«Зимующие птицы». Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе. «конспект нод по рисованию «зимующие птицы Нод рисование зимующие птицы дятел подготовительная группа

Конспект НОД "Зимующие птицы ". (Старшая- подготовительная группа)

Занятие

"Зимующие птицы ".

Программное содержание:

    Закрепить знание детей о зимних явлениях в природе.

    Формировать обобщённое представление о зимующих птицах, учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пищи; Углублять представления о причинах отлёта птиц(исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли, отмирание вегетативных частей растений);

    Закрепить знания о зимующих птицах(Ворона, сорока, галка, воробей, синица, снегири);

    Обогащать словарь детей путём введения слов: корм, кормушка, зимующие птицы, холодно- голодно…

    Делать обоснованные выводы и рассуждения во время отгадывания загадок;

    Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описаниям узнавать их.

    Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях

Развивающая среда: Таблицы с изображением зимующих птиц, готовая кормушка из картона, «Домик»- столовая для птиц, Семечки подсолнуха, пшено, кусочки сала, хлебные крошки.

Для игры: Силуэты воробьёв на лентах по количеству детей, трафарет- маска кота, обручи – домики для птиц.

Ход занятия

Ребята, как вы думаете, какое время года изображено на этой картине?

Ответы детей...

Правильно зима!

Пришёл декабрь - первый зимний месяц. Летят с небес лёгкие снежинки и украшают землю пушистым ковром.

Снег пушистый из снежинок

Поднесёт к губам Зима

Только дунет и пушинок

Разлетятся,семена!

Снег кружится и летает,

В окнах теплится огонь,

Зимний вечер подставляет

Белым звездочкам ладонь.

Холодно и голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью.

Прячутся от морозов и метелей под крышами домов. Люди заботятся о зимующих

у нас птицах и устраивают им птичьи столовые.

Отгадайте загадку:

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.(Кормушка).

Ребята, посмотрите, какую кормушку сделали для птиц взрослые и дети.

Много птиц прилетело к кормушке поклевать зёрен и хлебных крошек.

Здесь и снегири. Грудка у самца-- снегиря ярко-красная. Когда эта птица нахохлится, то она становится похожа на румяное яблоко.

Стынут ветки на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? На берёзе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепило деревцо.

Физкультурная минутка:

Белая лужайка, тёплая фуфайка

Я на лыжах побегу ты меня поймай ка

На берёзе снегири, ярче утренней зари

Синие синички, снег и рукавички.

Белая дорожка подожди немножко,

Кто там бродит за кустом заяц или кошка.

Если заяц бродит пусть, если кошка не боюсь

2. Здесь у кормушки собрались и синички.

Спинкой зеленовата

Животиком желтовата

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика

(Синичка).

Маленькая – птичка

Птичка – невеличка.

А зовут её – синичка.

Синички любят кушать не только зёрна и хлебные крошки, но и кусочки сала.

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится.

Клювиком в моё стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Не боятся зимы и вороны, и галки, и сороки, и воробьи. Ведь корма в кормушках им хватает, а сытость даёт птахам тепло.

Ребята, посмотрите на эту птичку. Кто это?

Правильно, воробей.

Маленький мальчишка

В сером ярмячишке

По двору шныряет

Крохи собирает. (Воробей).

Зимой птицам очень холодно и голодно.

Поэтому человек должен о них заботиться, помогать птицам, подкармливать их,чтобы они зимой не замёрзли и не погибли.

И весной радовали нас своим пением, щебетанием.

«Вы узнаёте зиму?»

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд не кину

Метёт и кружится пурга

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижим,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет, веселее той поры.

Вы узнаёте зиму?

Мы принесём густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаёте зиму?

Сейчас только начало зимы, до весны ещё долго.

А в заключении мы с вами поиграем в подвижную игру «Воробушки и кот».

(Обручи-гнёзда, домики.)Воробьи летают, клюют зёрна. Кот их ловит.

Они прячутся в домиках.

Подготовила воспитатель: Подсекаева Светлана Григорьевна

МБДОУ компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

Области: Социализация, коммуникация, познание, художественное чтение, художественное творчество, мир музыки.

Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц.

Задачи:

1. Формировать навыки связной речи, формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

2. Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

3. Развивать зрительное внимание, закреплять знания о зимующих птицах.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного контакта, формирование адекватной самооценки.

Оборудование: текст рассказа, схема рассказывания стихотворения, «снежный ком», снежинки на ниточках, карточки с зимующими птицами, картина о зиме, мелкие игрушки домашних и диких животных, фломастеры на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент «Круг добра» , дети встают в круг, касаясь ладонями друг друга и говорят ласковые слова.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна. Докажите.

— На улице очень холодно (согласна)

— Много снега, скользко (хорошо)

— Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

— На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)

— Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

— Солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы, вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить с вами о зимушке-зиме. Я сейчас вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте.

1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй не робей, кто это? (воробей)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

3. Черный жилет, красный берет,

Хвост как упор, нос как топор (дятел)

4. Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

желтая грудка-это… (синичка)

5. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Везунья белобока, а зовут ее (сорока)

(Дети отгадывают загадки и показывают птиц на плакате)

Воспитатель: Ребята, а как одним словом можно назвать этих птиц?

Зимующие.

Воспитатель: Верно. А тогда скажите, как называется наш город, где мы с вами живем?

— Охотск.

— А как вы думаете, а у нас в Охотске эти птицы есть? (да)

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Я с вами согласна. А знаете, ребята, птицам очень трудно зимой, стоят сильные морозы и птицам сложно находить корм.

Вот я сейчас хочу вам рассказать одну историю . Вы хотите послушать? (да)

Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.

— Вам понравился рассказ? (да)

— Как звали девочку и мальчика? (Маша и Витя)

Кого они нашли? (воробья)

— как они помогли воробью? (положили в рукавичку и отнесли домой)

— Что сделал Витя?(кормушку)

А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)

— А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)

Конечно, ребята, страшен голод, ведь птиц согревают перышки, а под снегом птицам трудно отыскать корм.

— А как вы думаете, ребята сделали хороший поступок? (да)

Воспитатель: Хотите, я еще раз вам прочту рассказ? (да)

(Берет листок) Но вот беда, я положила листочек на стол, а здесь была вода и некоторые слова оказались размытыми, а я так хотела еще раз прочесть вам рассказ, может вы мне поможете,и мы вместе прочтем? (да)

(Воспитатель читает, а дети дополняют)

Воспитатель: Молодцы, спасибо ребята, может кто-то хочет пересказать наш рассказ? (дети пересказывают)

Воспитатель: Спасибо, ребята. Какой мороз стоит на улице, даже у нас замерзли руки. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Пока мы с вами играли, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

А вы хотите, чтобы снежинки закружились? (да)

— Тогда на них нужно подуть (медленно наберите воздух через нос. Щёки не надувайте, вытягивайте губы «трубочкой» и дуйте на снежинки.

(дети выполняют упражнение «Снежинки» 3-5 раз)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю опять поиграть. Игра называется: «Снежный ком передай – слова действия называй»

Зимой на улице бывает разная погода, то метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

— Мороз (что делает?)- морозит, щиплет, кусает

Метель (что делает?) – воет, бушует, метет

— Снег (что делает?) — идет, кружит, летит, падает

Дети (что делают?) — играют, катаются, радуются,веселятся

— Солнце (что делает?) – светит, но не греет

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь подойдите ко мне и посмотрите на нашу схему. Давайте почитаем знакомые уже нам стихотворения различными способами.

(Дети рассматривают схему и объясняют как надо читать – громко, тихо, быстро, медленно, весело, грустно)

Дети играют и читают стихотворения в парах:

Мишка сильно заболел, мишка много меда ел

Мишка плачет и рычит. У меня живот болит.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы правильно по схеме прочли стихотворения. И ещё я приготовила для вас картину про зиму (ведь у нас сейчас – зима). Ваша задача, ребята, расселить животных правильно там, где они должны обитать.

Дети: — Это волк, он живет в лесу.

— Это медведь, он живет в лесу.

— Это кошка, она живет с человеком.

— Это собака, она живет с человеком и. т. д.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами занимались, наши снежинки, которые прилетели к нам растаяли, ведь у нас в группе тепло (а снег, вспомните наши опыты, в тепле тает), я предлагаю вам нарисовать снежинки самим, берите фломастеры и рисуйте.

Дети под музыку рисуют самостоятельно.

Приятного всем дня!!!

До скорых встреч!!!

НОД по рисованию птиц для детей подготовительной группы

Задачи : показать детям способ передачи в рисунке характерных особенностей воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста. Развивать умение применять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом: тушевку и штриховку разного нажима. Развивать воображение. Активизировать интерес детей к окружающему миру.
Словарь: оперение, армячишко, набросок, трапеция.
Предварительная работа : наблюдение за птицами, лепка «Каргопольские птички».
Материал: Изображения птиц, схема последовательности рисования.
У детей: квадратные листы 12х12 см., простой и цветные карандаши, восковые мелки.

Ход занятия:

На мольберте размещены изображения птиц.
- Ребята, как одним словом можно назвать тех, кто изображен на картинках?
- Каких птиц вы знаете?
- Чем они отличаются? Как вы узнали, что на картинке лебедь? Снегирь? Да, только у лебедя такая длинная шея, маленькая голова, лапы с перепонками.
- Чем все птицы похожи? (если дети затрудняются, ставлю изображение животного)
- Сегодня мы нарисуем птичку, о которой я загадаю загадку. В загадке встретиться слово «армячишко» – это старинная русская одежда.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает.
- Да, это воробей.
Показ рисования:
1. Голова – круг. Расположить так, чтобы поместились остальные части.

2. Спина – от затылка ведем линию по диагонали (не длинную)


3. Животик – начинаем рисовать от щечки (шею у воробья не видно под оперением), закругляя, соединяем с линией спины


4. Хвост – он у воробья короткий. Трапеция, внутри – уголок, как флажок.


5. Крыло – начинаем рисовать плечико, закругляя дугу у щечки. Ставим точку около хвоста. Здесь заканчивается хвост.


6. Крыло – соединяем плечико с точкой вверху и внизу.


7. Клюв – широким уголком, на нем дырочка – нос. Ноги – уголок назад, вперед, и лапки – один пальчик назад, три пальчика – вперед. На кончикам – коготки.


8. Стираем лишние линии наброска.


9. Обводим набросок черным карандашом, наш невидимый помощник – простой карандаш, прячется. В центре головы – круглый глаз.


10. Оперение – закрашиваем, внимательно рассматривая его изображение.


11. Думаем, в какое время года нарисуете воробья, ведь он круглый год живет у нас.


12. Рисуем, где находится воробей.


Физминутка.
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
Открываю таблицу последовательности рисования.
- Таблица поможет вспомнить последовательность рисования.
Работа детей.
Оценка: Желающие показываю свою работу, рассказывают о ней. Делятся что было рисовать сложно, что запомнилось.

НОД по рисованию «Зимующие птицы» в средней группе.

Цель: Формировать обобщенные представление детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей различать птиц по существенным признакам, учить классифицировать на зимующих и перелетных птиц, уметь передавать в рисовании свои впечатления и наблюдения за птицами, воспитывать любовь к птицам, желание помогать в зимних условиях.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на кормушке и на деревьях. Чтение произведений. Заучивание стихов. Беседы.

Оборудование: Предметные картинки с изображением птиц (воробьи, синицы, снегири, стаканы непроливайки, кисти, краски, простые карандаши, альбомные листы, клеенка.

Ход занятия: Психогимнастика "Птички"

Ночь. Птички спят, спрятали свои головы под крылышки. Им снятся приятные сны: о лете, о теплом солнышке, как они поют. Утром когда лучи солнце касаются им, птицы просыпаются, расправляют сначала одно крыло потом второе, встряхивают ими и летят к речке. Пьют воду, запрокидывая голову и оглядываясь вокруг. А потом принимаются за дело: летают, поют, ищут зернышки.

А сейчас мы с вами побеседуем о птицах, что вы о них знаете. Где живут птицы? (В лесах, садах). Почему они там живут? (На деревьях себе строят гнездо, там не ездят машины, никто им не мешает). Когда начинают морозы куда исчезают многие птицы? (Улетают в теплые края) .Как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелетные) .Как называются птицы, которые остаются у нас? (Зимующие) .Чем питаются зимующие птицы? (Семенами и плодами деревьев) .С наступлением зимы, птицы оставшиеся зимовать, перебираются поближе к людям, к человеческому жилью. Почему? (Им холодно и голодны) .

Птицам холод ни так страшен как голод. В лесу зимой мало корма, поэтому они прилетают к нам. Просят о помощи. А как вы помогаете птицам зимой? (Сделаем кормушки, кормим птиц) Какие птицы прилетают на кормушки? (Воробьи, грачи, синицы, вороны) .Вот они наши друзья. (Вешаю картинки птиц). А сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте и покажите нужную птицу.

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня (синичка) .

Скачет бойко по дорожке

Подбирает с земли крошки.

Не боится голубей.

Что за птичка?

(Воробей)

Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится

Эту птицу мы зовём красногрудым… (снегирём)

Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это мало подвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают.

Пальчиковая игра:

Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят.

Полетать все захотели.

Ветер дунул – полетели.

А сейчас мы с вами будем рисовать птиц. Давайте вспомним, что есть у птицы и какой формы (Туловище - овал, голова - круг, крылья - полу овал, хвост, глаза, клюв). Чем покрыто тело птиц? (Перьями) .Как называются перья, согревающие птиц? (Пух). Какие перья помогают птицам летать? (Хвост, крылья) .

Ребята, нужно кормить птиц зимой? Скажите, каких птиц мы сегодня с вами встретили? А какую птицу мы нарисовали? Давайте посмотрим все вместе какие снегири у вас получились.

Конспект непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе. Тема:

Конспект для подготовительной группы «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, двигательная, продуктивная.
Цели : познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; формировать детей предавать в рисунке поэтический образ. Подбирать соответствующую цветовую гамму; красиво располагать птиц на листе бумаг; закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками; развивать образное, эстетическое восприятие.
Ожидаемые результаты: знает названия зимующих птиц, определяет их по внешнему виду; составляет описательный рассказ по картине, употребляя в речи образные выражения, синонимы и однокоренные слова; умеет формулировать ответы на вопросы педагога и задавать вопросы к тексту.
Материал и оборудование: иллюстрации и фотографии зимующих птиц; альбомный лист, кисть, акварель; картина «Птицы зимнего леса».

Непосредственно-образовательная деятельность.

1.Организационный момент.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С.Есенин.
-Ребята! Что за шум! Что за писк! Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «гГолоса птиц»)Это птицы зимнего леса. Давайте познакомимся с ними.
2.Знакомство с зимующими птицами
-Рассмотрите картину «Птицы зимнего леса».Это бойкая птичья стайка путешествует в лесу. Птички в этой стайке разные. Вот синицы. Вот поползень. А это что за длинноносая птица? (Пищуха)
Что вы знаете об этих птицах? Пищуху называли так, потому что она все время тихонько попискивает. Синицы скачут по веткам, заглядывают во все щелки. Пищуха бегает по стволам снизу вверх. А поползень по стволам не только снизу вверх, но и сверху вниз ползает – ни одна другая птица не умеет. Все эти птицы собрались вместе еще осенью. Стайкой им легче покормиться. Найдет одна птичка корм, на ее голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберет все, что можно – попрятавшихся насекомых. Семена и плоды – и летит дальше. К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны корольки. Королек весит шесть раз меньше, чем воробей. Мал королек, зато на голове у нег корона, словно у какого- нибудь короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие перышки. О каких птицах мы говорим сегодня? (О птицах, которые проводят с нами зиму.)
-Как их называют?
-Зимующие птицы.
-Для чего нужны птицы? (Они являются санитарами леса; способствуют размножению растений.)
Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко определите их по описанию.
Игра «Узнай по словесному описанию»
1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг другу, нахохлившись. (Воробей)
2.Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса- галстучек, крылья и хвост серые, спина желто- зеленая, а брюшко желтое. (Синица.)
3. У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.
(Дятел.)

4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост- черные; спина голубовато-серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
(Снегирь.)
5. Это небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
(Клест.)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья- черные, а остальное тело- серое.
(Ворона.)
3.Физминутка по выбору воспитателя
4.Рассказ воспитателя «Наши друзья пернатые»
- Послушайте, что еще умеют делать эти зимующие птицы. Воробьи хорошо переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу. Синицы подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются на ветках вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. В наших лесах чаще всего встречаются большой пестрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел труженик. Расклюет дятел в своей «кузнице»шишку и летит за новой. Нередко стайка синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
Снегири- нарядные птицы. У снегиря, важного и гордого, ярко- красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только снегири-папы. Снегири –мамы гораздо скромнее. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
Клестов называют «северными попугайчиками» зато, что. подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей. Для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
-Чем человек может помочь зимующим птицам? (Делать кормушки и подкармливать птиц.)
- Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм. В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несоленого сала, крошки хлеба. Рассмотрите картинки с изображением птиц.
- Какие птицы изображены? (снегирь, сорока, ворона, синица, воробей.)
-Какие это птицы? (Зимующие.)
-Почему мы их так называем?
-Кто из этих птиц чирикает? (Воробей.)
-Кто из этих птиц трещит? (Сорока.)
-Как люди помогают зимующим птицам?
-Как называется «птичья столовая»?
-из чего можно изготовить кормушки?
-Каких птиц мы можем видеть возле наших кормушек?
-Какая зимующая птица называется «санитаром леса»? Почему?
-Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?
На прогулке дети вешают новые кормушки.
5.Рисование.
Чтение стихотворения японского поэта Китахёра Хакусю «Птица, птица красная»:
- Птица,
Птица красная
Отчего ты красная?
-Поклевала красных ягод.
-Птица,
Птица белая,
Птица белая
Отчего ты белая?
-Поклевала белых ягод,
-Птица,
Птица синяя,
Отчего ты синяя?
-Поклевала синих ягод.
Помочь детям увидеть заключенную в стихотворении шутку. Поупражняться краской на отдельном листе в рисовании контуров птиц в разных позах. Потом предложить придумать композицию и выполнить ее на большом листе. Напомнить о том, что на одном рисунке птица должна быть одинакового цвета с зернышками, которые она клюет.
6.Рефлексия.
-О чем мы сегодня беседовали?
-Что изобразили на рисунках?
Литература:
Лободина Н.В.
Комплексные занятия «По программе от рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.васильевой. Подготовительная группа.
Учитель, 2012