День птиц презентация к уроку на тему. Презентация «1 апреля — Международный день птиц Презентация день птиц в начальной школе

Вступительное слово учителя о Дне птиц.

«Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1 апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников.

Ведущий: С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелётные птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни. Характерное свойство подавляющего большинства птиц – способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев.

Перо – чудо искусства природы.

Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Самая крупная птица мира – африканский страус, его рост достигает 2, 75 м, масса 90 кг. В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу.

Самые маленькие птицы в мире – колибри.

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

Ведущий: В нашем празднике сегодня участвуют четыре команды от двух классов. Прошу команды представиться – назвать свое название и имя капитана.

Наш праздник мы проведем в форме уроков. На доске расписание уроков на сегодня (изображения проецируются на экране): Русский язык, История, Физкультура, География, Рисование, Музыка.

Первый урок – Урок Русского Языка.

Ведущий: Командам дается 15 названий птиц, внесенных в Красную книгу с пропущенными гласными буквами.

Вы должны восстановить названия птиц – вставить пропущенные буквы (Приложение 1).

(Консультанты раздают карточки с заданиями.)

Задание первого урока:

Балобан – б..л..б..н Беркут – б..рк..т
Веретенник большой – в..р..т..нн..к б..льш..й Гоголь- г..г..ль
Дятел- д..т..л Зимородок- з..м..р..д..к
Змееяд- зм....д Зуек - з....к
Кобчик – к..бч..к Крачка - кр..чк..
Кулик – к..л..к Куропатка – к..р..п..тк..
Неясыть – н..с..ть Погоныш – п..г..н..ш
Сапсан – с..п..с..н Сизоворонка – с..з..в..р..нк..

Ведущий: На задание вам дается 4 минуты. Сдайте карточку с заданием консультантам.

(Через 4 минуты консультанты собирают карточки с ответами, передают жюри. На экране кадр презентации с ответами.)

Второй урок – Урок Истории.

Ведущий: Я буду рассказывать вам истории, а ваша задача отгадать птицу, о которой говорится в этой истории. Названия птиц нужно написать на карточках, которые вам раздают консультанты.

(Консультанты раздают бланки для ответов. Ведущий читает истории по одной, после каждой истории команды записывают название птицы.)

1. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В середине века церковь объявила эту птицу « нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова.) Напишите название птицы на карточке и сдайте консультанту.

2. Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювом гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрещивающимся клювом и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут лежать годы без изменения. (Клест.) Напишите название птицы на карточке и сдайте консультанту.

3. В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица, ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее имя этой птицы. (Кукушка.) Напишите название птицы на карточке и сдайте консультанту.

4. А вот еще одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни.У нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, не приспособленные для ходьбы ноги, а главное – огромный рот. По вечерам эта птица часто вьется над стадами, шныряет прямо у самого вымени коз и коров. В Испании его зовут обманщиком пастухов. А как ее называют у нас? (Козодой.) Напишите название птицы на карточке и сдайте консультанту.

(Консультанты собирают карточки с ответами, передают жюри. На экране кадр презентации с ответами этого задания.)

Перемена – игра с болельщиками.

Ведущий: Сейчас у нас перемена и мы поиграем с болельщиками команд. Я буду задавать вопросы нашим зрителям, за каждый правильный ответ команды будут получать балл. Какой команде идет бал – определяет зритель, который дал правильный ответ.

Вопросы для игры с болельщиками:

  1. Какая птица рождается на свет сразу со специальностью? (Птица-секретарь.)
  2. Птица, живущая на южном полюсе? (Пингвин.)
  3. Задние конечности у уток превращены в … (ласты).
  4. Птицы произошли от... (пресмыкающихся).
  5. Самый большой отряд птиц по числу видов... (воробьинообразные 5000в.).
  6. Рябчик относится к отряду... (куриных).
  7. Передние конечности у птиц превращены в... (крылья).
  8. Единственная кожная железа у птиц... (копчиковая).
  9. Есть ли у птиц зубы? (Нет.)
  10. Птица – санитар леса. (Дятел.)
  11. У какой лесной птицы глаза сдвигаются к затылку. (Вальдшнеп.)
  12. Голос этой птицы похож на шипение змеи. (Вертишейка.)
  13. У этой певчей птицы поют самки и самцы. (Снегирь.)
  14. Птица, которая может питаться жалящими насекомыми. (Щурка.)
  15. Страна – зимний рай для птиц. (Египет)
  16. Наука, занимающаяся изучением птиц? (Орнитология.)
  17. Другое название чёрного дятла. (Желна.)
  18. Птица, поющая ночью? (Соловей.)
  19. Птица, не имеющая голоса? (Аист.)
  20. Эту птицу называют пернатой кошкой. (Сова.)

Третий урок – Урок Физкультуры.

Ведущий: Вы все слышали про пингвинов. Ответьте на вопрос. Может ли белый медведь питаться пингвинами?

Птичья эстафета. Между коленками зажимается спичечная коробка, и участник проходит дистанцию.

Ведущий: От каждой команды приглашается один участник на эстафету.

(Четыре человека выстраиваются с одной стороны в линию, им дается один коробок, зажать между колен, дойти до финишной линии.)

Четвертый урок – Урок Рисования.

От каждой команды нужен один участник, который выходит и рисует птицу по описанию. Консультант выдает участнику текст с описанием птицы. Участники этого конкурса рисуют, а команды пока выполняют задание пятого урока.

Ведущий: Пока один участник от команды выполняет задание по рисованию, мы идем на пятый урок.

Пятый урок – География.

Ведущий: Вы видите изображения шести птиц. По описанию вам нужно определить о какой птице идет речь.

(Описания командам раздает консультант. Ведущий прочитывает описание один раз для зрителей.)

  1. Перелётная птица нашей местности, которая на зимовку улетает в северную Францию и Германию? (Грач.)
  2. Самая крупная птица южной Америки? (Эму.)
  3. Перелётная птица нашей местности, которая на зимовку улетает в северную Африку или в Азию? (Жаворонок.)
  4. Птица болотной местности? (Бекас.)
  5. Крупная птица Австралии? (Нанду.)
  6. Птица, занесенная в красную книгу Чувашии? (Славка.)

Ведущий: А теперь пришло время подвести итоги конкурса рисования. Команды – сдайте пожалуйста свои рисунки.

(Консультанты передают рисунки команд жюри.)

Ведущий: Итак, команды рисовали: Сову, Попугая, Удода и Пингвина. Посмотрите пожалуйста на рисунки команд и на птиц, которых они рисовали. (На экране кадр презентации с изображениями птиц, консультанты показывают рисунки зрителям.)

Ведущий: Вот и подошел последний на сегодня урок – Урок музыки.

Первое задание: «Угадайте голоса птиц». Будет звучать четыре записи голосов птиц, впишите их по порядку в карточки для ответов (консультанты раздают карточки, звучат голоса птиц в записи, после каждого команды записывают в карточку название птиц) : серый гусь, жаворонок, иволга, певчий дрозд.

А теперь второе задание – самое интересное: пожалуйста, вспомните и спойте по куплету песни, в которых есть название какой-либо птицы. (Командам дается одна минута, чтобы вспомнить песню, и по очереди команды поют, если не могут петь – то хотя бы называют песню.)

Ведущий: Вот и подошло к концу наше соревнование. Сейчас жюри подведет итоги (Приложение 2) и наградит победителей.

(Жюри подсчитывает итоговые баллы и награждает победителей.)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Международный День птиц

Птичьи стаи в небесах летают, Взгляд не отвести от их паренья. Птиц сегодня люди поздравляют С днем международным их весенним. Хочется, пернатым и крылатым Жизни пожелать простой и сытой. В чистом, мирном небе чтоб летать им. У людей чтоб быть им под защитой. 1 апреля – международный День птиц

1 апреля – международный День птиц Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" и не случайно отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц.

1 апреля – международный День пти ц День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок. В России праздник отмечали с 1994 года, но и раньше возвращение перелетных птиц праздновалось потому, что означало наступление весны. Обычай старины - печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки- заклички. Одна из старейших традиций - развешивание в этот день скворечников, синичников, гоголятников и прочих "птичьих домиков.

1 апреля – международный День пти ц Воробьи, скворцы, синицы И другие тоже птицы. Поздравленья принимайте, И на корм вы налетайте. В ваш международный день Накормить нам вас не лень. Обещаем мы сейчас Всегда заботиться о вас.

Многие страны имеют законы и участвуют в международных соглашениях по охране перелетных птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными препятствиями. Пернатых сбивают и давят автомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение среды. Естественные загрязнители – это вещества, постоянно присутствующие в природе.

Первое апреля - день всемирный птиц. Поздравляем всех мы к празднику причастных. Пусть же без преград, пусть же без границ Всех вас окружают переливы счастья. Птичий гомон вы в свой пустите дом, Пусть он принесет радость и веселье. И пернатый друг пусть взмахнет крылом. С праздником всех вас в этот день весенний!

Птицы – наши друзья!

Берегите птиц!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный день птиц

Как жизнь свою представить нам без птиц,Она была бы скучной и унылой.Без соловьев, без ласточек, синиц,Совсем не то, совсем не так все было.Сегодня праздник птиц, прекрасный день.Мы чествуем друзей св...

Краевая экологическая акция «Птицы Кубани», посвященная Международному дню птиц.

Отчет о проведенной краевой экологической акции "Птицы Кубани", посвященной Международному дню птиц....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященная Международному Дню птиц "Птицы в мире людей".

Методическая разработка "Птицы в мире людей" проводится весной, в конце марта. Мероприятие проводят 3 ведущих, участвуют 5 чтецов (читают стихи о весне, прилете птиц). Ведущие рассказывают об ис...

Сценарий праздника "Международный день птиц.Встреча птиц."

Праздник рассчитан на обучающихся в возрасте 7-12 лет. Его можно провести и в рекреации школы, и в кабинете на занятиях внеурочной деятельностью....

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Большинство птиц строят гнезда, и используют они их только для размножения. Гнездо дятла Гнездо ткачика Гнездо орла Гнездо ласточки

3 слайд

Описание слайда:

Яйцо страуса Эму Яйцо альбатроса Яйцо серебристой чайки Яйцо колибри Яйцо серой мухоловки Яйцо домового сыча Яйцо чистика Яйцо обыкновенного бекаса Яйцо дрозда Яйца птиц (в сравнении)

4 слайд

Описание слайда:

Грач Грач – «родня» вороны. И ростом примерно такой же. Но грач весь черный, с красивым металлическим блеском. Основание клюва у взрослых грачей беловатое. Эта птица перелетная, т.е. зиму проводит в южных краях. Весной грачи возвращаются первыми. Питаются червями, личинками, семенами растений.

5 слайд

Описание слайда:

Скворец О скворцах говорят: на крыльях весну принесли. Прилетают они вслед за грачами. Самцы находят подходящее место для гнезда и начинают петь. Скворцы – певцы-пародисты. Они умеют точно копировать голоса многих птиц. Из этих голосов и слагается песня скворца. Питаются скворцы в основном насекомыми, червями, слизнями. Всем этим кормят они и птенцов. Скворец - одна из полезнейших для человека птиц.

6 слайд

Описание слайда:

Жаворонок Прилетают весной одновременно со скворцами. Одна из немногих птиц, которые поют прямо на лету. Поля и луга – это «дом» жаворонка. Гнездо устраивает на земле, под прикрытием травы. Яйца серые, похожи на комочки земли. Жаворонки не только славные певцы, но и помощники человека. Они поедают множество опасных для поля насекомых, а также семена растений, засоряющих посевы.

7 слайд

Описание слайда:

Дятел Большой пестрый дятел ростом покрупнее скворца. У самца красное пятно на затылке, а у самки его нет. Вся жизнь этой птицы связана с древесным стволом. Летом кормится насекомыми, личинками, зимой – семенами сосны и ели, а также желудями и орехами. Сорванную шишку дятел забьет в трещину или щель на дереве и начинает по ней стучать – выколачивать семена. Сорвет следующую и несет к «кузнице». Старую из щели вытащит и в сторону откинет, новую укрепит и опять начинает долбить. За день получается около 70 шишек.

8 слайд

Описание слайда:

Сорока Сороки питаются самой разной пищей. Это насекомые, грызуны. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся своровать какую-нибудь пищу и у него. Сорока - птица чёрно-белого окраса. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Длинный хвост и крылья чёрные. Сорока – единст-венное известное не-млекопитающее, способное узнать себя в зеркале.

9 слайд

Описание слайда:

Ворона Крупная зимующая птица. Большая часть ее тела серая, а голова, горло, крылья и хвост черные. Питается мелкими животными, пищевыми отбросами, растительной пищей. Как и воробей, обычно держится у жилья человека.

10 слайд

Описание слайда:

Кукушка Немного мельче голубя. Эта прожорливая птица в течение всего лета истребляет вредных гусениц, особенно волосатых, которых избегают почти все мелкие птицы, ест майских жуков, бабочек, изредка мягкие ягоды. Ученые считают ее одной из полезнейших птиц леса. Своих гнезд не строят, а подкладывают яйца в гнезда мелких птиц, при этом кукушка съедает одно из яиц хозяина гнезда. Подросший кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов, а их родители продолжают его кормить.

11 слайд

Описание слайда:

Воробей Небольшая зимующая птичка. Обычно держится около жилья человека и питается различными отбросами. Воробьи бывают двух видов: воробей полевой и воробей домо́вый. У полевого воробья «шапочка» коричневая, а у домового серая.

12 слайд

Описание слайда:

Ласточка Ласточка городская Ласточка деревенская Эти птицы прекрасно летают. В воздухе они кормятся – ловят насекомых. У нас распространены три вида ласточек. Деревенская ласточка (касатка) имеет хвост-вилочку с длинными перьями. На горле и на лбу у нее яркое красно-коричневое пятно. Городская ласточка (воронок) не имеет длинного хвоста и пятна на горле. Ласточка-береговушка - неяркая птичка коричневой окраски, живущая у воды.

13 слайд

Описание слайда:

Синица Ловкая и подвижная зимующая птичка. Питается насекомыми, пауками, семенами. Гнезда обычно устраивает в дуплах деревьев. Чаще всего у нас встречается большая синица. Ярко-желтая грудка и живот этой птицы поделены пополам широкой черной полосой. Сделайте кормушку у своего окна, в саду, на лесной опушке, сыпьте туда остатки корма, семечки, хлебные крошки – синицы доставят вам много удовольствия своим бодрым видом и звонким голосом.

14 слайд

Описание слайда:

Сойка Птица ростом с галку, яркая и крикливая. Населяет хвойные, смешанные и лиственные леса. Питается сойка смешанной пищей. Осенью и зимой употребляет желуди, различные ягоды. Из желудей делает запасы на зиму. Весной и летом сойка питается в основном насекомыми, в том числе такими вредными, как майский жук, жук-усач, долгоносики, листогрызы, гусеницы шелкопрядов и др. Из других животных при случае сойка поедает мелких грызунов, мелких птичек и их яйца, ящериц, лягушек.

15 слайд

Описание слайда:

Снегирь Самка Самец Появляется эта птица у нас ближе к зиме. Первый снег и первый снегирь! Питается снегирь преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливают в основном растительными кормами, а насекомых поедают лишь случайно.

16 слайд

Описание слайда:

Клёст Эта птичка отличается от других перекрещенным клювом, с помощью которого она достает семена из шишек. Клесты выводят птенцов зимой, обычно в конце февраля. Дневная, шумная и подвижная птица. Питается семенами хвойных деревьев. Летает быстро, по волнистой траектории. В полёте стайка клестов перекликается, издавая «кеп-кеп-кеп».

17 слайд

Описание слайда:

Свиристель Певчая птица с заметным гребешком, передвигается в больших группах, быстрым и прямым полётом. Распространён в зоне таёжных лесов. Питается ягодами, почками деревьев и кустов. Свиристели очень прожорливы: весь зимний день они проводят в поисках пищи или же бывают заняты едой. Прожорливость птиц так велика, что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод и плодов в не переваренном виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы.

18 слайд

Слайд 2

Гнезда

Большинство птиц строят гнезда, и используют они их только для размножения.

  • Гнездо дятла
  • Гнездо ткачика
  • Гнездо орла
  • Гнездо ласточки
  • Слайд 3

    Яйца

    Форма и окраска яиц служат для обеспечения их сохранности. У птиц, гнездящихся на земле, яйца имеют покровительственную окраску, маскирующую их. Яйца птиц, устраивающих гнезда в дуплах, окрашены в светлые тона, чтобы их можно было видеть в почти полной темноте. Яйца птиц, также как и сами птицы, сильно различаются по размерам. Самые крупные яйца откладывают страусы. Их размеры в 2000 раз больше, чем самые маленькие яйца колибри. Яйца страусов имеют 180 мм в длину и 140 мм в ширину и весят 1.2 кг. Яйца колибри - 13 мм в длину и 8 мм в ширину и весят только полграмма.

    Слайд 4

    Яйца птиц (в сравнении)

    • Яйцо страуса Эму
    • Яйцо альбатроса
    • Яйцо серебристой чайки
    • Яйцо колибри
    • Яйцо серой мухоловки
    • Яйцо домового сыча
    • Яйцо чистика
    • Яйцо обыкновенного бекаса
    • Яйцо дрозда
  • Слайд 5

    Давайте познакомимся с некоторыми птицами России и послушаем их голоса

  • Слайд 6

    Воробей

    • Небольшая зимующая птичка. Обычно держится около жилья человека и питается различными отбросами.
    • Воробьи бывают двух видов: воробей полевой и воробей домо́вый. У полевого воробья «шапочка» коричневая, а у домового серая.
  • Слайд 7

    Ворона

    Крупная зимующая птица. Большая часть ее тела серая, а голова, горло, крылья и хвост черные. Питается мелкими животными, пищевыми отбросами, растительной пищей. Как и воробей, обычно держится у жилья человека.

    Слайд 8

    Грач

    • Грач – «родня» вороны. И ростом примерно такой же. Но грач весь черный, с красивым металлическим блеском. Основание клюва у взрослых грачей беловатое.
    • Эта птица перелетная, т.е. зиму проводит в южных краях. Весной грачи возвращаются первыми. Питаются червями, личинками, семенами растений.
  • Слайд 9

    Дятел

    • Большой пестрый дятел ростом покрупнее скворца. У самца красное пятно на затылке, а у самки его нет. Вся жизнь этой птицы связана с древесным стволом.Летом кормится насекомыми, личинками, зимой – семенами сосны и ели, а также желудями и орехами.
    • Сорванную шишку дятел забьет в трещину или щель на дереве и начинает по ней стучать – выколачивать семена. Сорвет следующую и несет к «кузнице». Старую из щели вытащит и в сторону откинет, новую укрепит и опять начинает долбить. За день получается около 70 шишек.
  • Слайд 10

    Синица

    • Ловкая и подвижная зимующая птичка. Питается насекомыми, пауками, семенами. Гнезда обычно устраивает в дуплах деревьев.
    • Чаще всего у нас встречается большая синица. Ярко-желтая грудка и живот этой птицы поделены пополам широкой черной полосой. Сделайте кормушку у своего окна, в саду, на лесной опушке, сыпьте туда остатки корма, семечки, хлебные крошки – синицы доставят вам много удовольствия своим бодрым видом и звонким голосом.
  • Слайд 11

    Сорока

    • Сороки питаются самой разной пищей. Это насекомые, грызуны. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся своровать какую-нибудь пищу и у него.
    • Сорока - птица чёрно-белого окраса. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Длинный хвост и крылья чёрные. Сорока – единст-венное известное не-млекопитающее, способное узнать себя в зеркале.
  • Слайд 12

    Снегирь

    • Появляется эта птица у нас ближе к зиме. Первый снег и первый снегирь! Питается снегирь преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть.
    • Птенцов выкармливают в основном растительными кормами, а насекомых поедают лишь случайно.
  • Слайд 13

    Поползень

    • Эта птица величиной с воробья. Умеет передвигаться по стволу вниз головой. Питается насекомыми, семенами сосны, ели, желудями. Иногда подражает дятлу – долбит кору и извлекает из-под нее личинок.
    • Поползень на зиму запасает корм. И желуди, и орехи, и крылатки клена – все запихивает в трещины и щели. Упорно трудится целую осень, а потом зимой ищет свои кладовые.
  • Слайд 14

    Клёст

    • Эта птичка отличается от других перекрещенным клювом, с помощью которого она достает семена из шишек. Клесты выводят птенцов зимой, обычно в конце февраля.
    • Дневная, шумная и подвижная птица. Питается семенами хвойных деревьев. Летает быстро, по волнистой траектории. В полёте стайка клестов перекликается, издавая «кеп-кеп-кеп».
  • Слайд 15

    • Соловей – птица-невидимка. Он неярок и очень осторожен. Соловьи, как люди, долго учатся петь. Лишь на третий год жизни становятся они певцами. Из теплых стран возвращаются весной одними из последних.
    • Как только появляются птенцы, соловьиные трели смолкают. Самец и самка носят детенышам гусениц, мух и жуков. Через десять дней птенцы выпрыгивают из гнезда (оно находится на земле) и путешествуют по окрестностям вместе с родителями до конца лета. А потом - в Африку на зимовку.
  • Слайд 16

    Королёк

    Самая маленькая птичка нашей страны, весит всего 5-6 граммов. Назвали корольком из-за яркой желтой полоски на голове. Как будто корона!

    Зимой корольки никуда не улетают, кочуют в поисках еды по лесам, садам и паркам. Летом живут в хвойных лесах, чаще в еловых, питаясь мелкими насекомыми и семенами.

    Слайд 17

    Зарянка

    • Зарянка, или малиновка является перелётной птицей, но возвращается в северные края одной из первых. Обитает, как правило, на земле, в кустах, передвигается прыжками.
    • Зарянки ищут на земле насекомых, дождевых червей и улиток. Осенью они поедают ещё и ягоды. Людей почти не боится, и если человек не двигается, может вплотную к нему подлететь и с любопытством разглядывать.
  • Слайд 18

    Зяблик

    • Весной прилетает к нам вслед за скворцами и жаворонками. Обитает в лесах и парках всех типов, часто у самого жилья человека.
    • Питается насекомыми, семенами и зелёными частями растений. Зяблика можно узнать по яркой окраске и голосу. Песня представлена трелью, заканчивающейся «росчерком» (коротким резким звуком) в конце.
  • Слайд 19

    Свиристель

    • Певчая птица с заметным гребешком, передвигается в больших группах, быстрым и прямым полётом. Распространён в зоне таёжных лесов. Питается ягодами, почками деревьев и кустов.
    • Свиристели очень прожорливы: весь зимний день они проводят в поисках пищи или же бывают заняты едой. Прожорливость птиц так велика, что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод и плодов в не переваренном виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы.
  • Слайд 20

    Пеночка

    • Небольшая приземистая, неярко-окрашенная птица с коротким хвостом. Питается мелкими насекомыми и их личинками, а также пауками. В больших количествах употребляет в пищу мух, гусениц зимней пяденицы и других бабочек, небольших жуков. Осенью питается ягодамибузины.
    • В день съедает корма около трети собственного веса, а перед осенней миграцией набирает дополнительный жир, необходимый для преодоления дальнего расстояния.
  • Слайд 21

    Сойка

    Птица ростом с галку, яркая и крикливая. Населяет хвойные, смешанные и лиственные леса. Питается сойка смешанной пищей. Осенью и зимой употребляет желуди, различные ягоды. Из желудей делает запасы на зиму. Весной и летом сойка питается в основном насекомыми, в том числе такими вредными, как майский жук, жук-усач, долгоносики, листогрызы, гусеницы шелкопрядов и др. Из других животных при случае сойка поедает мелких грызунов, мелких птичек и их яйца, ящериц, лягушек.

  • Слайд 22

    Дрозд

    • Также питаются насекомыми, пауками, червями, моллюсками, ягодами, часто кормятся на земле. По земле передвигаются прыжками, приседая при этом.
    • Крупные (крупнее скворца) кочующие птицы, с грудкой в черных пестринках. Увидеть их можно до самой зимы, если на рябинах большой урожай.
  • Слайд 23

    Кукушка

    • Немного мельче голубя. Эта прожорливая птица в течение всего лета истребляет вредных гусениц, особенно волосатых, которых избегают почти все мелкие птицы, ест майских жуков, бабочек, изредка мягкие ягоды. Ученые считают ее одной из полезнейших птиц леса.
    • Своих гнезд не строят, а подкладывают яйца в гнезда мелких птиц, при этом кукушка съедает одно из яиц хозяина гнезда. Подросший кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов, а их родители продолжают его кормить.
  • Слайд 24

    Ласточка

    • Эти птицы прекрасно летают. В воздухе они кормятся – ловят насекомых. У нас распространены три вида ласточек. Деревенская ласточка (касатка) имеет хвост-вилочку с длинными перьями. На горле и на лбу у нее яркое красно-коричневое пятно.
    • Городская ласточка (воронок) не имеет длинного хвоста и пятна на горле. Ласточка-береговушка - неяркая птичка коричневой окраски, живущая у воды.
  • Вступительное слово учителя о Дне птиц.

    «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1 апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников.

    Ведущий: С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелётные птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни. Характерное свойство подавляющего большинства птиц – способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев.

    Перо – чудо искусства природы.

    Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Самая крупная птица мира – африканский страус, его рост достигает 2, 75 м, масса 90 кг. В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу.

    Самые маленькие птицы в мире – колибри.

    Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

    Ведущий: В нашем празднике сегодня участвуют четыре команды от двух классов. Прошу команды представиться – назвать свое название и имя капитана.

    Наш праздник мы проведем в форме уроков. На доске расписание уроков на сегодня (изображения проецируются на экране): Русский язык, История, Физкультура, География, Рисование, Музыка.

    Первый урок – Урок Русского Языка.

    Ведущий: Командам дается 15 названий птиц, внесенных в Красную книгу с пропущенными гласными буквами.

    Вы должны восстановить названия птиц – вставить пропущенные буквы (Приложение 1).

    (Консультанты раздают карточки с заданиями.)

    Задание первого урока:

    Балобан – б..л..б..н Беркут – б..рк..т
    Веретенник большой – в..р..т..нн..к б..льш..й Гоголь- г..г..ль
    Дятел- д..т..л Зимородок- з..м..р..д..к
    Змееяд- зм....д Зуек - з....к
    Кобчик – к..бч..к Крачка - кр..чк..
    Кулик – к..л..к Куропатка – к..р..п..тк..
    Неясыть – н..с..ть Погоныш – п..г..н..ш
    Сапсан – с..п..с..н Сизоворонка – с..з..в..р..нк..

    Ведущий: На задание вам дается 4 минуты. Сдайте карточку с заданием консультантам.

    (Через 4 минуты консультанты собирают карточки с ответами, передают жюри. На экране кадр презентации с ответами.)

    Второй урок – Урок Истории.

    Ведущий: Я буду рассказывать вам истории, а ваша задача отгадать птицу, о которой говорится в этой истории. Названия птиц нужно написать на карточках, которые вам раздают консультанты.

    (Консультанты раздают бланки для ответов. Ведущий читает истории по одной, после каждой истории команды записывают название птицы.)

    1. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В середине века церковь объявила эту птицу « нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова.) Напишите название птицы на карточке и сдайте консультанту.

    2. Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювом гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрещивающимся клювом и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут лежать годы без изменения. (Клест.) Напишите название птицы на карточке и сдайте консультанту.

    3. В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица, ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее имя этой птицы. (Кукушка.) Напишите название птицы на карточке и сдайте консультанту.

    4. А вот еще одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни.У нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, не приспособленные для ходьбы ноги, а главное – огромный рот. По вечерам эта птица часто вьется над стадами, шныряет прямо у самого вымени коз и коров. В Испании его зовут обманщиком пастухов. А как ее называют у нас? (Козодой.) Напишите название птицы на карточке и сдайте консультанту.

    (Консультанты собирают карточки с ответами, передают жюри. На экране кадр презентации с ответами этого задания.)

    Перемена – игра с болельщиками.

    Ведущий: Сейчас у нас перемена и мы поиграем с болельщиками команд. Я буду задавать вопросы нашим зрителям, за каждый правильный ответ команды будут получать балл. Какой команде идет бал – определяет зритель, который дал правильный ответ.

    Вопросы для игры с болельщиками:

    1. Какая птица рождается на свет сразу со специальностью? (Птица-секретарь.)
    2. Птица, живущая на южном полюсе? (Пингвин.)
    3. Задние конечности у уток превращены в … (ласты).
    4. Птицы произошли от... (пресмыкающихся).
    5. Самый большой отряд птиц по числу видов... (воробьинообразные 5000в.).
    6. Рябчик относится к отряду... (куриных).
    7. Передние конечности у птиц превращены в... (крылья).
    8. Единственная кожная железа у птиц... (копчиковая).
    9. Есть ли у птиц зубы? (Нет.)
    10. Птица – санитар леса. (Дятел.)
    11. У какой лесной птицы глаза сдвигаются к затылку. (Вальдшнеп.)
    12. Голос этой птицы похож на шипение змеи. (Вертишейка.)
    13. У этой певчей птицы поют самки и самцы. (Снегирь.)
    14. Птица, которая может питаться жалящими насекомыми. (Щурка.)
    15. Страна – зимний рай для птиц. (Египет)
    16. Наука, занимающаяся изучением птиц? (Орнитология.)
    17. Другое название чёрного дятла. (Желна.)
    18. Птица, поющая ночью? (Соловей.)
    19. Птица, не имеющая голоса? (Аист.)
    20. Эту птицу называют пернатой кошкой. (Сова.)

    Третий урок – Урок Физкультуры.

    Ведущий: Вы все слышали про пингвинов. Ответьте на вопрос. Может ли белый медведь питаться пингвинами?

    Птичья эстафета. Между коленками зажимается спичечная коробка, и участник проходит дистанцию.

    Ведущий: От каждой команды приглашается один участник на эстафету.

    (Четыре человека выстраиваются с одной стороны в линию, им дается один коробок, зажать между колен, дойти до финишной линии.)

    Четвертый урок – Урок Рисования.

    От каждой команды нужен один участник, который выходит и рисует птицу по описанию. Консультант выдает участнику текст с описанием птицы. Участники этого конкурса рисуют, а команды пока выполняют задание пятого урока.

    Ведущий: Пока один участник от команды выполняет задание по рисованию, мы идем на пятый урок.

    Пятый урок – География.

    Ведущий: Вы видите изображения шести птиц. По описанию вам нужно определить о какой птице идет речь.

    (Описания командам раздает консультант. Ведущий прочитывает описание один раз для зрителей.)

    1. Перелётная птица нашей местности, которая на зимовку улетает в северную Францию и Германию? (Грач.)
    2. Самая крупная птица южной Америки? (Эму.)
    3. Перелётная птица нашей местности, которая на зимовку улетает в северную Африку или в Азию? (Жаворонок.)
    4. Птица болотной местности? (Бекас.)
    5. Крупная птица Австралии? (Нанду.)
    6. Птица, занесенная в красную книгу Чувашии? (Славка.)

    Ведущий: А теперь пришло время подвести итоги конкурса рисования. Команды – сдайте пожалуйста свои рисунки.

    (Консультанты передают рисунки команд жюри.)

    Ведущий: Итак, команды рисовали: Сову, Попугая, Удода и Пингвина. Посмотрите пожалуйста на рисунки команд и на птиц, которых они рисовали. (На экране кадр презентации с изображениями птиц, консультанты показывают рисунки зрителям.)

    Ведущий: Вот и подошел последний на сегодня урок – Урок музыки.

    Первое задание: «Угадайте голоса птиц». Будет звучать четыре записи голосов птиц, впишите их по порядку в карточки для ответов (консультанты раздают карточки, звучат голоса птиц в записи, после каждого команды записывают в карточку название птиц) : серый гусь, жаворонок, иволга, певчий дрозд.

    А теперь второе задание – самое интересное: пожалуйста, вспомните и спойте по куплету песни, в которых есть название какой-либо птицы. (Командам дается одна минута, чтобы вспомнить песню, и по очереди команды поют, если не могут петь – то хотя бы называют песню.)

    Ведущий: Вот и подошло к концу наше соревнование. Сейчас жюри подведет итоги (Приложение 2) и наградит победителей.

    (Жюри подсчитывает итоговые баллы и награждает победителей.)