Классификация фирм хозяйственной. Общая характеристика хозяйственной деятельности Какой вид хозяйственной деятельности относится

Ключевым понятием хозяйственного права является понятие хозяйственной деятельности, которое мы находим в различных нормативно-правовых актах. В частности, в Законе Украины от 16.04.1991 г. "О внешнеэкономической деятельности" в ст. 1 определено: "хозяйственная деятельность - любая деятельность, в т. ч. предпринимательская, связанная с производством и обменом материальных и нематериальных благ, выступающих в форме товара"; в Законе Украины от 01.06.2000 г. "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" под хозяйственной деятельностью законодатель понимает любую деятельность, в т. ч. предпринимательскую юридических лиц, а также физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности, связанную с производством (изготовлением) продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ.

В свою очередь, в Налоговом кодексе Украины (далее - НК) определено, что хозяйственная деятельность - это деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода и проводится таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности, по договорам комиссии, поручения и агентским договорам (п. 14.1.36 ст. 14).

Причем необходимо отметить, что последнее определение фактически нивелирует субъектный состав хозяйственной деятельности.

В части 1 ст. С ГК (п. 14.1.36 ст. 14) закреплено унифицированное понятие хозяйственной деятельности. Под хозяйственной деятельностью в этом Кодексе понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.

В этом определении можно выделить несколько признаков хозяйственной деятельности.

Само слово "деятельность" означает систематические действия членов общества, их объединений, направленные на достижение определенного результата.

Целью является удовлетворение общественных потребностей в соответствующих благах, которые должны иметь ценовую определенность, то есть функционировать как товар.

Особенностью хозяйственной деятельности являются ее субъекты - не любые лица, а лишь те из них, что согласно требованиям ГК Украины признаются субъектами хозяйствования (ст. 55 ГК). Деятельность таких лиц осуществляется не только в их собственных интересах (с целью получения прибыли), но и в интересах общества (для удовлетворения определенных потребностей общества в продукции, работах и услугах).

Удовлетворение общественных потребностей в определенных благах требует от производителя соответствующих знаний, навыков, организации, средств, что предопределяет профессиональные принципы осуществления хозяйственной деятельности. При этом интересный разновидность хозяйственной деятельности выделяет НК Украины (п. 14.1.46 ст. 14): деятельность в сфере развлечений - хозяйственная деятельность юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, заключающаяся в проведении лотерей, а также развлекательных игр, участие в которых не предусматривает получения ее участниками денежных или имущественных призов (выигрышей), в частности, бильярд, кегельбан, боулинг, настольные игры, детские видеоигры и т. п. Несмотря на свою особенность, этот вид деятельности относится к хозяйственной сферы.

Итак, признаками хозяйственной деятельности являются: сфера осуществления - общественное производство (хозяйственная сфера); содержание - производство и реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг происходит не для собственных нужд производителя, а для удовлетворения потребностей других лиц - потребителей в широком разменные (граждан как конечных потребителей, субъектов хозяйствования и различных организаций, которые используют указанные блага для удовлетворения своих хозяйственных или иных нужд); передача указанных благ другим лицам на платной основе, то есть функционирование в форме товара; профессиональные принципы хозяйственной деятельности; специальный субъект, который должен обычно иметь статус субъекта хозяйствования; сочетание частных интересов производителя (в получении прибыли или других выгод/преимуществ от хозяйственной деятельности) и публичных интересов (общества в лице широкого круга потребителей - в получении определенных благ; государства - в получении прибыли и других обязательных платежей от субъектов хозяйственной деятельности; территориальной общины: а) в обеспечении занятости членов общины; б) в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции, работах, услугах; в) участие субъектов хозяйственной деятельности в решении задач территориальной общины в благоустройстве; г) в уплате местных налогов и сборов).

Хозяйственная деятельность невозможна без взаимодействия ее субъектов, вступления в хозяйственные отношения. Именно в процессе руководства и осуществления хозяйственной деятельности возникают хозяйственные отношения по горизонтали и по вертикали, а также внутрихозяйственные отношения.

Общими принципами хозяйствования в Украине (ст. 6 ГК) являются: обеспечение экономического многообразия и равную защиту государством всех субъектов хозяйствования; свобода предпринимательской деятельности в пределах, определенных законом; свободное движение капиталов, товаров и услуг на территории Украины; ограничение государственного регулирования экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государства; защита национального товаропроизводителя; запрет незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения.

Итак, с учетом указанных признаков можно дать следующее доктринальное определение хозяйственной деятельности: хозяйственная деятельность - это общественно полезная деятельность субъектов хозяйствования по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг с целью их реализации за плату (как товара), что основывается на сочетании частных и публичных интересов и осуществляется профессионально.

Хозяйственную деятельность можно классифицировать по различным признакам.

1. По критерию цели осуществления (ч. 2 ст. С ГК) хозяйственная деятельность может быть коммерческой - с целью получения прибыли; некоммерческой - для достижения определенных экономических и социальных результатов, однако цель получения прибыли отсутствует.

2. За предметом хозяйственной деятельности различают: производственную; торговую; банковскую; страховую; инновационную; концессионная деятельность; совместное инвестирование и др.

3. В зависимости от рынка (внутренний или внешний), национальной принадлежности субъектов хозяйственной деятельности (отечественные товаропроизводители/резиденты или иностранные инвесторы и нерезиденты) различают хозяйственную деятельность с участием: отечественных товаропроизводителей (резидентов); внешнеэкономическую деятельность (с участием резидентов и нерезидентов), в том числе иностранное инвестирование (с участием иностранного инвестора).

Специфика осуществления определенных видов хозяйственной деятельности учитывается в процессе ее правового регулирования в отдельных главах ГК Украины.

Следует учитывать также то, что хозяйственное право регулирует отношения по государственному регулированию экономики (организационные отношения), которое осуществляется в определенных правовых формах и с помощью определенных методов.

Обобщенное понятие предпринимательской деятельности приводится в ст. 42 ГК Украины: "Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли".

Некоммерческая хозяйственная деятельность осуществляется субъектами хозяйствования государственного и коммунального секторов экономики в областях (видах деятельности), в которых в соответствии со ст. 12 ГК Украины запрещается предпринимательство, на основе решения соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления. Некоммерческая хозяйственная деятельность может осуществляться также другими субъектами хозяйственной деятельности, прежде всего в тех случаях, когда осуществление определенного вида хозяйственной деятельности в форме предпринимательства запрещается законом (например, биржевая деятельность). Некоммерческая деятельность присуща казенным предприятиям (ч. Из ст. 76, статьи 77,78 ГК) и коммунальным некоммерческим предприятиям (ч. Из ст. 78 ГК). Финансирование их деятельности в случае убыточности осуществляется за счет соответствующего бюджета.

Осуществление некоммерческой деятельности обуславливает зависимость ее субъекта от учредителя и собственника имущества, который обеспечивает соответствующее финансирование, а также применение в отношении имущества субъекта некоммерческой деятельности-права оперативного управления (ч. Из ст. 78, ст. 137 ГК), что предполагает целевое использование имущества в определенных собственником пределах.

От некоммерческой хозяйственной деятельности необходимо отличать хозяйственное обеспечение хозяйствующих субъектов, осуществляется нехозяйственными субъектами. В части 3 ст. С ГК Украины отмечается, что деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на создание и поддержание необходимых материально-технических условий их функционирования, которое осуществляется при участии или без участия субъектов хозяйствования, является хозяйственным обеспечением деятельности нехозяйствующих субъектов. По этому интересной является точка зрения М. Л. Шелухина, который среди видов хозяйственной деятельности выделяет: предпринимательскую (коммерческую) деятельность, которая осуществляется субъектами хозяйствования с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли; некоммерческую деятельность, которая осуществляется субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли; хозяйственное обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов, которой является деятельность нехозяйствующих субъектов, направленная на создание и поддержание необходимых материально-технических условий ее функционирования, которая осуществляется при участии или без участия субъектов хозяйствования. В свою очередь, В. С. Щербина приводит такой пример хозяйственного обеспечения деятельности нехозяйствующих субъектов: "...ремонт общежитий университета как силами привлеченных ремонтно-строительных организаций, так и собственными силами; закупка оборудования, учебников, мебели и т.д. для их использования в учебной и научно-исследовательской работе".

Сравнивая обе мысли, мы позволим себе не согласиться с точкой зрения М. Л. Шелухина, как такой, что, во-первых, не соответствует требованиям ч. 3 ст. 3 ГК Украины, а именно, хотя хозяйственное обеспечение и является хозяйственно-правовой категорией, оно не является видом хозяйственной деятельности. Во-вторых, это связано со стилистической противоречием, а именно - не может хозяйственное обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов считаться деятельностью нехозяйствующих субъектов.

В хозяйственном законодательстве (ст. С ГК) определяются лишь общие расплывчатые признаки негосподарюючого субъекта и, на наш взгляд, (статьи 52-54 ГК) неполная, ограниченная регламентация и определение некоммерческого хозяйствования. Так, согласно ч. 2 ст. 52 ГК Украины, некоммерческая хозяйственная деятельность осуществляется субъектами хозяйствования государственного или коммунального секторов экономики в областях, в которых запрещается предпринимательство. Однако в ст. 157 НК Украины (п. 157.15) введен термин "основная деятельность" о деятельности неприбыльных организаций, под которым следует понимать деятельность неприбыльных организаций, которая определена для них законом как основная, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации, в том числе по предоставлению реабилитационных и физкультурно-спортивных услуг для инвалидов (детей-инвалидов), благотворительной помощи, просветительских, культурных, научных, образовательных, социальных и других подобных услуг для общественного потребления, по созданию систем социального самообеспечения граждан (негосударственные пенсионные фонды и другие подобные организации").

К основной деятельности такой неприбыльной организации также включается продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые пропагандируют принципы и идеи, для защиты которых была создана такая неприбыльная организация, и которые являются тесно связанными с ЕЕ основной деятельностью, если цена таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг является ниже обычной или если такая цена регулируется государством. Кабинет Министров Украины может вводить временные ограничения на продажу неприбыльными организациями отдельных товаров или услуг в случае, если такая продажа угрожает или противоречит правилам конкуренции на рынке определенного товара, при существовании достаточных доказательств, предоставленных лицами, которые облагаются этим налогом и предоставляют аналогичные товары, выполняют работы, предоставляют услуги, о таком нарушении. Уставные документы неприбыльных организаций должны содержать исчерпывающий перечень видов их деятельности, которые не предусматривают получения прибыли согласно нормам законов, регулирующих их деятельность.

Указанное свидетельствует, что деятельность общественных организаций, благотворительных фондов, профессиональных организаций относится к некоммерческой хозяйственной деятельности.

в Соответствии с Законом Российской Федерации "О некоммерческих организациях" (ст. 2) некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественного блага. Они существуют в форме общественных объединений, фондов, государственных корпораций, некоммерческого партнерства, заведений или учреждений, автономных некоммерческих организаций, объединений юридических лиц.

В законодательстве Украины, так же как и в законодательстве РФ четко не разграничена деятельность субъектов некоммерческого хозяйствования и нехозяйствующих субъектов. В любом случае их нельзя считать тождественными. При этом деятельность как предпринимательских субъектов хозяйствования, так и субъектов некоммерческого хозяйствования вместе с нехозяйственными субъектами подлежит хозяйственно-правовому регулированию.

Отдельно в НК Украины (п. 14.1.226 ст. 14) определена так называемая независимая профессиональная деятельность - участие физического лица в научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской деятельности, деятельность врачей, частных нотариусов, адвокатов, аудиторов, бухгалтеров, оценщиков, инженеров или архитекторов, лица, занятого религиозной (миссионерской) деятельностью, другой подобной деятельностью при условии, что такое лицо не является работником или физическим лицом - предпринимателем и использует наемный труд не более четырех физических лиц. Указанная деятельность фактически имеет все признаки хозяйственной деятельности, но не нуждается в государственной регистрации как субъекта хозяйствования и по законодательству не признается хозяйственной деятельностью. При этом согласно ч. 2 п. 65.1 ст. 65 НК Украины частные нотариусы и другие физические лица, условием ведения независимой профессиональной деятельности которых согласно закону является государственная регистрация такой деятельности в соответствующем уполномоченном органе и получение свидетельства о регистрации или другого документа (разрешения, сертификата и т.п.), подтверждающего право физического лица на ведение независимой профессиональной деятельности, в течение 10 календарных дней после такой регистрации обязаны встать на учет в органе государственной налоговой службы по месту своего постоянного проживания. Для постановки на учет физического лица, которое намеревается осуществлять независимую профессиональную деятельность (п. 65.3 ст. 65), такое лицо должно подать заявление и документы лично (направить заказным письмом с описанием вложения) или через уполномоченное лицо в орган государственной налоговой службы по месту постоянного жительства.

Не относится к хозяйственной деятельности несистематическая деятельность физических лиц, которые не зарегистрированы должным образом как физические лица - предприниматели, которая заключается в продаже произведенных, переработанных и купленных вещей, товаров, а также выращенных в подсобном хозяйстве. Необходимо отметить, что частично эти виды деятельности подпадали под действие декрета Кабинета Министров Украины "О налоге на промысел", что утратил силу в связи с принятием НК Украины. Этим же документом было определено такое понятие, как "промысел", к нему принадлежала деятельность в виде продажи вышеуказанных товаров не более четырех раз в течение календарного года. В связи с отменой этого понятия возникает риск нивелирования разницы между предпринимательской деятельностью физического лица - предпринимателя и деятельностью других физических лиц, которые не желают регистрироваться как субъекты предпринимательской деятельности, но при этом осуществляют деятельность, которая имеет признаки предпринимательской деятельности.

Под хозяйственной деятельностью в Хозяйственном кодексе понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность (ч. 1 ст. 3 ХК).
ЗУ«О внешнеэкономической деятельности» хозяйственная деятельность - это любая деятельность, в том числе предпринимательская, связанная с производством и обменом материальных и нематериальных благ, выступающих в форме товара.
А ЗУ от 1 июня 2000 г. «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» под хозяйственной деятельностью понимает любую, в том числе предпринимательскую, юридических лиц, а также физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности, связанной с производством (изготовлением) продукции, торговлей, оказанием услуг, выполнением работ.
Исходя из содержания ст. 3, 42, 52 ХК общие разновидности хозяйственной деятельности можно сгруппировать таким способом:
1) коммерческая хозяйственная деятельность (предпринимательство) - хозяйственная деятельность, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли; Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство) осуществляется предприятием (предпринимателем) как самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск деятельность с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли (ст. 42 ХК).
2) некоммерческая хозяйственная деятельность - хозяйственная деятельность, осуществляемая без цели получения прибыли; Согласно ч. 1 ст. 52 ХК некоммерческое хозяйствование-это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли.
3) хозяйственное обеспечение деятельности нехозяйствующих субъектов - деятельность нехозяйствующих субъектов, направленная на создание и поддержание необходимых материально-технических условий их функционирования, которое осуществляется при участии или без участия субъектов.
Следует заметить, что исчерпывающий перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию (а именно - 45 видов хозяйственной деятельности), устанавливает Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000.
Вместе с тем согласно ст. 259 ХК вид хозяйственной деятельности имеет место в случае объединения ресурсов (оборудование, технологических средств, сырья и материалов, рабочей силы) для создания производства определенной продукции или оказания услуг. Отдельный вид деятельности может состоять из единого простого процесса или охватывать ряд процессов, каждый из которых входит в соответствующую категорию классификации.
Исходя из положений гл. 6, VII ХК можно выделить следующие виды хозяйственной деятельности:
1. Хозяйственно-торговая деятельность - деятельность, которую осуществляют субъекты хозяйствования в сфере товарного обращения, направленная на реализацию продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления, а также вспомогательная деятельность, обеспечивающая их реализацию путем предоставления соответствующих услуг.
Хозяйственно-торговая деятельность опосредствуется хозяйственными договорами поставки, контрактации сельскохозяйственной продукции, энергоснабжения, купли-продажи, аренды, мены (бартера), лизинга и другими договорами.
2. Агентская деятельность - коммерческое посредничество, которое заключается в предоставлении коммерческим агентом услуг субъектам хозяйствования при осуществлении ими хозяйственной деятельности способом посредничества от имени, в интересах, под контролем и за счет субъекта, которого он представляет. Коммерческое посредничество является предпринимательской деятельностью.
Коммерческим агентом может быть субъект хозяйствования (гражданин или юридическое лицо), который по полномочиям, основанным на агентском договоре, осуществляет коммерческое посредничество.
Не являются коммерческими агентами предприниматели, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени.
3. Перевозки грузов - хозяйственная деятельность, связанная с перемещением продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления железными дорогами, автомобильными дорогами, водными и воздушными путями, а также транспортирование продукции трубопроводами.
Субъектами отношений перевозки грузов есть перевозчики, грузоотправители и грузополучатели.
Перевозка грузов осуществляют грузовой железнодорожный транспорт, автомобильный грузовой транспорт, морской грузовой транспорт и грузовой внутренний флот, авиационный грузовой транспорт, трубопроводный транспорт, космический транспорт, другие виды транспорта.
4. Капитальное строительство - строительство объектов производственного и другого назначения, подготовка строительных участков, работы по оборудованию зданий, работы по завершению строительства, прикладные и экспериментальные исследования и разработки и т.п., которые выполняются субъектами хозяйствования для других субъектов или на их заказ и осуществляются на условиях подряда.
5. Инновационная деятельность - деятельность участников хозяйственных отношений, которая осуществляется на основе реализации инвестиций с целью выполнения долгосрочных научно-технических программ с длительными сроками окупаемости затрат и внедрение новых научно-технических достижений в производство и другие сферы общественной жизни.
Финансовая деятельность включает денежное и прочее финансовое посредничество, страхование, а также вспомогательную деятельность в сфере финансов и страхования.
6. Финансовое посредничество - деятельность, связанная с получением и перераспределением финансовых средств, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Финансовое посредничество осуществляют учреждения банков и другие финансово-кредитные организации.
Страхование в сфере хозяйствования - это деятельность, направленная на покрытие долгосрочных и краткосрочных рисков субъектов хозяйствования с использованием сбережений через кредитно-финансовую систему или без такого использования.
Вспомогательной деятельностью в сфере финансов и страхования является негосударственное управление финансовыми рынками, биржевые операции с фондовыми ценностями, другие виды деятельности (посредничество в кредитовании, финансовые консультации, деятельность, связанная с иностранной валютой, страхованием грузов, оценивание страхового риска и убытков, другие виды вспомогательной деятельности).
7. Коммерческая концессия - по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) на срок или без определения срока право использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса прав, принадлежащих правообладателю, а пользователь обязуется соблюдать условия использования предоставленных ему прав и уплатить правообладателю обусловленное договором вознаграждение.
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса предоставленных пользователю прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в полном объеме, с указанием или без указания территории использования относительно определенной сферы предпринимательской деятельности.
8. Внешнеэкономическая деятельность - хозяйственная деятельность, при осуществлении которой имущество и / или рабочая сила пересекают таможенную границу Украины.

Виды хозяйственной деятельности

Существует несколько видов хозяйственной деятельности:

  • Домашнее хозяйство - это хозяйство, ведение которого осуществляет группа совместно проживающих людей.
  • Небольшое предприятие - это хозяйственная единица, заняты изготовлением относительно малого количества товаров. Владельцем такого предприятия может быть один человек или несколько. Как правило, на нём используется собственный труд хозяином либо занято сравнительно небольшое число работников.
  • Крупные предприятия - это предприятия, которые производят товары массово. Как правило, эти предприятия образуются путем объединения имущества собственников. Примером какого предприятия является акционерное общество.
  • Национальное хозяйство - это объединение экономической деятельности в масштабах всей страны. В определенной степени эта деятельность направляется государством, Которая, в свою очередь, старается обеспечивать устойчивый рост экономики страны И тем самым увеличить благосостояние всего населения.
  • Мировое хозяйство - это экономическая система, в которой существует взаимосвязи различных стран и народов.

Формы хозяйственной деятельности

Определение 1

Форма хозяйственной деятельности представляет собой систему норм, которая определяет внутренние отношения партнеров предприятия, а также отношение данного предприятия с другими контрагентами и государственными органами.

Существует несколько форм хозяйственной деятельности:

  • Индивидуальная форма;
  • Коллективная форма;
  • Корпоративная форма.

Под индивидуальной формой хозяйственной деятельности понимается предприятия, владелец которого это или физическое лицо, или семья. Функции собственника и предпринимателей объединены в одном субъекте. Он получает и распределяет полученный доход, а также несет риск от осуществления своей хозяйственной деятельности и имеет неограниченную имущественную ответственность перед своими кредиторами и третьими лицами. Как правило, такие предприятия не являются юридическими лицами. Собственник данного предприятия может привлечь дополнительный наемный труд, но в довольно ограниченном количестве (не больше 20 человек).

Если говорить о коллективной форме хозяйственной деятельности , то их существуют три вида: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, акционерные общества.

Хозяйственные товарищества могут быть в форме: полного товарищества и товарищества на вере. Полное товарищество - это организация, которая основана на коллективной собственности. Как правило, оно является объединением нескольких физических лиц или юридических. Все участники данного вида товарищества несут полную неограниченную ответственность по всем обязательствам товарищества. Имущество полного товарищества формируется за счет вкладов его участников и полученных в процессе осуществления своей деятельности доходов. Всё имущество принадлежит участником полного товарищества на правах долевой собственности.

Товарищество на вере - это объединение, где один или несколько его собственников несут полную ответственность по всем обязательствам товарищества, остальные вкладчики несут ответственность только в пределах принадлежащего им капитала.

К хозяйственным обществам относятся: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью - это предприятия, которые создаются путем объединения вкладов юридических и физических лиц. При этом число участников общества с ограниченной ответственностью не может превышать установленного предела, иначе в течение года данное общество будет преобразовано в акционерное.

Общество с дополнительной ответственностью представляет собой организацию, который уставный капитал делится на доли, размер которых определён заранее. Данный вид общества образуется одним или несколькими лицами. По всем обязательствам общества все его учредители несут субсидиарную ответственность в размере, который кратен в стоимости вклада в уставный капитал.

Акционерное общество представляет собой такую форму хозяйственной деятельности, все средства которого образуются путем объединения капитала учредителей, а также выпуска и размещения акций. Участники акционерного общества несут ответственность по всем обязательствам обществом в размере, равном вкладам.

Для того чтобы защитить свои коммерческие интересы и повысить эффективность использования капитала предприятия, различные организационно-правовые формы могут объединиться в так называемые корпоративные формы предпринимательства . К ним относятся: концерны, консорциум, межотраслевые и региональные союзы.

Концерн - это объединение организаций, которые осуществляют совместную деятельность добровольно. Как правило, концертное обладают научно-техническими функциями, функциями производственного и социального развития, функциями внешнеэкономической деятельности и др.

Консорциум - объединение организации для решения тех или иных задач, созданное на время. В нашей стране консорциум создаётся для реализации государственных программ силами организаций любых форм собственности.

Отраслевые и региональные союзы представляют собой объединение организаций на договорных условиях. Эти союзы создаются для осуществления одной или нескольких производственных и хозяйственных функций.

Организация хозяйственной деятельности

Организация хозяйственной деятельности проходит три этапа:

  1. 1 этап - оценка возможностей . Изначально следует дать объективную оценку всем ресурсам, необходимы для процесса производства продукция. Для этих целей целесообразно использовать научные разработки. Основное достоинство этой стадии заключается в том, что она помогает дать предварительную оценку потенциала производства продукции именно в тех объемах и в тех условиях, которые будут исследоваться, и на основании которых будет утверждаться решение о запуске производства той или иной продукции. После того, как будет изучен производственный потенциал организации, осуществляется запуск линии производства в пределах сформированного плана.
  2. 2 этап - запуск вспомогательного производства . Осуществление данного этапа имеет место только в том случае, если есть необходимость. Вспомогательное производство является довольно нужным мероприятием, поскольку оно помогает освоить новые сегменты рынка сбыта и увеличить шанс эффективности финансового развития организации. Обслуживание организации может осуществляться как собственными силами, так и с помощью привлечения сторонних организаций и ресурсов. На данной стадии используется услуги, позволяющие оптимизировать деятельность производства продукции и оценить потенциальные затраты средств. На следующей стадии выполняются работы,направленный на изучение рынка сбыта и возможностей реализации продукции.
  3. 3 этап - осуществление сбыта продукции . Все стадии, затрагивающие реализацию продукции, отслеживаются. При этом ведется учет реализованной продукция, составляется и исследуется прогнозы, позволяющие принять грамотные решения руководства организацией. Существует ситуации, когда следует разработать методику постпродажного обслуживания. Например, при установлении гарантийного срока на свою продукцию.

Согласно ст. 3 ХКУ под ХД понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на производство и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.

ХД характерны следующие признаки:

1) эта деятельность направлена на производство продукции (товаров), выполнение работ и предоставление услуг с целью удовлетворения потребностей других субъектов;

2) она осуществляется, как правило, на профессиональных началах;

3) результаты этой деятельности имеют форму товара, а значит и стоимостное выражение;

4) в процессе организации и осуществления этой деятельности объединяются как частные интересы производителя, так и публичные интересы государства и общества в целом.

Согласно ст. 3 ХКУ ХД, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли является предпринимательством, а субъекты, осуществляющие эту деятельность – предпринимателями. ХД, которая осуществляется без цели получения прибыли является некоммерческой ХД.

В главах 4 и 5 ХКУ закреплены общие положения относительно предпринимательства и некоммерческой хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 42 ХКУ предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая на собственный риск ХД, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) для достижения экономических и социальных результатов с целью получения прибыли.

Согласно ст. 52 ХКУ некоммерческое хозяйствование - это осуществляемая субъектами хозяйствования самостоятельная, систематическая ХД, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли. НХД осуществляется субъектами хозяйствования государственного или коммунального секторов экономики в сферах (видах деятельности), в которых согласно ст. 12 этого Кодекса запрещено предпринимательство.

НХД может осуществляться также другими субъектами хозяйствования, которым осуществление ХД в форме предпринимательства запрещается законом (товарные и фондовые биржи).

Согласно ст. 52 ХКУ запрещается осуществление НХД органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам. В ХКУ определяются: организационные формы осуществления НХД (ст. 53); положения относительно ее регулирования (ст. 54).

    Объективная основа, средства и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности

Государственное регулирование ХД является объективной необходимостью, которая приобретает все новые черты и особенности, направленные на становление рыночных отношений, разгосударствление, предпринимательство, развитие различных форм хозяйствования. Государство осуществляет регулирование ХД по двум причинам. Во-первых, государство осуществляет управление имуществом, которое является объектами государственной собственности, а, во-вторых, государственное воздействие на ХД обусловлено рядом требований относительно защиты публичных интересов, связанных:

    с формированием государственного бюджета;

    с охраной окружающей среды и пользования природными ресурсами;

    с обеспечением обороноспособности страны;

    с реализацией свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

С соблюдением правопорядка как во внутренней ХД, так и при осуществлении ВЭД и иностранного инвестирования;

С обеспечением занятости населения и др.

Кроме того, государство обязано:

Обеспечивать субъектам хозяйствования (независимо от формы собственности) одинаковые правовые и экономические условия хозяйствования;

Способствовать развитию рынка, осуществлять его регулирование, используя экономические законы и стимулы, реализуя антимонопольные меры;

Обеспечивать льготные условия предприятиям, которые применяют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места и др.

Государственное регулирование ХД представляет собой совокупность мер относительно принятия и надлежащего исполнения хозяйственного законодательства, а также определения системы органов государственного руководства, которые непосредственно осуществляют функции регулирования и управления этой сферыой экономики.

Согласно ст. 12 ХКУ к основным средствам регулирующего воздействия государства на ХД относятся:

    государственный заказ, государственное задание (ст.13 ХКУ и ЗУ от 22 декабря 1995 г. «О поставках продукции для государственных потребностей» ЗУ от 22 февраля 2000 г. «О закупке товаров работ и услуг за государственные средства»);

    лицензирование, патентование и квотирование (ст. 14 ХКУ и ЗУ от 1 июня 2000 г. «О лицензировании определенных видов ХД», «О патентовании некоторых видов ПД», «О ВЭД»);

    сертификация и стандартизация (ст. 15 ХКУ, ЗУ «О стандартизации», «О подтверждении соответствия»);

    применение нормативов и лимитов;

    регулирование цен и тарифов (ХКУ глава 21, ЗУ «О ценах и ценообразовании»);

    предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот (ст. 17, ЗУ «Об ИД», «О режиме иностранного инвестирования» и др.);

    предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий (ст. 16 ХКУ).

Принципы государственного регулирования ХД представляют собой основные положения, определяющие наиболее общие и наиболее существенные особенности экономической политики государства. К ним относятся:

Согласованность и координация действий субъектов хозяйствования различных форм собственности;

Хозяйственная самостоятельность;

Равноправие всех форм собственности;

Объединение экономических и социальных целей.

В процессе осуществления регулирования ХД государство использует определенные методы государственного регулирования ХД, которые представляют собой совокупность способов и приемов, используемых в процессе регуляторной деятельности государственными органами для решения задач в сфере экономики с целью достижения определенных результатов.

Среди таких методов следует выделить:

Метод убеждения, разрешения;

Метод прямых указаний;

Административные и экономические методы.

В современных условиях метод убеждения и разрешения является одним из основных методов. В ХКУ определен принцип добровольности создания СХ, их равенство независимо от формы собственности и с учетом личных и общественных интересов.

Вместе с тем в условиях становления рыночных отношений применение метода убеждения и разрешения изолировано от метода прямых указаний не дает положительных результатов. Поэтому для обеспечения порядка в ХД в предусмотренных законом случаях применяется метод прямых указаний, устанавливающий требования относительно качества продукции, охраны окружающей среды, ведения учета и отчетности, соблюдения техники безопасности и др.

Административные методы - это прямое влияние на поведение, деятельность СХ с помощью обязательных указаний, а экономические методы - это непосредственное влияние с помощью экономических стимулов (цен, дотаций, кредитов и др.). Административные методы чаще всего применяются в случаях, когда для реализации управленского решения необходим приказ или запрет.

Практическое применение экономических методов осуществляется с помощью следующих рычагов: ценообразование, льготное кредитование, финансирование и др.

Согласно ст. 8 ХКУ государство, ОГВ и ОМС не являются субъектами хозяйствования. Решения этими органами в сфере ХД принимаются в пределах их хозяйственной компетенцией, закрепленной в Конституции Украины, в ЗУ «О местных государственных администрациях», «О местном самоуправлении» и др.

Тема 1 Хозяйственная деятельность как предмет правового регулирования

Список условных сокращений

– ВВС РБ – Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь

– ВВХС РБ – Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

– ВНС РБ – Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь

– НРПА РБ – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

– СП РБ – Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь

– УК РБ – Уголовный кодекс Республики Беларусь

– ГК РБ – Гражданский кодекс Республики Беларусь

– СЭЗ – свободная экономическая зона


1.1. Понятие хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Понятие хозяйственного права.

1.2. Предмет, метод, принципы и функции хозяйственного права

1.3. Состав и структура хозяйственного законодательства.

1.4. Хозяйственные правоотношения.

Хозяйственная деятельность и предпринимательская деятельность находятся между собой в определенном соотношении: то, что входит в содержание предпринимательской деятельности, характерно для любой хозяйственной деятельности. Однако предпринимательская деятельность отличается рядом характерных признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как более узком понятии, чем хозяйственная.

Хозяйственная деятельность заключается в производстве
и реализации продукции (работ, услуг).

Предпринимательской деятельностью признается самостоятельная инициативная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ч.2п.1 ст.1 ГК).

Признаки предпринимательской деятельности :

– самостоятельная деятельность;

– деятельность, осуществляемая на свой риск, т.е. несение риска последствий соответствующего действия (бездействия), в том числе, возможности наступления неблагоприятных последствий;

– деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, как основной цели деятельности;

– деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в установленном законодательством порядке в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается, а доходы, полученные в результате такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.


Предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах:

– без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность);

– с образованием юридического лица в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в стране.

Формами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются:

1) прогнозирование;

2) планирование;

3) денежная политика;

4) антимонопольное регулирование.

Способы государственного регулирования предпринимательской деятельности:1) административные; 2) экономические.

Правовые средства, регулирующие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность условно разделяют на следующие группы:

1) организационно-управленческие средства;

2) материально-правовые средства;

3) процессуально-правовые средства.

Если рассматривать хозяйственное право как отрасль права, то она представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские и тесно связанные с ними отношения имущественного и организационного характера, возникающие в процессе хозяйственной деятельности и государственного регулирования экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Хозяйственное право регулирует отношения по государственному воздействию на производственную деятельность. Эти отношения возникают по вертикали между государством и иными субъектами хозяйствования и по горизонтали между субъектами хозяйствования.