Загадка сфинкса. Миф о эдипе Роман "Гарри Поттер и Кубок огня", Джоан Роулинг

Проклятие царя Лая. Правил когда-то в городе Фивы царь по имени Лай. Однажды гостил он у своего друга, царя Пелопса, но за гостеприимство отплатил черной неблагодарностью: похитил сына Пелопса и увез в Фивы. Разгневанный и опечаленный Пелопс проклял Лая: «Пусть боги накажут похитителя, а сын родной погубит».

Шли годы. Мирно правил Лай в Фивах, но не было у него детей. Как-то раз отправился он в Дельфы, чтобы спросить оракула о причинах своей бездетности, и услышал в ответ такие слова: «Не желай себе сына вопреки воле богов. Родится он - от его руки ты погибнешь, его собственная мать станет ему женой, а весь твой род будет залит кровью».

Эдип остается жив. С тяжелым сердцем вернулся Лай домой; когда же родился у него сын, связал ему ноги ремнями, позвал раба и велел бросить ребенка в лесу, чтобы растерзали его дикие звери. Взял раб ребенка и понес в лес, но жалко стало ему мальчика и не выполнил он приказ своего господина: отнес ребенка в соседний город Коринф. Там передал мальчика одному из рабов коринфского царя Полиба, пасшего стада на склонах гор. Царь Полиб был бездетен. Услышав о ребенке, решил он забрать его в свой дом и воспитать как наследника. Выполнил он свое решение, взял мальчика у пастуха и, так как ноги ребенка были долго связаны ремнем и сильно распухли, назвал его Эдип, то есть «Человек с распухшими ногами».

«Подкидыш». Так и вырос Эдип во дворце Полиба, считая его отцом и ничего не зная о своем происхождении. Однажды шел во дворце веселый пир; много было выпито вина, совсем захмелели гости. И вот в хмельной ссоре услышал Эдип обидные слова: «Подкидыш! Вовсе ты не сын нашего царя!» Больно ударило по сердцу Эдипа оскорбление; спросил он Полиба, правду ли говорят гости, но тот посоветовал не обращать внимания на пустую болтовню. Не успокоился Эдип. Пошел он за ответом к оракулу. Ответил ему Аполлон устами пифии: «Ужасна твоя судьба, Эдип! Убьешь ты отца, женишься на матери, и родятся от вашего брака дети, проклятые богами!»

Эдип убивает отца. Услышав столь страшное предсказание, решил Эдип навсегда покинуть Коринф. Пошел он по первой попавшейся дороге, не зная, что ведет она в Фивы. Привел его путь в тесное ущелье. Узка была здесь дорога, трудно было разойтись на ней. Погруженный в свои мысли, Эдип чуть было не столкнулся с колесницей, на которой ехал седой, величественного вида старец. «Сойди с дороги, бродяга! - услышал он грубый голос возницы. - Разве не видишь, что дороги хватает только для колесницы?»

Вспыльчив был по характеру Эдип. Разгневался он на возницу за грубость и ударил его посохом, да так, что свалился тот мертвым на землю. Бросились на юношу слуги, сопровождавшие колесницу, и ее хозяин, но всех перебил Эдип своим посохом. Лишь одному из рабов удалось спастись. А Эдип пошел дальше по дороге. Не знал он, что осуществилась первая часть предсказания: убитый им старик был Лай, его отец.

Пришел, наконец, Эдип в Фивы. В великом унынии застал он город. Мало того, что погиб царь, послали боги и еще одну напасть: появилось рядом с городом чудовище Сфинкс. Имело оно голову женщины, туловище льва, львиные же лапы с острыми когтями и громадные крылья. Всем путникам загадывала Сфинкс загадку и, если ее не отгадывали, сбрасывала людей вниз с высокой скалы. Многие смельчаки пробовали найти ответ на загадку, и ни один из них не остался в живых. Решил и Эдип попытать счастье. «Чем жить на чужбине безродным изгнанником, уж лучше погибнуть!» - подумал он.

Достиг он скалы, где жила Сфинкс. «Загадывай загадку! Я готов!» - сказал он чудовищу. «Скажи-ка мне, если такой смелый, какое существо утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех, и чем больше у него ног, тем меньше сил?» - спросила Сфинкс. Рассмеялся Эдип: «Твоя загадка совсем проста. Это - человек. Утром своей жизни, когда он еще мал и слаб, медленно ползет он на четвереньках; днем, то есть в зрелом возрасте, ходит на двух ногах; в старости же, вечером своей жизни, становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль, который и служит ему как бы третьей ногой».

Эдип женится на Иокасте. Услышала Сфинкс ответ на свою загадку, в отчаянии бросилась вниз со скалы и разбилась насмерть. Эдип же вернулся в Фивы, и граждане, восхищенные его находчивостью, провозгласили его царем. Взял Эдип в жены царицу Иокасту, жену убитого Лая, и стал править Фивами. Вскоре родились у него дети: две дочери, Антигона и Исмена, и два сына, Этеокл и Полиник. Так исполнилась вторая половина предсказания: ведь женился Эдип на собственной матери.

Проклятие над Фивами. Мудро правил Эдип, не могли на него нарадоваться фиванские граждане. Но тяготело над ним проклятие, - и вот наслали боги на город ужасную болезнь. Фиванцы не успевали хоронить покойников, и лежали на улицах города непогребенные трупы. Всюду раздавались вопли и стоны.

Следом за эпидемией пришло и другое несчастье: на Фивы обрушился голод; не давали поля урожая, страшный мор свирепствовал в стадах. Напрасно граждане приносили жертвы богам, - не слушали те молитв, все нестерпимей становились беды.

Отправил тогда Эдип брата своей жены, Креонта, в Дельфы к оракулу, и принес тот ответ: «Смилостивятся боги, если граждане изгонят того, кто своим преступлением навлек на них это бедствие; пусть заплатит он за пролитую кровь Лая». Но как найти убийцу?

Тиресий открывает правду. И вот пригласил Эдип к себе слепого предсказателя Тиресия. Дала ему богиня Афина чудесный дар: знал он прошлое и видел будущее. Долго отказывался Тиресий ответить на вопрос Эдипа, но, наконец, изрек: «Ты сам, Эдип, тот преступник, которого ищешь! Не зная отца, убил ты его, не зная матери, женился на ней!» Страшно разгневался Эдип на Тиресия, назвал его лжецом, считая, что он подкуплен врагами, грозил ему смертью.

Прогнал Эдип от себя прорицателя, но тяжелое предчувствие запало ему в душу. Постепенно открылась ему страшная истина. Исполнилось веление судьбы! В отчаянии устремился Эдип в свой дворец, но тут новое горе поджидало его: не вынесла Иокаста ужаса свершившегося и покончила с собой. Не хотел больше Эдип видеть свет солнца, не хотел видеть родные Фивы, детей, не хотел жить. Сам себя лишил Эдип зрения и ушел из Фив. Только Антигона была с ним до самой его смерти.

Многие памятники Дельф, в отличие от дорических построек Олимпии, дают возможность почувствовать своеобразие ионического ордера. В них выступает изящество всех его элементов, особенно изысканность капителей с красотой контурных гибких линий волют. Ионический ордер использовался в Дельфах очень широко. Он вводился не только в архитектурные сооружения, но и в посвятительную скульптуру, преимущественно в колонны, служившие постаментами для статуй.

В двух метрах к югу от подпорной стены храма Аполлона, у обочины священной дороги, ведущей мимо сокровищницы сифносцев к храму Аполлона, стояла высокая колонна ионического ордера, на которой в древности покоилось огромное изваяние сфинкса. Колонну археологи нашли во время раскопок 1861 года, фигуру сфинкса - в 1893 году. На десятиметровую высоту ионической колонны, на плиту, венчавшую изящную капитель, поместил древний мастер мраморную статую фантастического чудовища. Высота сфинкса от базы до кончика крыльев 2,32 м. Высеченный до 550 года до н. э. из крупнозернистого наксосского мрамора, он был даром жителей острова Наксоса богу Аполлону и стоял на весьма почетном месте Дельф - около храма. Изваяния подобного рода были нередки в эпоху архаики. Так, сфинкс в Дельфах отчасти напоминает того сфинкса, который стоял на легендарной родине Аполлона - острове Делос и был водружен на несколько более низкой колонне.

Художники Дельф, несомненно ревниво следившие за гармоническим размещением построек и статуй в святилище, не случайно расположили сооружения ионического ордера - колонну сфинкса и портик афинян - рядом со строгим дорическим храмом Аполлона. Постепенно от изящных пропорций ионического ордера в этих памятниках взор переходил к строгим формам дорического храма-периптера Аполлона, а затем, устремившись

98

99

еще выше, останавливался на суровых отрогах нависающих над святилищем скал Федриад. Постепенность перехода от форм изящных и легких к тяжелым и массивным была проведена здесь особенно последовательно.

От колонны, поддерживавшей сфинкса, сохранилось большое количество обломков барабанов, из которых она была составлена. Неглубокие желобки-каннелюры с острыми ребрами (их было сорок четыре) придавали колонне стройность. Две красивые волюты капители завивались по сторонам сочного эхина, украшенного овами. В ионической капители камень будто терял свою природу и становился вязким. Под огромной фигурой сфинкса масса мрамора, казалось, вытекала и завивалась в волютах. В этом проявлялось особенное понимание мастером камня, как живого и податливого, реагирующего на тяжесть материала.

Памятник наксосцев отличается четкостью своей конструкции. Упругий изгиб красивых волют капители хорошо сочетается при взгляде на памятник сбоку с энергичной кривой, образующей контуры крыльев сфинкса. Каждая деталь в монументе тщательно продумана, и архитектурные элементы - колонна, капитель- воспринимаются как неотъемлемая часть единого пластического образа. Фигура сфинкса не выходит за мысленно продолженные границы капители. Он как бы скован в стремлении к движению. Лишь крылья, чуть возвышающиеся над его головой, создают впечатление энергии фантастического существа.

Скульптор, создавший статую дельфийского сфинкса, хорошо сочетал в своем произведении монументальные формы объема, как бы держащие всю композицию, с присущими архаике декоративными элементами узора, в частности с красивыми завитыми волосами сфинкса, упругими линиями перьев крыла, с краем завитого локона, спустившегося на плечо и оживившего его гладкую поверхность.

100

Как и в других греческих статуях, мрамор, несомненно, был раскрашен, но, к сожалению, краска не сохранилась. Лишь, по свидетельству Плутарха, сообщающего, что, когда сфинкс был виден против лучей солнца, его спина золотилась, а при набегающих тучах она принимала радужный оттенок, можно судить о том, как выглядел этот прославленный памятник дельфийского святилища в цвете.

Сфинкс в древнегреческой мифологии, в частности наксосский из Дельф, не похож на египетского. Там это были большей частью изображения могучего льва с головой фараона: вводилась персонификация образа, скульптор изображал портретные черты владыки Египта. В эллинских сфинксах иное. Греческая фантазия создала сфинкса в виде льва с крыльями и головой женщины, а не мужчины. Олицетворением загадочности, тайны, которую стремится познать человек, подобный мудрому Эдипу, воспринимаются эти изваяния эллинских скульпторов.

101

102

Греческие поэты называли сфинкса иногда «крылатой девой». У Софокла в его драме «Эдип-царь» можно читать:

«До улик несомненных Не осудим Эдипа:

Ведь крылатая дева На глазах у народа Подступила к нему,

И признали Эдипа Наши Фивы, заслугу Оценили его» 42 .

Там же сфинкса именуют «безжалостной вещуньей».

«Явившись в Фивы, ты избавил нас От дани той безжалостной вещунье» 43 .

Сфинкс выступает как «хищная певунья».

«Скажи мне, ты от хищной той певуньи Избавил ли сограждан вещим словом?

Загадок не решил бы первый встречный -

К гаданиям прибегнуть надлежало» 44 .

Загадка, которую сфинкс предложил Эдипу, сохранилась в греческой поэзии.

«Есть существо на земле: и двуногим и четвероногим Может являться оно, и трехногим, храня свое имя.

Нет ему равного в этом во всех животворных стихиях.

Все же заметь: чем больше опор его тело находит,

Тем в его собственных членах слабее движения сила» 45

Дошел и ответ Эдипа, решившего трудную задачу:

«Внемли на гибель себе, злоименная смерти певица,

103

То существо - человек. Бессловесный и слабый младенец

Четвероногим ползет в первом году по земле.

Дни неудержно текут, наливается тело младое;

Вот уж двуногим идет поступью верною он.

Посох надежный - и им стан свой поникший крепит» 46 .

После того как Эдип разгадал загадку сфинкса, чудовище бросилось со скалы и разбилось. Сфинкс будто бы скрывал тайну человеческой сущности, и грек Эдип смело дерзнул отгадать ее и вышел победителем в этом первом познании человеком своей собственной таинственной сущности, воплощенной в знаменитом афоризме: «Познай самого себя».

Страшное фантастическое существо, грозившее смертью каждому, кто осмелится прикоснуться к тайне, но не сможет ее разгадать, было воплощено в изваянии дельфийского сфинкса. Однако при его созерцании не возникает того священного трепета, который всегда чувствовался в изображении подобных мифологических чудовищ в искусстве древнего Востока. При взгляде на сфинкса из Дельф спереди видишь женское лицо со сложной архаической прической и спускающимися на плечи локонами. Перья, которые изображены на груди сфинкса, выдают ионическую выучку мастера: у критских сфинксов грудь обычно изображалась гладкой. Скульпторы Греции, создававшие страшных, порожденных народной мифологией чудовищ - сфинксов, горгон, всегда умели возвыситься над ними и показать их как бы с вершины человеческого могущества. В основе этого отношения грека к фантастическим чудовищам лежали не только физические, но прежде всего высокие моральные и духовные качества эллина. В этом проявлялись гуманистические черты греческой культуры, достаточно сильные уже в архаический период.


В мифах Древней Греции рассказывается о крылатом полульве с женской головой и грудью. Чудище якобы обитало на скале у греческого города Фивы. Оно любило задавать путникам сложные вопросы. Если человек отвечал правильно, Сфинкс должен был его пропустить. А поскольку таких не находилось, то чудовище убивало всех подряд. Так было до тех пор, пока оно не встретило путешественника Эдипа. Сфинкс спрсил:
- Кто ходит утром на 4-х ногах, в полдень на 2-х, а вечером на 3-х?
- Человек. - Ответил Эдип. - В детстве, которое можно назвать утром жизни, младенец ползает на четвереньках, потом твёрдо стоит на ногах, а на закате жизни ходит с трудом, опираясь на «третью ногу» - палку.
Чудовище в отчаянии бросилось со скалы и погибло. За избавление от Сфинкса фиванцы сделали Эдипа царём.

На самом деле, эта легенда пришла сюда из Древнего Египта. Там статуя Сфинкса стоит и поныне. И продолжает загадывать загадки.

Загадка первая: что значит имя этого чудовища? «Сфинкс» греческое слово и образовано оно от египетского названия «Шепес анх» - «Живой образ». Но тогда египтяне считали, что каменный памятник... живой? Вот что об этом написали русские исследователи Н. Глазова и В. Ланда, наблюдавшие статую в разное время суток:
- Днём, освещённый солнцем, он не вызывает того чувства восторга, которое обнаруживается при ночном освещении его снизу прожекторами. При освещении снизу вдруг ясно проступил осмыслённыей и мудрый взгляд его огромных глаз. Видно, лик был задуман так, чтобы при свете дня неразумные и алчные земляне прошлых эпох не узнали в Сфинксе мудрое инопланетное существо...

Ещё более величественным выглядит Сфинкс во время восхода солнца, который он встречает, подняв голову вверх, вот уже несколько тысяч леч подряд. Особый красоты и мудрости он достигает в девять часов утра: не зря в Древнем Египте цифра «9» означала мудрость. Потом, когда солнце поднимается выше и на каменное лицо падают тени, Сфинкс «умирает». Если перевести его древнеегипетское имя как «Символ жизни», то становится понятным, что каменное изваяние живет теми же циклами, что и природа, где за расцветом следует увядание, затем наступает временная смерть - зима (в тропиках это период засухи), за ней приходит воскрешение. И так из года в год. Так же и человек: тело умирает, а душа продолжает существовать дальше.

Загадка вторая: сколько времени он тут лежит? Ученые выяснили, что статуя Сфинкса и стоящие за ней пирамиды составляют один архитектурный комплекс, построенный на одном основании, но древние храмы от времени разрушились, на их месте значительно позже построили другие. Только Сфинкс сохранился с доисторических времен, когда еще и Египта не было. Откуда нам это известно? Во-первых, за тысячелетия этот монумент не раз полностью засыпало песком, который приносит ветер из пустыни Сахары. В древних летописях сообщается, что по приказу египетских фараонов статую Сфинкса в долине Гизы много раз откапывали. Работы проводились в 1818, 1886, 1925 годах, когда на поверхности оставалась лишь голова монумента. Значит, Сфинкса сотворили, когда еще не было пустыни Сахары. Ученый М. Леннер из этого сделал вывод, что «Сфинкс был создан давным-давно, когда Гиза была еще зеленой». А было это 15000 - 11000 лет тому назад, когда пустыня напоминала «холмистую равнину современной Кении и Танзании».

Загадка третья: зачем он тут разлегся? В первую очередь, Сфинкс - это памятник исчезнувшей цивилизации. Когда ученые внимательно изучили лицо статуи, оказалось, что оно принадлежит к несуществующей ныне расе людей. Внешне они были похожи на африканцев и коренных американцев - индейцев. Во вторую очередь, монумент является точным инструментом для астрономических вычислений. Лапами он упирается в восточную сторону квадрата, в который вписаны остальные строения долины Гизы. Если умножить их параметры, то произведение будет равно продолжительности одного космического года - 26 000 лет.

Загадка четвертая, еще не разгаданная. Оказывается, под самой статуей находятся подземные помещения. Их удалось обнаружить с помощью новейшей акустической аппаратуры. Осталось только добраться до тайных хранилищ знаний.

Правда, существует предсказание: когда мир будет стоять на краю гибели, статуя оживёт и заговорит. Тогда Сфинкс сам расскажет обо всех своих тайнах. Но тогда будет уже слишком поздно. Лучше бы мы узнали их сейчас.

Защитник тайны времени:

В Древнем Египте у Сфинкса было прозвище - «Защитник». От кого же и что он защищал? Ученый Хэн-кок пишет: «Он охраняет «Славное Место Начала Времен» и почитали его как центр «великой магической силы, простирающийся на весь регион». Увы, Защитник не уберег государство Древнего Египта, зато сохранил свой главный секрет - тайну Времени.

Эра Льва:

Каждый человек появляется на свет под своей «счастливой звездой», или знаком Зодиака. Это созвездие определяет в дальнейшем характер и судьбу человека. Такие же «счастливые звезды» есть и у всего человечества. Но определяют они уже судьбы не отдельных людей, а целых народов. Египетский Сфинкс был создан, скорее всего, в эру Льва, которая длилась с 10970 по 8810 год до н.э. Ученые называют даже более точную дату - 10450 г. до н.э. В это время Солнце поднималось в созвездии Льва. Древние строители надеялись, что люди в будущем также станут определять время по звездам и узнают, когда был построен Сфинкс. И они не ошиблись.

А начался этот кошмар еще в Коринфе, во время состязаний. Не было равных Эдипу в ловкости и силе. Один из побежденных, сетуя на свое поражение, обозвал его, сына царя Полиба, «найденышем». Потрясенный, Эдип бросился к родителям, требуя объяснить, сын он им или нет.

Родители переглянулись, а потом отец ответил твердо, слишком твердо:

– Первое слово, которое ты произнес, было обращено к моей супруге, я же помог сделать тебе первый шаг, Эдип!

Ощущая в этих словах недоговоренность, Эдип отправился в Дельфы и там обратился с тем же вопросом к оракулу. Пифия, забившись в судороге, закричала:

– Мне страшно! Мне страшно! Ты, Эдип, убьешь своего отца и женишься на своей матери.

Выйдя из святилища, Эдип поклялся никогда не возвращаться в Коринф и не переступать порога родительского дома. Таким образом он надеялся избежать предсказанного, не веря в своей юношеской самоуверенности во всемогущество судьбы. Эдип решил направиться в Фивы, в город Кадма, о богатстве которого много слышал. Принять это решение было нелегко. Уйти, не простившись с любимыми родителями? Жить на чужбине среди незнакомых людей? Сумеет ли он там обрести спокойствие и начать новую жизнь?

Занятый своими мыслями, Эдип не услышал стука колес. Выехавшая из-за поворота дороги колесница едва не наскочила на него, сама чуть не свалившись в пропасть. Возничий, остановив коней, ударил Эдипа бичом по плечу. Почувствовав жгучую боль, юноша вскочил на подножку и сильным ударом столкнул дерзкого раба на землю. Лежа в пыли, тот осыпал его проклятиями. И в это время восседавший на колеснице старец ударил Эдипа посохом. Выхватив палку, Эдип нанес ответный удар и не оборачиваясь пошел своей дорогой. Этому дорожному происшествию он не придал никакого значения и не чувствовал себя виноватым: ведь его оскорбили первого и он защищался.

Через некоторое время Эдип увидел ту же колесницу, мчавшуюся в противоположном направлении. Он продолжил свой путь и шел всю ночь. Когда же показалась заря нового дня, Эдип увидел, что дорога запружена огромной толпой. Остановившись около кучки людей, рассуждавших, размахивая руками, из обрывков фраз он понял, что в окрестностях Фив появилось чудовище, не пускавшее путников в город, пока кто-нибудь не разгадает его загадку. Если верить этим людям, уже четверо пытались это сделать, но погибли в объятиях чудовища, которое называли Сфинксом, и никто больше не желал испытывать судьбу.

При слове «судьба» Эдип принял решение.

– Где этот Сфинкс? – спросил он, обращаясь к фиванцам.

Все обернулись, обратив на чужеземца испуганные и удивленные глаза. «Неужели этот смельчак, зная о судьбе предшественников, решится на поединок с коварным чудовищем? Ведь нам всем надо попасть домой, к родителям, женам и детям! А что заставляет рисковать жизнью его? Как будто нет других городов, где и не слышали о любознательном чудовище!»

– Где этот Сфинкс? – повторил Эдип.

Протянулась чья-то рука, и послышался дрожащий голос:

– Вон там…

Если бы фиванцы знали о предсказании, данном чужеземцу в Дельфах, он бы не казался им ни безрассудным смельчаком, ни безумцем. Эдип рассудил, что ему ничего не угрожает, поскольку гибель в объятиях сфинкса противоречит предсказанию оракула. «Погубленный чудовищем не сможет стать убийцей отца и мужем матери», – рассуждал он. И вообще смерть не пугала Эдипа, потому что он был никому не нужен и ни в ком не нуждался.

Чудовище, к удивлению Эдипа, оказалось не змеем, а существом с миловидным женским личиком на туловище львицы. «И вовсе ты не Сфинкс, а Сфинга, – думал Эдип. – Тебя одолело женское любопытство? Или, может быть, ты явилась в наш мир не по своей воле? Кому-то там под землей необходимо, чтобы у смертных возникали загадки и на них давались ответы. Чего же тебя пугает, полудевица-полульвица? Почему ты дрожишь всем телом? Я не собираюсь на тебя напасть! Смотри, я безоружен. Меч пришлось оставить по дороге. Тебя волнует что-то другое…»

Если бы не свалившиеся на него беды, Эдип, может быть, никогда не разгадал бы этой загадки. Но в памяти его вспыхнули слова отца: «Я помог тебе сделать первый шаг». Он живо представил себе ползающего на четвереньках младенца и отца, протягивающего ему руку: «Пойдем, Эдип!» Он вспомнил старца с посохом. Голова еще немного болела от удара. И Мнемосина, соединив эти два воспоминания, безошибочно выдала разгадку:

– Человек! Человек! Человек!

При этих словах личико Сфинги мучительно перекосилось, чем-то напомнив лицо пифии, произносившей: «Мне страшно!» Повернувшись, чудовище кинулось вниз со своего утеса и разбилось о камни.

Эдип разгадывает загадку Сфинкса

«Человек, – думал Эдип, шагая к дороге. – В раннем детстве он ползает, затем ходит на двух ногах, презирая своих братьев четвероногих, в старости же опирается на посох. Человеку судьба дает загадки, и, хочет он этого или нет, на них надо отвечать. Не разгадаешь – пеняй на себя. Разгадаешь – погибнет Сфинга. Конечно, она чувствовала, что я найду разгадку. Ей, бедняге, хотелось жить…»

Завидев Эдипа, неторопливо шагающего к дороге, толпа с ликованием кинулась ему навстречу. С криками «Царь! Царь!» его подхватили и понесли на руках.

– Что вы со мною делаете? – вопрошал Эдип, пытаясь вырваться. – Какой я вам царь? Я – Эдип.

– Эдип царь! Царь Эдип! – радостно подхватила толпа. Его опустили на землю, только когда внесли во дворец. Юноше объяснили, что согласно решению народа царем Фив становится тот, кто освободит город от Сфинкса. Он же станет супругом царицы-вдовы Иокасты.

Из царских покоев вышла женщина, вся в черном, с суровым, неподвижным от горя лицом.

Загадка Сфинкса

В мифах Древней Греции рассказывается о крылатом полульве с женской головой и грудью. Чудище якобы обитало на скале у греческого города Фивы. Оно любило задавать путникам сложные вопросы. Если человек отвечал правильно, Сфинкс должен был его пропустить. А поскольку таких не находилось, то чудовище убивало всех подряд. Так было до тех пор, пока оно не встретило путешественника Эдипа. Сфинкс спрсил:

Кто ходит утром на 4-х ногах, в полдень на 2-х, а вечером на 3-х?

Человек. - Ответил Эдип. - В детстве, которое можно назвать утром жизни, младенец ползает на четвереньках, потом твёрдо стоит на ногах, а на закате жизни ходит с трудом, опираясь на «третью ногу» - палку.

Чудовище в отчаянии бросилось со скалы и погибло. За избавление от Сфинкса фиванцы сделали Эдипа царём.

На самом деле, эта легенда пришла сюда из Древнего Египта. Там статуя Сфинкса стоит и поныне. И продолжает загадывать загадки.

Загадка первая: что значит имя этого чудовища? «Сфинкс» греческое слово и образовано оно от египетского названия «Шепес анх» - «Живой образ». Но тогда египтяне считали, что каменный памятник… живой? Вот что об этом написали русские исследователи Н. Глазова и В. Ланда, наблюдавшие статую в разное время суток:

Днём, освещённый солнцем, он не вызывает того чувства восторга, которое обнаруживается при ночном освещении его снизу прожекторами. При освещении снизу вдруг ясно проступил осмыслённыей и мудрый взгляд его огромных глаз. Видно, лик был задуман так, чтобы при свете дня неразумные и алчные земляне прошлых эпох не узнали в Сфинксе мудрое инопланетное существо…

Ещё более величественным выглядит Сфинкс во время восхода солнца, который он встречает, подняв голову вверх, вот уже несколько тысяч леч подряд. Особый красоты и мудрости он достигает в девять часов утра: не зря в Древнем Египте цифра «9» означала мудрость. Потом, когда солнце поднимается выше и на каменное лицо падают тени, Сфинкс «умирает». Если перевести его древнеегипетское имя как «Символ жизни», то становится понятным, что каменное изваяние живет теми же циклами, что и природа, где за расцветом следует увядание, затем наступает временная смерть - зима (в тропиках это период засухи), за ней приходит воскрешение. И так из года в год. Так же и человек: тело умирает, а душа продолжает существовать дальше.

Загадка вторая: сколько времени он тут лежит? Ученые выяснили, что статуя Сфинкса и стоящие за ней пирамиды составляют один архитектурный комплекс, построенный на одном основании, но древние храмы от времени разрушились, на их месте значительно позже построили другие. Только Сфинкс сохранился с доисторических времен, когда еще и Египта не было. Откуда нам это известно? Во-первых, за тысячелетия этот монумент не раз полностью засыпало песком, который приносит ветер из пустыни Сахары. В древних летописях сообщается, что по приказу египетских фараонов статую Сфинкса в долине Гизы много раз откапывали. Работы проводились в 1818, 1886, 1925 годах, когда на поверхности оставалась лишь голова монумента. Значит, Сфинкса сотворили, когда еще не было пустыни Сахары. Ученый М. Леннер из этого сделал вывод, что «Сфинкс был создан давным-давно, когда Гиза была еще зеленой». А было это 15000 - 11000 лет тому назад, когда пустыня напоминала «холмистую равнину современной Кении и Танзании».

Загадка третья: зачем он тут разлегся? В первую очередь, Сфинкс - это памятник исчезнувшей цивилизации. Когда ученые внимательно изучили лицо статуи, оказалось, что оно принадлежит к несуществующей ныне расе людей. Внешне они были похожи на африканцев и коренных американцев - индейцев. Во вторую очередь, монумент является точным инструментом для астрономических вычислений. Лапами он упирается в восточную сторону квадрата, в который вписаны остальные строения долины Гизы. Если умножить их параметры, то произведение будет равно продолжительности одного космического года - 26 000 лет.

Загадка четвертая, еще не разгаданная. Оказывается, под самой статуей находятся подземные помещения. Их удалось обнаружить с помощью новейшей акустической аппаратуры. Осталось только добраться до тайных хранилищ знаний.

Правда, существует предсказание: когда мир будет стоять на краю гибели, статуя оживёт и заговорит. Тогда Сфинкс сам расскажет обо всех своих тайнах. Но тогда будет уже слишком поздно. Лучше бы мы узнали их сейчас.

Защитник тайны времени

В Древнем Египте у Сфинкса было прозвище - «Защитник». От кого же и что он защищал? Ученый Хэнкок пишет: «Он охраняет «Славное Место Начала Времен» и почитали его как центр «великой магической силы, простирающийся на весь регион». Увы, Защитник не уберег государство Древнего Египта, зато сохранил свой главный секрет - тайну Времени.

Каждый человек появляется на свет под своей «счастливой звездой», или знаком Зодиака. Это созвездие определяет в дальнейшем характер и судьбу человека. Такие же «счастливые звезды» есть и у всего человечества. Но определяют они уже судьбы не отдельных людей, а целых народов. Египетский Сфинкс был создан, скорее всего, в эру Льва, которая длилась с 10970 по 8810 год до н. э. Ученые называют даже более точную дату - 10450 г. до н. э. В это время Солнце поднималось в созвездии Льва. Древние строители надеялись, что люди в будущем также станут определять время по звездам и узнают, когда был построен Сфинкс. И они не ошиблись.

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Магия в теории и на практике автора Кроули Алистер

Глава XXI. О ЧЕРНОЙ МАГИИ; ОБ ОСНОВНЫХ ТИПАХ ОПЕРАЦИЙ МАГИЧЕСКОГО ИСКУССТВА; И О СИЛАХ СФИНКСА? IКак уже было сказано в начале первой главы, Единственный и Высший Ритуал - это достижение Знания и Собеседование со Священным Ангелом-Хранителем. "Это прямой вертикальный взлет

Из книги Лестница в небо. В поисках бессмертия [с иллюстрациями] автора Ситчин Захария

Из книги Непознанное, отвергнутое или сокрытое автора Царева Ирина Борисовна

ТАЙНА ЧРЕВА БОЛЬШОГО СФИНКСА Заговорит ли сфинкс?Алхимики средневековья буквально молились на Гермеса Трисмегиста (Гермеса Трижды Величайшего) – основоположника эзотерических знании, владевшего секретом «философского камня».«Философский камень», по

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

ЗАГАДКА СФИНКСА *** Поблизости от Великой пирамиды, на краю плато Гиза в северном Египте расположен Сфинкс - самая загадочная скульптура на свете. Потрепанная бурями времени и изуродованная руками человека, эта колоссальная фигура, изображающая льва с человеческой

Из книги Коронованный на кресте автора Ходаковский Николай Иванович

Передатировка Сфинкса Консенсус, достигнутый египтологами в начале XX века, оставался практически неизменным до недавнего времени, когда были опубликованы три новые работы, каждая из которых произвела эффект разорвавшейся бомбы. Теперь официальная версия, с точки

Из книги Загадка Большого сфинкса автора Барбарен Жорж

Из книги Лестница в небо [илл., ёфиц.] автора Ситчин Захария

7. Единственный древний текст со словами Сфинкса У основания груди сфинкса, выше передних лап, имеется иерографическая надпись, справа и слева от которой можно заметить фигуры, приносящие дары присевшему сфинксу.Эта надпись высечена на крупной плите из розового гранита,

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

Послание Большого сфинкса Хармакхис, Большой сфинкс, повернутый спиной к заходящему солнцу, своим каменным лицом ориентирован на молодое, восходящее солнце.Если вторая половина XX века увидит его совершенно освобожденным от савана песка, значит, его послание

Из книги Божественная эволюция. От Сфинкса к Христу автора Шюре Эдуард

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ВЗГЛЯД СФИНКСА Со временем пирамиды в Гизе стали составной частью навигационного комплекса, в который входили вершины Арарата (фокальная точка) и Иерусалим (центр управления) и который обеспечивал посадку космических кораблей в космопорт на

Из книги Философия мага автора Похабов Алексей

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Глава I. Загадка Сфинкса и исконная мудрость Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки человека, последнего предела планетарной эволюции. Эта загадка содержит в себе загадку мира. Ибо малый универсум человека, или микрокосм, является зеркалом и крошечным

Из книги Сверхвозможности человеческого мозга. Путешествие в подсознание автора Радуга Михаил

Загадка Представьте, что наша жизнь, наше время, которое суждено прожить на этой Земле, - это деньги. Давайте представим, что родившись, мы получаем определенную сумму на карточку. Но есть несколько условий.Первое. Количество средств на карте - неизвестно.

Из книги Мудрость любви автора Сикирич Елена

Загадка Сфинкса В мифах Древней Греции рассказывается о крылатом полульве с женской головой и грудью. Чудище якобы обитало на скале у греческого города Фивы. Оно любило задавать путникам сложные вопросы. Если человек отвечал правильно, Сфинкс должен был его пропустить. А