоятельно, а перепоручают эту процедуру посредникам. Если НДС на таможне был оплачен третьим лицом, однако за счет средств импортера и по его поручению, то уплаченная сумма может быть зафиксирована, как налоговый вычет.

  1. Задание 1 из 10

    1 .

    Организация ввезла товар из России. В накладной российский поставщик выделил НДС от стоимости товара по ставке 18%. Надо ли уплачивать НДС при импорте товара?

    Правильно

    Неправильно

    «Ввозной» налог уплачивает любой импортер — собственник ввозимого товара. При этом не имеет значения, предъявлял ли поставщик налог в документах на отгрузку товара или нет. Поскольку в данном случае российская компания предъявила НДС, то «ввозной» НДС уплачивают от стоимости, включающей НДС (подп. 1.2 ст. 93 НК, п. 13, ч. 2 п. 14 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

  2. Задание 2 из 10

    2 .

    Организация ввезла товар из России. «Ввозной» НДС еще не уплачен. Можно направить ЭСЧФ на Портал?

    Правильно

    Неправильно

    ЭСЧФ создают и направляют на Портал только при фактической уплате (зачете) «ввозного» НДС и представлении в налоговый орган заявления о ввозе (абз. 2 п. 6 ст. 106-1 НК).

  3. Задание 3 из 10

    3 .

    Организация купила товар в России. 27.08.2018 она оплатила за него, 01.09.2018 — оприходовала. Стоимость товара выражена в российских рублях. Как посчитать налоговую базу «ввозного» НДС?

    Правильно

    Неправильно

    При импорте товаров из России налоговую базу определяют на дату принятия на учет ввезенных товаров. Именно на эту дату стоимость товаров в российских рублях пересчитывают в белорусские рубли по курсу Нацбанка. Порядок осуществления расчетов за товар значения не имеет (п. 14 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

  4. Задание 4 из 10

    4 .

    Какой крайний срок подачи части II декларации по НДС за сентябрь 2018 г., учитывая, что 20 октября 2018 г. — суббота?

    Правильно

    Неправильно

    Если последний день срока подачи части II декларации по НДС выпадает на нерабочий день, то он переносится на ближайший за ним рабочий день, т.е. в данном случае на понедельник 22 октября (ч. 6 ст. 3-1 НК).

  5. Задание 5 из 10

    5 .

    Организация ввезла из Казахстана товар, освобожденный от НДС при ввозе. Надо ли создавать заявление о ввозе и ЭСЧФ?

    Правильно

    Неправильно

    При ввозе освобожденных товаров исчислять НДС не надо. Вместе с тем по этим товарам все равно необходимо подтвердить импорт, подав в свою ИМНС часть II декларации по НДС, а также заявление о ввозе товаров. А вот ЭСЧФ по таким товарам на Портал можно не направлять (п. 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, абз. 2 подп. 2.3 Указа от 25.01.2018 N 29).

  6. Задание 6 из 10

    6 .

    Организация ввезла из России товар, облагаемый НДС при ввозе по ставке 20%. Надо ли в заявлении о ввозе заполнять графу «код ТН ВЭД» (графа 3 раздела 1)?

    Правильно

    Неправильно

    При ввозе товара, облагаемого НДС по ставке 20%, графу 3 раздела 1 заявления не заполняют. Эта графа заполняется только по товару, который является подакцизным или облагается НДС по ставке 10% (указывается 10-значный код ТН ВЭД ЕАЭС) (абз. 3 ч. 8 п. 3 Правил заполнения заявления).

  7. Задание 7 из 10

    7 .

    Организация ввезла из России товар, облагаемый НДС при ввозе по ставке 20%. Надо ли в ЭСЧФ заполнять графу «код ТН ВЭД» (графа 3.1 раздела 6)?

    Правильно

    Неправильно

    В отношении товаров, облагаемых НДС по ставке 20%, в графе 3.1 раздела 6 ЭСЧФ нужно указать от 4 до 10 цифр кода ТН ВЭД ЕАЭС. Отметим также, что при ввозе товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, а также подакцизных товаров в данной графе указывают 10-значный код ТН ВЭД ЕАЭС (абз. 3 ч. 2, ч. 4 подп. 26.2 Инструкции МНС от 25.04.2016 N 15, разд. 5.2.1 Инструкции для субъекта хозяйствования).

  8. Задание 8 из 10

    8 .

    Организация ввезла товар из Армении. Какой статус получателя указать в ЭСЧФ (строка 15 раздела 3)?

    Правильно

    Неправильно

    При ввозе товаров из ЕАЭС в строке 15 раздела 3 выбирают статус получателя «Покупатель». Статус «Покупатель объектов на территории Республики Беларусь у иностранной организации» указывают только при приобретении объектов на территории Республики Беларусь у иностранных организаций и исчислении НДС покупателем согласно ст. 92 НК (подп. 23.1, п. 40, абз. 5 ч. 1 п. 42 Инструкции МНС от 25.04.2016 N 15).

_ Патрик Полит, Дарья Шарафутдинова. RSP International. Москва, февраль 2018 г.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как и Европейский союз (ЕС), представляет собой единое экономическое пространство, которое предполагает особое регулирование НДС. В настоящей статье приводится упрощенное сравнение обеих систем, а также общие итоги такого сравнения для трансграничной торговли.

Система НДС в ЕАЭС

Правовой основой в сфере регулирования НДС в ЕАЭС является, среди прочего, подписанный 29 мая 2014 года Договор о ЕАЭС, который так же, как и в ЕС, предусматривает гармонизацию в области налогообложения. Статьи 71-73 Договора закрепляют принцип недискриминации по признаку происхождения товаров и принцип страны назначения в отношении торговли товарами. Приложение № 18 (Протокол) к Договору содержит основные правила косвенного налогообложения (в части НДС, а также акцизов) трансграничной торговли товарами, работами и услугами. Дополнительно к указанному регулированию необходимо учитывать и вступивший 1 января 2018 года в силу Таможенный кодекс ЕАЭС.

Экспорт товаров

Место реализации товара в рамках экспорта, по общему правилу, определяется согласно положениям национального законодательства. В основном местом реализации является государство-член, из которого экспортируется товар, поскольку поставка (транспортировка) товара начинается в этом государстве (см. напр., ст. 147 НК РФ). Однако обычно применяется нулевая ставка налога. И только в отношении поставок между налогоплательщиками государств-членов при фактической транспортировке товаров на территорию ЕАЭС из третьих государств предусмотрено особое правило, согласно которому местом реализации товара является государство, в котором товар помещается под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Также налогоплательщик, по общему правилу, имеет право на налоговые вычеты в общем порядке согласно законодательству государства-члена, с территории которого вывезены товары.

Импорт товаров

Налогообложение импорта товаров также осуществляется согласно законодательству государства импорта. Если товары были ввезены с территории вне пределов Союза, такой ввоз влечет взимание таможенных пошлин, «ввозного НДС», а также акцизов согласно национальному законодательству и Таможенному кодексу ЕАЭС. При поставке из одной страны в другую внутри ЕАЭС такая поставка, как уже было указано, облагается по нулевой ставке НДС в государстве экспорта, а в государстве импорта рассматривается как импорт в пределах Союза, т.е. без взимания соответствующих таможенных пошлин.

Как правило, налоговое бремя перекладывается на налогоплательщика страны, на территорию которой ввозится товар, который при этом является и собственником товара.

Данным правилом охватываются следующие ситуации:

  • договор между налогоплательщиками государств-членов, в том числе при фактической поставке из третьего государства-члена;
  • договор между налогоплательщиком государства-члена и комиссионером (агентом, поверенным); поставка между налогоплательщиками стран Союза;
  • поставка между импортером (товар ввезен, налог не уплачен) и налогоплательщиком государства импорта, который уплачивает налог;
  • поставка налогоплательщику государствачлена по договору с налогоплательщиком государства вне территории Союза; поставка из третьего государства-члена.

Протоколом также установлены правила в части определения налоговой базы, а также порядка и сроков уплаты налога. В части урегулирования ставок Протокол отсылает к национальному законодательству государства-члена, на территорию которого импортирован товар.

Трансграничная реализация работ и услуг

Основная часть норм Протокола в данной сфере посвящена порядку определения места реализации работ и услуг. Данные положения в целом совпадают с российскими правилами определения места реализации работ и услуг. Согласно этим положениям местом реализации является государство-член, в котором реализуются работы или услуги в отношении находящегося там движимого и недвижимого имущества, в области культуры, спорта и пр.; определенные работы или услуги, напр. консультационные, маркетинговые, инжиниринговые, а также передача отдель-ятельность покупателей. По общему правилу, налогообложение производится в государстве нахождения продавца работ и услуг. Положения о налогообложении услуг в электронной форме в настоящий момент не закреплены. Все остальные элементы налога (налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы) устанавливаются национальным законодательством государства-члена, в котором располагается место реализации работ или услуг.

Система НДС в ЕАЭС

Основой для гармонизации системы НДС в ЕС является так называемая Директива ЕС об общей системе НДС от 2006 года, которая была принята согласно ст. 93 Договора об учреждении Европейского сообщества. Основополагающим для этой системы является различие между поставками и иными услугами.

Поставки

Поставки между компаниями в ЕС, по общему правилу, облагаются налогом в государстве, в котором начата транспортировка или отправка. Если при поставке пересекается граница государства-члена, то такая внутрисоюзная поставка считается освобожденной от налогообложения в государстве экспорта, а в государстве импорта рассматривается как приобретение товара в переделах Союза и облагается по ставке согласно национальному законодательству (принцип страны назначения). При ввозе из третьего государства, по общему правилу, взимаются таможенные пошлины, «ввозной» НДС и акцизы. Экспорт в третье государство освобождается от НДС.

Система в этой части похожа на систему, закрепленную в ЕАЭС. Однако имеются отдельные особенности при налогообложении трехи многосторонних сделок, при которых место реализации определяется согласно правилу о так называемой «фактической и формальной» поставке и зависит от начала и окончания поставки. Для стимулирования экспорта, например, в Германии разрешено принимать к вычету суммы налога при определенных трансграничных поставках, освобожденных от налога.

Иные услуги

В части определения места реализации иных услуг действует принцип местонахождения покупателя услуг, т.е. услуги облагаются там, где покупатель услуг ведет свою деятельность. Особенности имеются так же, как и в ЕАЭС, для услуг, связанных с недвижимостью (по месту расположения), а также для отдельных услуг, связанных с культурой, искусством, развлечениями, проведением выставок, спортом и пр., которые облагаются по месту их осуществления. Если в отношения вступают лица, не являющиеся компаниями (B2C), то в зависимости от особенностей конкретного случая могут применяться иные правила. Также данная оговорка действительна для услуг особых видов. Для определенных не облагаемых налогом трансграничных услуг, например, в Германии также допускается вычет соответствующих сумм налога.

Планируемая реформа

Необходимо упомянуть предлагаемый Комиссией ЕС проект реформы системы НДС в сфере B2B. Согласно этому проекту принцип страны назначения должен быть закреплен для всех услуг / поставок между компаниями, а вышеуказанная система отменена.

Вначале вводится правило о том, что поставщики при трансграничных поставках должны считаться плательщиками НДС в стране назначения, т.е. немецкий поставщик будет выставлять испанскому покупателю испанский НДС. Для этого в каждом государстве-члене должны быть созданы национальные центры, в которые будут централизованно направляться суммы НДС и соответствующие уведомления. На втором этапе реформы это правило должно быть распространено на все иные услуги. Упрощенный порядок должен действовать для так называемых «сертифицированных» налогоплательщиков. И, наконец, необходимо также учитывать предложения Комиссии ЕС по реформированию регулирования электронной торговли.

Обе системы НДС схожи в общей структуре, однако при этом основополагающий принцип страны назначения применяется с различной степенью охвата возможных ситуаций. И все же система ЕС кажется более целостной. Немаловажной является также и возможность принимать к вычету суммы налога в государствах-членах ЕС при трансграничных не облагаемых НДС услугах как результат политики стимулирования экспорта.)