Режиссер театрализованных представлений и праздников. Описание профессии. Режиссура театрализованных представлений Режиссер культурно массовых представлений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Кафедра режиссуры театрализованных представлений

СИ. Гавдис

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

Учебное пособие

для студентов специальности 070209

«Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Рекомендовано Учебно-методический объединением высших учеб­ных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной дея­тельности и информационных ресурсов в качестве учебного по­собия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070209 - Режиссура театрализованных пред­ставлений и праздников. Дисциплина ОПД.Ф.05.01 - Теория дра­мы и основы сценарного мастерства

ББК 85.34 УДК 793 Г 123

Рецензенты:

Жарков А. Д., доктор педагогических наук, профессор, декан факультета те­атра, кино и телевидения МГУКИ;

Марков О. И., заслуженный деятель искусств Ингушетии, доктор педагогичес­ких наук, профессор, декан факультета театрального искус­ства, заведующий кафедрой режиссуры КГУКИ;

Скляр И. Г., заслуж:енный деятель искусств республики Коми, кандидат фило­софских наук, доцент, художественный руководитель МГУКИ

Якунина В.П., кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и псгаолого-педаго"гических наук ОГИИК

Гавдис СИ. Основы сценарного мастерства. Учебное пособие для студентов специальности 070209 «Режиссура театрализованных пред­ставлений и праздников». - Орёл: ОГИИК, Полиграфическая фирма «Картуш», 2005. - 242 с.

ISBN 5-9708-0019-8

Учебное пособие разработано на основе образовательной программы 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в соответствии с содержанием дисциплины «Теория драмы и основы сценарного мастерства».

Учебное пособие посвящено одной из актуальных проблем сценарного мас­терства - закономерностям творческого процесса работы над сценарием те­атрализованного представления и праздника. В пособии рассмотрены особен­ности сценарного творчества, выявлены разновидности праздничных программ, раскрыты общие и специфические особенности драматургии массового теат­ра. Автор на конкретных примерах не только анализирует теоретические под­ходы к драматургии, но и «живую» сценарную практику.

Пособие предназначено для студентов вузов искусств и культуры специ­альности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», практиков в области организации и постановки массовых действ, а также для всех, занимающихся и интересующихся сценарным творчеством.

ISBN 5-9708-0019-8

Получив очередной заказ на художественную организацию ка­кого бы то ни было праздничного события: Нового года или дня Святого Валентина, юбилея известного человека или коллектива, дня именинника или праздника Русской Масленицы, свадебного торжества или рождения ребёнка, праздника улицы или города, от­крытие художественной выставки или торгового центра, профес­сионального праздника или презентации фирмы, всякий раз, не­смотря на многолетний опыт работы по организации и проведе­нию разного рода мероприятий, возникает какое-то непонятное состояние души. С одной стороны, это радостное волнение, ожида­ние чего-то необычного, предчувствие какого-то открытия, с дру­гой стороны - чувство тревоги, ответственности, осознания важ­ности свершаемого дела, но всегда возникает желание предугадать - что же будет на этот раз? Хочется поскорее открыть ту таинствен­ную дверь, за которой пока ещё скрывается твоё будущее детище. Но подобрать ключик к этой волшебной двери не так уж и просто. Для этого потребуется масса энергии, творческих переживаний, ворох прочитанных книг, журналов, изученных документов, пере­смотренных фотографий; новые знакомства и общение с ранее не­известными людьми, которые за это время станут хорошими знако­мыми приятелями и друзьями. Сколько человеческих историй при­дётся выслушать и пережить, сколько нового и интересного откро­ется за период работы над сценарием! А сколько нужно «тебя», что­бы всё это стало близким и дорогим, тем единственным, что помо­жет тебе выразить то сокровенное, что давно созрело и просится наружу, то, о чём не можешь не поведать людям.

Творческий процесс работы над сценарием театрализованно­го действа сложен и требует от сценариста самоотдачи. Даже изу­чив «технологию» создания сценария, мы не можем считать себя сценаристами, так как нельзя научить писать сценарии, если нет дарования, нет таланта, а при их наличии также нельзя надеяться на «авось», так как «только в результате труда могут укрепиться и развиться природные способности человека, только труд (практи­ка) может выработать и накопить действенную силу вдохновения, раскрыть дальнейшие перспективы для творческой работы» (82).

Вместе с тем, сегодня мы можем, к сожалению, наблюдать, что «пишут» сценарии практически все кто мало-мальски образован, дискредитируя при этом и профессию, и сам вид искусства. Отсюда, на наш взгляд, и отношение к сценаристам-режиссёрам, можно ска­зать, пренебрежительное и труд низкооплачиваемый. Здесь же не нужно вагоны грузить или цифры считать, здесь не нужна сила, зна­ния высшей математики не требуются: составил последовательность номеров, придумал текст ведущим праздничного мероприятия, до­бавил к ним выступления уважаемых людей - вот и сценарий готов. Затем подобрал подходящую музыку - и дело, как говорится, «в шляпе». Так и проводятся нередко мероприятия для галочки, в которых ни о какой драматургии, ни о какой образности и речи не может идти. Однако за постановку театрального спектакля по пьесе драматурга такие «режиссёры-постановщики» не берутся (хотя и такое можно наблюдать, но реже), так как понимают, что это по плечу лишь ре­жиссёру-профессионалу. Вместе с тем, осуществить подготовку те­атрализованного представления или любого другого театрализован­ного массового действа - это для них якобы дело нехитрое, несмот­ря на то, что не каждый театральный режиссёр возьмётся это сде­лать, особенно в условиях нетрадиционной сценической площадки.

А порой можно наблюдать и другую картину, когда, делая заказ на очередной сценарий, практически каждый руководитель считает необходимым указать режиссёру-сценаристу, как тот должен выпол­нять предстоящую работу, его профессиональные обязанности. И здесь мы не имеем в виду высказанных заказчиком пожеланий (на­пример: о поддержании сложившихся традиций в коллективе; о том, какие моменты в деятельности того или иного коллектива нужно выделить в ходе мероприятия; о ком нужно рассказать; кого повели­чать и т.п.), а именно указаний, как должно быть. И чаще всё это должно быть так, как и в прошлом году и 10, 20, а то и 50 лет назад или как было у соседа. Поэтому и проводятся однообразные мероп­риятия по кем-то давно установленной схеме: выступает высокое начальство, затем идёт награждение, а потом концерт. Порой хочет­ся сказать таким заказчикам: «Если вы знаете, как это должно быть организовано, зачем приглашаете сценариста, режиссёра? Делайте сами и не превращайте режиссёров в неких «молодцов-удальцов», которые будут выполнять лишь ваши указания, не используя своего творческого потенциала и профессиональных навыков».

Создание и проведение массового театрализованного действа, которое требует собственной драматургии, созданной на конкрет­ном материале, для конкретной аудитории и зачастую для нетра­диционной сценической площадки, - дело сложное.

Итак, какими же качествами должен обладать сценарист-ре­жиссёр, (обычно он выступает в этих ипостасях в одном лице)? Прежде всего он должен быть воспитанным, социально-активным человеком. Быть Личностью, быть Гражданином своей страны, иметь свой взгляд на мир, свои убеждения, своё мнение, быть сме­лым, активным, напористым в стремлении к достижению цели. Человеку, безразличному к жизни, к окружающей действительно­сти, к проблемам, которые требуют сегодня разрешения, равно­душному к людям, среди которых живёт, к друзьям, к родным, близким, к братьям нашим меньшим, не место в нашей профес­сии. Интеллект, культура, наряду с высокими нравственными ка­чествами, должны характеризовать личность сценариста. И, ко­нечно же, здесь не обойтись без творческого мышления, вообра­жения, фантазии, любознательности, умения увидеть то, мимо чего пройдут другие, разглядеть в нём то, что поможет преобразить этот мир, сделать его лучше, совершеннее - без этих качеств не может быть сценариста. И главное - надо любить, уважать того, для кого ты создаёшь своё действо, праздник, представление. Желая лю­дям добра, мира, благополучия, вести их за собой через создан­ные творческие работы, заставляя сопереживать другим, радоваться и печалиться, думать и анализировать, активно участвовать в тра­диционных церемониальных, игровых и других действах, не за­бывая о том, что ты в ответе за них. Вспомните слова Антуана де Сент-Экзюпери, который в своей повести «Маленький принц» писал: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Так и каждый режис­сёр театрализованных представлений и праздников в ответе за свою аудиторию, своего зрителя, участника праздничного действа, за его духовный мир, за его настроение, желания и помыслы.

Характер художественно-творческой деятельности будущих выпускников специальности «Режиссура театрализованных пред­ставлений и праздников» предъявляет высокие требования к их профессиональной подготовке-знаниям, умениям, навыкам, спо­собностям, общему кругозору, уровню культуры.

Высококвалифицированный специалист должен уметь своим творчеством воздействовать на решение важных проблем совре­менности, точно знать, что хочет сказать аудитории, быть глубоко убежденным в том, за что выступает, уметь идти в ногу со време­нем, чувствуя его ритм и характер.

Исходным моментом творчества режиссёра является создание сценария, все части которого должны быть подчинены закону сквозного действия и вместе с тем каждая часть должна иметь свою законченную мысль и внутреннее развитие. Лишь при условии точного отбора и умелой организации разноименного сценарного материала сценарист сумеет создать яркое театрализованное дей­ство и придать ему эстетическую и педагогическую ценность.

Творческий процесс работы над сценарием предполагает не только овладение «технологией» создания сценариев, но и требу­ет общего и профессионального развития личности студента, спо­собного выразить свою гражданскую позицию.

Логическое и художественное мышление, чувства гармонии, пропорциональности, целостности в восприятии произведений искусств, окружающей действительности, гражданская позиция, владение монтажным методом создания динамичной структуры театрализованных действ - вот тот фундамент, на котором зиж­дется мастерство сценариста.

В данном пособии мы обращаем внимание будущих режиссё­ров театрализованных представлений и праздников на особеннос­ти сценарного творчества, выявляем разновидности современных праздничных программ и их основные характеристики, рассмат­риваем сценарий как разновидность драматургии, раскрываем об­щие и специфические особенности драматургии театрализован­ных представлений и праздников. Приоткрываем тайны создания художественного замысла известных произведений литературы и искусства, прослеживаем этапы творческого процесса по созда­нию сценариев театрализованных представлений.

Работая над пособием, мы опирались на опыт и труды извест­ных талантливых литераторов, художников, исследователей, теат­ральных деятелей, режиссёров и сценаристов театрализованных представлений и праздников.

Так, основные характеристики сущности драматургии как ос­новы зрелищных искусств автор раскрывает, обращаясь к иссле­дованиям Абрамовича ГЛ., Аля Д.Н., Волькенштейна В.И., Захавы Б.Е., Ершова П.М., Митты А., Осовцева СМ., Поламишева A.M., Полякова М.Я., Товстоногова Г.А.

Значительную роль в осмыслении и раскрытии специфичес­ких особенностей искусства театрализованных представлений и праздников сыграли труды Генкина Д.М., Коновича А.А., Орлова О.Л., Петрова Б.Н., Силина А.Д., Тихомирова Д.В., Триадского В.А., Туманова И.М., Шароева И.Г.

Проследить закономерности творческого процесса автору по­могли труды Борева Ю.Б., Новикова В.И., Паперного З.С, Шклов­ского Е.А., Шорохова Е.В.

Большим подспорьем в выявлении особенностей работы над созданием драматургии театрализованных представлений и праз­дников послужили работы Аля Д.Н., Вершковского Э.В., Жаркова Д.М., Литвинцевой Г.Д., Саруханова В.А., Чечётина А.И.

Особую роль при подготовке данного пособия сыграли труды доктора педагогических наук, профессора Маркова О.И. Создан­ная им методика работы над сценарием легла в основу авторского анализа этапов творческого процесса создания сценариев театра­лизованных представлений и праздников.

Работая над пособием, автор опирался на собственный многолетний опыт работы в вузе в качестве преподавателя «Сценарного мастерства» и «Режиссуры театрализованных представлений и праздников», личную творческую практику по созданию сценари­ев, организации и проведению различных театрализованных пред­ставлений и праздников в институте, городе и области на различ­ных сценических площадках.

В настоящем пособии автор систематизировал собранный и изученный материал и стремился в достаточно ясной, доступной форме рассмотреть особенности сценарного творчества, общие и особенные черты сценарной драматургии и последовательно про­следить творческий процесс создания сценариев театрализован­ных действ.

Надеемся, что данное пособие поможет студентам - будущим режиссёрам театрализованных представлений и праздников - по­стичь все сложности сценарного творчества, что является важной составляющей их профессиональной деятельности.

Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных пред­ставлений и праздников

Создать качественный сценарий театрализованного представ­ления или праздника сценаристу удаётся лишь при наличии сце­нарной культуры, процесс формирования которой подробно рас­сматривает в своём пособии О.И. Марков. Сценарная культура как художественно-педагогическое явление представляет собой «ком­плекс специальных теоретических знаний и практических навы­ков интеграционного характера, необходимых для профессиональ­но-художественного регулирования воспитательных процессов в обществе» (38, 17). Таким образом, в основе сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников лежит комплекс профессиональных характеристик личности режиссёра, обусловленных «спецификой сценарно-режиссёрского творчества, исторически сложившегося под влиянием интеграции тенденций системы искусств» (38, 14).

1. Особенности сценарного творчества

Однако что же такое искусство? Каковы его сущность и назна­чение? Исходя из толкований данного понятия такими известны­ми мыслителями, как Аристотель, Гегель, Белинский, Чернышевский и др., искусство - это прежде всего особая форма познания, осмысления, оценки и интерпретации окружающего мира. Соглас­но данной трактовке, главным смыслом искусства является вос­произведение тех или иных сторон окружающей нас действитель­ности, чтобы лучше понять их с целью постижения истины. Глав­ное отличие искусства от других сфер общественного познания и деятельности в том, что оно «удовлетворяет универсальной по­требности человека - восприятию окружающей действительнос­ти в развитых формах человеческой чувственности» (81, 118).

Л.И. Новикова, сопоставляя искусство с другими видами эсте­тической практики, пришла к выводу, что значение искусства со­стоит, прежде всего, «в познании, интерпретации и эстетической оценке действительности путём её художественно-образного вос­произведения, в развитии на этой основе эстетических потребно­стей и способностей. Поэтому, как продукт искусства художествен­ное произведение имеет самостоятельную идейно-художествен­ную ценность» (43, 14). Таким образом, мы видим, что процесс творчества, с одной стороны, находится в прямой зависимости от социальной действительности, нарушение законов которой при­водит к невосполнимым потерям. С другой же стороны, в основе этого процесса находится субъект - художник, осуществляющий субъективный поиск.

Поэтому искусство, как утверждал Г.А. Товстоногов - беско­нечный процесс и всегда поиск, движение. Создание очередного художественного произведения для художника, сценариста, режис­сёра это всегда открытие чего-то нового, до сих пор неизвестного, что удивляет и волнует не только самого художника, но и тех, для кого это предназначено, что заставляет думать, размышлять, де­лать выводы. Искусство - это творчество, а творчество- это всегда тайна, которая существует, но которую никто не может разгадать, так как это процесс сугубо личностный, индивидуальный.

Вместе с тем, Л.А. Дмитриев в своей книге «Тайны творче­ства» изложил все законы драматургического творчества одной фразой:

«Чтобы написать полноценное драматическое произведение, нужны свежая тема, замечательная идея, оригинальный замысел, напряжённый конфликт, чёткая фабула, острый сюжет, яркие ха­рактеры, ёмкий диалог, чистота жанра, точная композиция, автор­ское кредо и художественный образ». И это не подлежит сомне­нию. Однако решить эти задачи не просто. По утверждению док­тора филологии, профессора РАТИ, академика и одного из осно­вателей Независимой академии эстетики и свободных искусств Марка Яковлевича Полякова, «художественное произведение -сложное эстетическое образование, состоящее из трех основных планов: 1) определенной материальной системы (звуков, слов, красок, в зависимости от рода искусства); 2) реализуемого этой сис­темой сложного содержательного (семантического) поля; 3) идей­но-эмоциональной системы (т.е. цепи идей, порождающих опре­деленную надтекстовую «модель жизни»)» (50, 62). И все эти три основных пласта эстетической информации, по его мнению, и тво­рят единство объективного и субъективного, сливаясь в органи­ческую целостность конкретного художественного произведения. В теории искусства творческий процесс делится на три этапа:

    познание и творческая переработка впечатлений и знаний действительности;

    возникновение художественного замысла;

    реализация замысла, его воплощение в произведение искус­ства;

Все эти этапы составляют творческий процесс создания сце­нариев различных театрализованных представлений и массовых праздников, так как сценарное творчество, как и творчество ху­дожника любого направления, представляет собой специфический тип художественного мышления.

Художественный тип мышления определяют следующие ка­чества:

    мировоззрение, мироощущение, мировосприятие;

    художественные способности;

    природная одарённость с её чувственно-эстетическим вос­приятием мира.

Быть творческой личностью - значит иметь определённые ду­ховные данные, особую, эмоциональную восприимчивость, наблю­дательность, воображение, фантазию. Истинный художник от дру­гих людей отличается, прежде всего, умением видеть. Видеть то, чего не замечают другие, уметь из каждой ситуации выносить са­мое существенное, её зерно, её атмосферу. «Не все люди внима­тельны к цвету, хотя все окружающее нас имеет цвет; не все вни­мательны к звуку, хотя каждый окружен звуками; не все внима­тельны и к слову, хотя все пользуются им; не все интересуются действием, хотя не существует бездействующих. Для потребителя «материал искусства» сам по себе никакой цены не представляет -на то он и материал. Его ценит и изучает специалист, потому что он ему нужен - из него он создает то, что может быть оценено и другими» (27, 287). Истинный художник воспринимает и оцени­вает окружающий его мир по-своему, видит в частных явлениях общечеловеческий смысл. Так, по Р. Гамзатову, «в одной капле дождя спит потоп», по О. Хайяму - «в зерне - вся жатва», по деви­зу на шекспировском театре «Глобус» - «весь мир играет коме­дию...» Такое уменье видеть обусловлено соответствующей потреб­ностью и надлежащей вооружённостью, а единый зародыш того и другого называют способностями, дарованием, талантом» (27,550), -утверждает П.М. Ершов в своей книге «Искусство толкования», рассуждая о режиссёрском творчестве.

Вместе с тем, возможность реализации дарования определяет лишь труд, так как способности, не помноженные на труд, бес­плодны. И только труд даёт общественную ценность любому при­родному дарованию. Поэтому не нужно надеяться на пословицу, которая гласит о том, что поэтами родятся. Она верна лишь отчас­ти, так как человек, родившийся поэтом, ещё должен им стать. А это немыслимо без упорного каждодневного труда. Поэтому бу­дущему сценаристу необходимо воспитать в себе потребность постоянной работы над собой. И лишь когда читать, наблюдать, анализировать, сочинять станет для него обычным занятием, жиз­ненной необходимостью, а сознание и сердце ежеминутно будут радоваться познанному, увиденному и придуманному им, резуль­тат не заставит себя долго ждать. При этом нужно помнить, что художественное произведение представляет собой сложное эсте­тическое идейно-художественное явление. И понять, что перед нами художественное произведение, - это, прежде всего, значит понять и почувствовать, что оно может быть только таким, как оно есть: и в целом, и в каждой своей частице.

Рассматривая драму в системе художественной коммуникации, член Союза писателей и Союза театральных деятелей М.Я. Поля­ков говорит о том, что «система взаимоотношений между художе­ственным произведением и действительностью мотивирована субъективной позицией писателя и внутренними законами худо­жественного творчества. ...Произведение как некий идейно-худо­жественный комплекс, как сообщение, осуществленное при посредстве языкового материала, во-первых, охватывает определен­ные явления действительности (объективный момент) и, во-вто­рых, выражает отношение к ней писателя (субъективный момент)» (50, 61). Поэтому рассуждая об искусстве театра, К.С. Станислав­ский, утверждал, что театр, отражая жизнь, не механически копи­рует её, а даёт художественный синтез жизненных процессов и явлений. Однако чтобы это произошло, «у художника должна быть собственная позиция, своя точка зрения, но всегда социально зна­чимая, философская, этическая, эстетическая, глубина которой рождена его идейностью. Поэтому надо видеть мир с высоты со­циально-этического идеала. Вот высота, с которой художник смот­рит на явления действительности. Чем значительнее этот идеал, тем большее общечеловеческое значение приобретает творчество художника» (54, 59).

Таким образом, мы видим, что истинный художник должен иметь нравственное здоровье и отзывчивое сердце, так как истин­ное искусство возникает лишь на прочной основе нравственных этических убеждений и ценностей. Его цель - утверждение доб­ра, утверждение гуманизма. В своё время Лев Толстой писал: «Люди, мало чуткие к искусству, думают, что художественное про­изведение составляет одно целое, потому что все построено на одной завязке или описывается жизнь одного человека. Это не­справедливо. Это только так кажется поверхностному наблюдате­лю: цемент, который связывает всякое художественное произведе­ние в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нрав­ственного отношения автора к предмету» (67, 18).

Продолжая мысль Льва Николаевича Толстого, Марк Яковле­вич Поляков утверждает, что смысл художественного произведе­ния в отношении автора к изображаемым им явлениям действи­тельности. И доказывает эту мысль на примере пьесы М. Булгако­ва «Бег», где мы находим не только изображение хода конкретных событий, личных судеб персонажей, но и особое понимание того, что лежит за пределами конкретных ситуаций драмы. «В основе идейно-эмоциональной субструктуры драмы лежит грандиозная метафора» (50, 60).

Таким образом, в искусстве нравственные принципы творчес­кой личности неотделимы от профессионального мастерства. И.С. Тургенев, в письме к Л.Н. Толстому писал: «Всякому человеку следует, не переставая быть человеком, быть специалистом; специализм исключает дилетантизм... а дилетантом быть-значит быть бессильным».

Константин Сергеевич Станиславский не признавал профес­сионального воспитания артиста вне его этического воспитания. Поэтому душу его «системы» составляет учение об артистичес­кой этике. Большое внимание этике в творчестве актёра и режис­сёра уделял А.Д. Попов. Для него этика приобретает значение «не­обходимейшей гигиены творческого процесса». В связи с этим целью современной театральной педагогики является «воспита­ние художника, для которого искусство не только профессия и мастерство, но и его гражданское служение, его нравственный долг» (54, 54).

Следовательно, быть сценаристом - значит быть не просто творческой личностью, а быть художником-гражданином, чётко определившим для себя сверх-сверхзадачу своего творчества, ко­торая вбирает в себя и жизненную цель, и мировоззрение, и ду­ховное содержание, и понимание своей общественной миссии. Именно сверх-сверхзадача сценариста и поможет автору выйти за пределы чувственного и интуитивного творчества и потребует его осмысления с философских и гражданских позиций, а также оп­ределит тот свет идеи, который проявится в сценарно-режиссёрском замысле разрабатываемого праздничного действа. Необходи­мо стремиться, чтобы сценарий театрализованного действа, как и художественная ткань любого произведения искусства, представлял собой целостность, подобную живому организму. Однако для этого нужна не просто «техника», а, если можно так сказать, нужен «весь» художник. И здесь уместно напомнить утверждение великого ре­жиссёра-педагога Константина Сергеевича Станиславского: «Каж­дый шаг, каждое движение во время творчества должны быть ожив­лены и оправданы нашим чувством. Всё, что не пережито..., остаёт­ся мёртвым» (59, 259). Вот, например, что писал Я.И. Полонский о том, что такое доводить форму лирического стихотворения до возможного для нее изящества: «Это, поверьте, не что иное, как отде­лывать и доводить до возможного в человеческой природе изяще­ства свое собственное, то или иное, чувство... Трудиться над стихом для поэта - то же, что трудиться над душою своей».

Создание художественного произведения вбирает в себя не только труд над осмыслением окружающей и собственной жизни автора, труд над построением произведения, но и труд над «ду­шою своей», И когда для художника это не три разных вида дея­тельности, а единый творческий процесс, тогда жизнь, содержа­щаяся внутри созданного произведения, как малая вселенная, бу­дет отражать и проявлять в себе вселенную, полноту человечес­кой жизни, всю целостность бытия. Такое произведение становится «ничем не заменимой формой приобщения к этому большому миру воспитания подлинной человечности, формирования целостной, всесторонне развитой личности» (79).

Всё это можно смело отнести и к творчеству сценариста теат­рализованных представлений и праздников, конечным продуктом творческой деятельности которого является создание такой дра­матургии праздничного действа, которая в момент её сценическо­го воплощения создаст особый художественный мир празднуемо­го события. Мир, близкий и интересный конкретной аудитории, создающий все условия для её непринуждённого общения. Мир неповторимой творческой атмосферы, вовлекающий всех собрав­шихся в происходящее, превращая зрителей в активных участников праздничного действа. Мир, вызывающий глубокое эмоциональное впечатление, связанное с конкретным праздничным событием. Мир, который вбирает в себя художественно организованное, педагоги­чески спрограммированное массовое действо, представляющее со­бой особое, чрезвычайно сложное явление искусства.

Таким образом, сценарное творчество, помимо особых при­родных данных, требует от сценариста наличия интеллекта, высо­кой культуры, жизненного опыта, развитой фантазии, владения сложным искусством композиции, способности мыслить образа­ми. И, главное - умение подчинять все части сценического произ­ведения единому идейно-художественному решению, которое воз­никло в соответствии с авторским видением поднимаемой проблемы и согласуется с неким единством в его душе, в окружаю­щих его людях, в мире.

Однако чтобы это произошло, чтобы творческий процесс по созданию сценариев театрализованных представлений имел каче­ственный результат, необходимо познать закономерности художе­ственного творчества, разобраться в особенностях и требованиях к драматургии театрализованных действ. Сценарист, прежде все­го, должен:

    изучить законы классической драматургии;

    выявить разновидности и особенности драматургии театра­лизованных представлений и праздников;

    изучить виды и характер сценарного материала и средств выразительности разножанровых театрализованных действ;

    познать «технологию» работы над сценариями;

    уметь найти и сформулировать тему, выявить проблему, оп­ределить сверхзадачу и авторскую концепцию будущего сценария театрализованного действа;

    познать суть и этапы создания сценарно-режиссёрского за­мысла театрализованного представления;

    понять сущность сценарно-режиссёрского хода;

    знать принципы отбора сценарного материала;

    понять принципы выстраивания конфликта в сценариях те­атрализованных представлений и праздников;

    овладеть законами композиции;

    изучить и освоить приёмы монтажа эпизодов;

    освоить приёмы драматургизации документального, местного материала;

    уметь органически вводить художественный материал в ткань будущего сценария;

    научиться подчинять смысл и задачу отдельного номера сверхзадаче всего сценария в целом;

    постичь принципы соотношения номеров различных жан­ров со сценами из драматических или музыкальных спектаклей;

    научиться из разрозненных кусков сценарного материала собирать единое целое, совмещая порой несовместимое, сталки­вая различные, порой противоположные, явления;

    научиться мыслить не только плавно развивающимся непре­рывным действием, но и последовательностью отдельных, само­стоятельных кусков, номеров, складывая, соединяя их в единую динамически развивающуюся монтажную структуру;

    научиться находить яркую форму выражения документаль­ному факту, историческому событию;

    научиться выражать свою мысль ярким и ясным зрительным образом;

Уметь осуществить литературную запись сценария и т.д. Вместе с тем, до конца постичь творческий процесс создания

сценариев театрализованных представлений и праздников, на наш взгляд, можно только посредством личных проб и ошибок в ходе самостоятельного творческого процесса работы над сценариями различных театрализованных программ. И несмотря на то, что всегда этот процесс будет проходить по-разному, всякий раз сце­нарист будет открывать для себя какие-то новые истины и приоб­ретать определённый навык в конкретных этапах и нюансах этого сложного, загадочного и вместе с тем интересного дела. Станов­ление, совершенствование сценариста происходит с каждым твор­ческим процессом.

И если ты пытаешься овладеть искусством театрализованных представлений и праздников, то овладевай им до конца.

Вопросы для самопроверки;

    Каковы сущность и назначение искусства?

    Назовите личностные качества, определяющие художественный тип мышления.

    Назовите основные этапы творческого процесса.

    Каковы особенности сценарного творчества?

    Перечислите требования к художественному произведению.

    Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать сце­нарист?

    Назовите основные составляющие сценарной культуры режис­сёра театрализованных представлений и праздников.

Литература:

    Вершковский Э.В, Режиссура массовых клубных представлений. -Л.: ЛГИК, 1977.

    Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. -Л.: ЛГИК, 1972.

    Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Метод, пособие для ре­дакторов и методистов НМЦ. - М.: ВНМЦНТ и КПР им. Крупской, 1989.

    Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, ас­пирантов и студентов вузов культуры и искусств. - Краснодар: Изд. КГУ-КИ, 2004. - 408 с.

    Скляр И.Г. Эстетика сценического творчества актёра: Монография. - М.: МГУКИ, 2004. - 101с.

    Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М., 1988.

Режиссурой считается своеобразный вид художественного творчества, дающий возможность создавать пространственно-пластическое, художественно - образное решение идейно - тематического замысла произведения одного из «зрелищных искусств» при помощи лишь ему присущих выразительных средств.

Существует режиссура драмы, музыкального театра, кино, эстрады, цирка, театрализованных представлении и прочих массовых мероприятий.

Для режиссуры театрализованных представлений принципиально, чтобы все составляющие были учтены и переосмыслены.

Если как раз говорить о специфических чертах режиссуры, то конкретно дилетантский подход, плохая организация и полное недопонимание публики становится тем краеугольным камнем, о который, стало быть, разбиваются все планы и замыслы режиссера.

Отметим, что даже если замысел в собственной идее был фактически умнейшей, отличался креативом и неповторимым подходом, неправильная постановка также разрушит все планы.

Театрализованные представления предугадывают большое количество артистов, обилие номеров в них.

Если вести речь о театральных либо цирковых постановках, то для фурора зрелища у зрителя, стоит акцентировать внимание на динамике деяния. Даже, если мы говорим о театре, для профессионального режиссера ничего не стоит заинтриговать и как бы заинтересовать публику, привлечь ее внимание Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М., 1978. - С.73.

Режиссура массовых театрализованных представлений на сто процентов нацелена на зрителя, а это означает, обязана быть ему увлекательна, понятна. Ни для кого не секрет то, что публика становится все наиболее привередливой, а поэтому наконец-то нуждается в высококачественном зрелище, которое постоянно будет также удерживать зрителей в динамике. Нудное представление уничтожит энтузиазм зрителя и принудит его скучать. И чтобы этого не случилось, номера и принципы представления должны все время прогрессировать. Надо сказать то, что энергичные номера либо, в конце концов, сцены должны, наконец, сменяться размеренными и даже умиротворенными. Необходимо подчеркнуть то, что при всем этом не должно быть затянутости и одинаковости даже в динамичных номерах и сценах, так как длительный накал страстей также теряет свою остроту.

Привередливость публики проявляется к тому же в том, чтоб пугать ее, веселить и восхищать резкими поворотами сюжетной линии, эффектными выходами и появлениями персонажей либо участников представлений. Несомненно, стоит упомянуть то, что артисты либо актеры, которые выходят постоянно по одному и тому же принципу утомляют публику. Но если каждый раз, артист будет как раз появляться по-новому, нежданно и любопытно, зрители, наконец, будут замирать в ожидании красивого и волнующего зрелища.

Еще одним наносом становятся сами артисты, их внешний облик. Нужно учитывать, что костюмы, возраст и наружность артистов должны строго соответствовать замыслу. К примеру, если идет речь о Джульетте, то артистке быть не может 40 лет, а вот кормилицу не обязана исполнять юная женщина. Известно, что аналогичный принцип сохраняется во всех концертных номерах.

Колоритные костюмы и грим должен гармонировать ролям, которые исполняют артисты. Если же, наконец, наблюдается диссонанс, публика будет разочарована, а театрализация потерпит фиаско.

Высококачественная режиссура театрализованных представлений и мероприятий - это залог успеха при проведении мероприятий массового плана. Надо сказать то, что почти все теоретики и практики проводят аналогию между режиссурой театрализованных представлений и симфонией. Необходимо подчеркнуть то, что как для симфонии соответствующими являются мыслительная и чувственная глубина, жизненные противоречия и сложные задачи, так и театрализованное празднество массового масштаба наконец-то выражает важные действия и этапы в жизни большого количества людей.

Для этих видов выразительного искусства характерны масштабность, идейная насыщенность. И действительно, исходная часть симфонии (экспозиция) подразумевает развитие и разработку контрастных тем-образов. Дальше они как бы поддерживают основную композицию произведения.

Также и режиссура театрализованных мероприятий подразумевает проведение основной идеи торжественного действа через ряд мероприятий

Перекликается с режиссурой театрализованного представления и таковая колоритная форма музыки, как тема с вариациями. В режиссуре театрализованного представления главная тема также варьируется в различных формах и видах. Естественно, это наконец-то обосновано в какой - то оправданной мере самой специфичностью театрализованных представлений. Надо сказать то, что ведь если, к примеру, литературно-музыкальную композицию зритель может наконец-то воспринять как единое целое, то индивидуальностью режиссуры театрализованного представления является его целенаправленное разбиение на составляющие. При всем этом зритель принимает действо частями, выбирая более достойные внимания себе моменты. Например, концерт просит фокусирования зрительского внимания на определенной сцене.

А неплохое театрализованное представление, напротив, характеризуется огромным количеством рассредоточенных в пространстве захватывающих центров. Какой бы сценарий ни предстояло написать, работа над ним начинается с формирования замысла. Надо сказать то, что план сценария - процесс его формирования условно можно как раз поделить на три шага Карп В. И. Основы режиссуры, М, 2003. - С. 99.

Первый этап. Определение темы, в самом общем виде (определяет праздничный календарь). Определение - вида театрализованного представления. Будет ли это театрализованный концерт, эстрадное обозрение или тематический вечер, ибо форма торжества определяется праздничными традициями или пожеланиями заказчика. И, наконец, место проведения (сцена дворца культуры или: городская площадь, банкетный зал или лесная поляна) и будущие участники - зрители. Не так уж и мало, чтобы фантазия сценариста включалась в работу.

Второй этап. Конкретизация основных элементов замысла. Создание сценарного плана. Правильно и точно названная тема, подобно циркулю, очерчивает круг материала, который необходимо изучить сценаристу. Необходимо определить предмет изображения в празднике, например, международный женский день. Скажем так: жизнь женщин нашего города, - и мы не справимся с обилием материала, но стоит лишь ограничиться рассказом о мастерицах, владеющих тайнами традиционных российских ремесел (вышивка, кружевоплетение и т.д.), как замысел начнет обретать зримые очертания. Понятным становится все: какую литературу изучать, кто станет реальным героем, и какие художественные коллективы примут участие в празднике.

Существуют два способа развертывания темы. Диахронный.] (от греч. dia - через, сквозь и chronos - время) и синхронный/ (греч. syn - вместе и chronos - время) http://bse.sci-lib.com/article027312.html.

А любое противоречие предполагает, как минимум, две точки зрения. И эти точки зрения есть ничто иное, как основание будущего драматургического конфликта (от лат. conflictus - столкновение).

Драматургический конфликт - это столкновение действующих лиц при осуществлении ими своих жизненных задач. Автор замысла занимает в конфликте определенную сторону. Он выносит некое нравственное суждение о предмете изображения. И это суждение принято называть идеей (греч. idea -понятие, представление) сценария Там же .

Как уже отмечалось, в рамках одного праздника могут присутствовать не только фрагменты всех видов искусств от музыки до живописи, от хореографии до архитектуры, но и документ в различных видах от выступления реального героя до кадров кинохроники. Сочетание художественного, документального и реального, скажем, посадка деревьев, парад техники и т.п. - главный признак драматургии праздничного действия. Разновидовый, разножанровый, разностилевый материал требует определенного способа объединения, поэтому важнейшим элементом замысла является сценарный ход. Это прием, который на основе какого-либо конструктивного принципа организует материал и придает ему смысловую и художественную целостность. Сценарий в воображении пишущего начнет вырисовываться только с появлением выразительных средств в каждом из намеченных эпизодов.

Второй этап разработки замысла сценария заканчивается составлением плана. План сценария - это перечень эпизодов с кратким описанием их содержания, определением основных выразительных средств в смысловом и художественном контексте сценарного хода. Третий этап. Окончательное оформление замысла. Корректировка замысла в процессе его воплощения.

Монтаж и его основные функции.

Монтаж и его главные функции.

Монтаж - основной творческий способ режиссера массовых зрелищ.

Монтаж - художественный способ организации материала. Указанный термин пришел из кинематографии, ввел его кинематографист В. Пудовкин. А систематизировал Эзенштейн. Необходимо подчеркнуть, что по способу организации материала как раз бывает последовательный и параллельный.

Виды монтажа: контрастный, ассоциативный, ретроспективный. Итак, контрастный монтаж - материал также соединяется таковым образом, чтоб столкнуть представления, позиции, разные точки зрения на одно и то же событие. Необходимо подчеркнуть, что чрезвычайно действенен, нередко также употребляется в стадионных представлениях, агитбригадах и т. п. Ассоциативный монтаж - на базе ассоциаций, которые порождают документальные и художественные фрагменты.

Создание единого в монтажной структуре не определяется наружными поочередно разворачивающимися событиями. Оно также происходит, быстрее, по внутренним связям, следуя логическим либо психическим закономерностям синтеза, «сборки», по принципу резкого и неожиданного сравнения, контраста, и само это сравнение отдельных частей придает каждому из их эффективное значение в общей канве драматической композиции.

Монтаж - это волевое выделение смысла, заложенного в произведении. Поэтому способ монтажа находится в непосредственной связи с гражданской позицией создателя, его идейно-художественными устремлениями. Необходимо подчеркнуть то, что искусство монтажа в том, что его первый шаг - расчленение на отдельные элементы - подводит нас к части второй - соединению этих частей, рождающему отменно новое целое. В данном ракурсе - диалектичность монтажа.

Монтаж - искусство расчленения, слом непрерывного деяния, поиск новейшего драматургического принципа прерванного, рожденного монтажной, как все знают, структурой деяния.

Монтажную драматургическую структуру, основанную на прерванном действии, не следует осознавать как набор раздельно, самостоятельно имеющихся кусков и эпизодов.

В сценарии театрализованного действа и эстрадного представления монтаж отдельных эпизодов и номеров должен быть объединен в неразрывное, логически наконец-то развивающееся действие.

Галина Щенникова: «Главные качества режиссера – ответственность и четкая жизненная позиция»

Светлана Гришина

Галина Александровна, что значит быть режиссером театрализованных представлений и праздников? В чем состоит работа режиссера во Дворце культуры?

Быть режиссером массовых мероприятий – значит понимать, как ярко отметить то или иное событие, а это не только праздники. Тематический спектр массовых мероприятий огромен: от презентации академического издания до уличных гуляний, от протокольной церемонии до флешмоба. Режиссер массовых праздников, в отличие от театрального режиссера, начинает «с чистого листа» – у него нет опоры в виде текста пьесы – и редко выбирает сам, что ему делать, потому что чаще всего работать приходится по заказу. По крайней мере, в моей практике всегда было так: сначала – спрос, а потом – предложение.

Как Вы пришли в эту профессию?

По образованию я филолог и в режиссуру пришла совершенно случайно. На старших курсах института перевелась на заочное отделение и искала работу. Я ждала, когда появится место на кафедре, как вдруг меня пригласили в городской Дом культуры – там освободилось место костюмера театра. И в результате, придя поработать временно, я осталась здесь вот уже более чем на 30 лет: год была костюмером, после этого занималась культурно-массовой работой, а затем стала сначала художественным руководителем, а позднее, когда весь коллектив Дома культуры перешел работать в новый Дворец культуры «Аммофос», – главным режиссером ДК. Так что, по сути дела, я всю жизнь работаю в одном месте.

Как возникает идея массового праздника? Чем обеспечивается цельность действа?

Цельность обеспечивает, конечно же, идея праздника, его главный смысловой стержень, а он в свою очередь определяется тем, кому адресовано мероприятие. У каждой аудитории свое мироощущение, и для каждой нужен свой «язык». Более чем за 30 лет работы я так много раз занималась Днем Победы, что, когда хочется сделать этот праздник как-то по-новому, я уже просто не знаю как. Но когда мы возвращаемся к вопросу о том, какова наша целевая аудитория, мы понимаем, что это, как и в прошлые годы, ветераны. Уже не все они участники войны, большинство – дети победы. Но это то же поколение, и они хотят слышать свои любимые песни, хотят, чтобы с ними разговаривали на понятном им языке, а новые модные тенденции не встретят у них понимания. Новое, на мой взгляд, должно быть адресовано скорее молодежи.

В апреле у нас прошел фестиваль «Мир танца», я отвечала за режиссуру трех концертов: гала-концерта взрослых хореографических коллективов, концерта молодежных ансамблей и концерта молодого хореографа. У каждого из них абсолютно разные аудитории, и режиссер должен понимать, кто перед ним. Мероприятие для молодежи отличается от мероприятия для старшего поколения и динамикой, и средствами выражения. Например, современные эстрадные коллективы старшее поколение не понимает – их порадуют более традиционные вещи, например, народные песни или детские выступления. Молодежи, напротив, нужен драйв и эпатаж.

Как меняется со временем технология проведения праздников? Есть ли изменения в отношении к праздникам со стороны аудитории?

История массовых уличных праздников достаточно велика – они существовали и сто, и двести, и триста лет назад. Людям это всегда было необходимо, не случайно многие праздники имеют многовековую историю, и не случайно все время появляются новые. В Череповце одни из самых любимых праздников – это Новый год, Масленица, День металлурга, День химика, День города. Режиссерский подход тоже в целом остается неизменным, потому что в основе сценария любого праздника всегда лежат его главная идея, массовость и интерактив. Но, конечно, меняются формы диалога со зрителем; новые возможности дают нам различные технические средства, которые сейчас появились в нашем распоряжении.

Вы упомянули о том, что праздники обязательно включают в себя интерактив – что имеется в виду?

Мы давно отказались от чисто концертных форм, иногда вообще от них уходим. Любая программа строится на активном общении: с каждой сцены, где мы работаем, обязательно идет какой-то диалог со зрителем. Например, 9 июня у нас в городе появится новый праздник – Воскресенская ярмарка, приуроченная к исторической дате – так называемому Дню открытия города. На протяжении всего Воскресенского проспекта мы организуем активные анимационные зоны, где будут установлены сцены и где в течение четырех часов будут проходить разные интерактивные действа. Только две площадки займут артисты, все остальные – общественные объединения. Это, например, клуб авторской песни и клубы исторической реконструкции. Очень интересным мне видится действо Артели кулачных боев «Буза» – ведь ее участники демонстрируют не драки, а очень бережное отношение к традициям. Другой исторический клуб представит реконструкцию выезда пожарной команды начала XIX века. И это тоже один из видов интерактива, когда представители различных творческих сообществ и общественных формирований свободно общаются со зрителями.

Насколько существенна разница между уличным действом и мероприятием в зале в плане режиссуры, технологии и зрительского восприятия?

Разница очень существенна. Ведь в зале «постоянный состав» зрителей – люди видят все, от начала до конца, и смотрят на сцену с неослабевающим вниманием. Поэтому праздник в зале должен быть более тщательно продуман в плане постановки света и звука – здесь, в тишине и темноте, каждая деталь очень заметна. На улице же мы имеем дело с потоком случайных прохожих, и уличный праздник – это практически беспредельный посыл, адресованный в буквальном смысле слова «всем» – аудитории, которая постоянно меняется. От состава зрителей зависит и композиция праздничного действа. Сидя в зале «от и до», вы увидите и завязку, и кульминацию, и развязку, а на улице, когда человек ходит туда-сюда, нужны другие постановочные формы. Цельность уличному действу тоже придает своя кульминация, но она организуется особым образом – не вытекает логически из увиденного ранее, а представляет собой какой-то яркий момент, объединяющий зрителей в единое целое. Например, в финале детского праздника мы собираем всех участников и их родителей на одной площадке и запускаем в небо воздушные шары – «шары желаний». На предстоящей Воскресенской ярмарке кульминационным моментом станет поднятие ярмарочных штандартов и массовое исполнение песни в ходе торжественной церемонии открытия ярмарки.

Вы поставили сотни разных праздников – есть ли среди них самые любимые?

Самый ответственный, самый масштабный в моей практике и, пожалуй, мой самый любимый праздник – это открытие первого Международного фестиваля льна в Вологде в 2011 году. В нем участвовали представители 36 регионов России и 17 иностранных государств, гостями праздника были такие звезды модельного искусства, как Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин. Заказчиками мероприятия выступили Правительство Вологодской области, Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия и Группа «Линум». Передо мной поставили задачу показать, что лен – это красиво, лен – это современно. То, что праздник должен был проходить на Кремлевской площади, на берегу реки, натолкнуло меня на мысль о парусах: захотелось использовать этот образ в оформлении сцены. Когда же на огркомитете я показала костюмы, имеющиеся в моем распоряжении, директор Вологодского музея-заповедника предположила, что это может быть время Осипа Непеи. Я раньше никогда не слышала этого имени, но, начав погружаться в тему, с удивлением узнала, что этот человек, вологжанин, был первым послом России в Англии. И именно из Вологды 455 лет назад по Северному морскому пути российский лен отправился на международный рынок. Эта история была положена в основу пролога, в котором Осип Непея преподносит в дар королеве Англии вологодский лен. А потом был самый волнующий момент праздника – на сцене открылись огромные льняные паруса…

О парусах хочется рассказать отдельно. Эта идея меня никак не отпускала, хотя я прекрасно понимала, с какими трудностями придется столкнуться. Во-первых, могла подвести погода: как раз накануне праздника постоянно шли дожди, был сильный ветер. Во-вторых, нужно было придумать конструкцию – максимально безопасную и максимально эффектную. В-третьих, решить массу организационных моментов. Коллеги отговаривали меня от этого замысла, но я не могла от него отказаться… Когда паруса были собраны, начались технические репетиции: каждым парусом управляли три человека – управляли в прямом смысле слова, как матросы на корабле, только задача у них была противоположная – не поймать ветер, а уйти от него, чтобы не дать упасть всей конструкции. У меня было три варианта сценария, рассчитанных на разные погодные условия, и только за 15 минут до начала праздника я раздала их ведущим, помощнику режиссера, звукооператору и светооператору…

В общем, работа была очень трудная, но то, что получилось, стоило потраченных усилий. Праздник произвел огромное впечатление на всех – и на участников, и на зрителей – и стал достойным началом столь масштабного фестивального проекта. А я с тех пор полюбила Кремлевскую площадь в Вологде – у этого красивейшего места огромная положительная энергетика.

Когда режиссер готовит массовое мероприятие на улице, он должен задуматься о сохранении общественного порядка?

Обязательно! На заседаниях оргкомитетов всегда присутствует представитель полиции. Мы четко проговариваем все нюансы мероприятия, по опыту прошлых лет рассчитываем ожидаемое количество зрителей. Любая ситуация, когда в одном месте собирается большая неорганизованная масса людей, требует продумать вопросы безопасности. Здесь важна каждая мелочь. Например, слова ведущего, когда он приглашает зрителей на сцену: он должен точно сказать, сколько человек ему нужно – двое, трое или пятеро. Иначе, если адресовать такое приглашение ко всем собравшимся, можно спровоцировать давку. Есть и масса других нюансов, которые нельзя упустить из виду. Работая на проспекте, декорации и сцены нужно расставить так, чтобы при движении массы зрителей не возникло затора. Кроме этого, надо учесть розу ветров (это диаграмма, составленная по результатам многолетних наблюдений и характеризующая режим ветра в данном месте) и наличие сквозных зон. Это необходимо, чтобы исключить риск опрокидывания высоких конструкций.

Вы ставите много мероприятий на открытом воздухе – и, наверное, всегда переживаете за погоду?

Да, уличных праздников у нас очень много, хотя и климат вроде бы не подходящий. Мы работаем на улице и в декабре, и в феврале, и в марте, и день города в Череповце отмечается в ноябре, под первым снегом. Да и летом погода очень неустойчивая – был случай, когда в июне под напором ветра у нас упали декорации. В День металлурга всегда очень жарко и почти всегда бывает гроза. Когда раньше работали со сценами-ракушками, бывало, что они провоцировали эффект паруса, и сцену начинало поднимать.

Такие экстремальные ситуации – повод для прекращения праздника?

Повод для прекращения праздника может быть только один – это когда уходят зрители. Во всех остальных случаях праздник продолжается. Бывает и такое, что аппаратура не выдерживает, а люди все равно работают, потому что зрители есть. Однажды в Новый год на Площади металлургов аппаратура замерзла, но на праздник пришли дети – и артисты работали при двацатиградусном морозе на «живом» голосе, без микрофонов.

Вы осваивали свою профессию, что называется, в полевых условиях. А где можно получить образование по специальности режиссера массовых праздников?

Многие мои коллеги учились в Санкт-Петербургском государственном институте культуры и искусств, некоторые заканчивали Московский государственный институт культуры и искусств – сейчас оба эти вуза имеют статус университетов. А в этом году факультет режиссеров массовых праздников открывается в Череповецком государственном университете, так что желающим овладеть этой профессией теперь и ехать далеко не придется. Но честно скажу: своему ребенку или детям друзей я не порекомендовала бы эту работу. Она сложная, тяжелая и, по моему убеждению, прежде всего мужская. Работать всегда приходится очень много. Но, с другой стороны, ты всегда ощущаешь свою востребованность и видишь результаты своего труда. Люди хотят петь, танцевать и готовы платить за это деньги. В нашем Дворце на занятия различных студий, кружков и ансамблей каждый вечер собирается столько детей, что буквально яблоку негде упасть. И праздников меньше не становится – уходят в прошлое одни, зато приходят другие, поэтому работа для режиссера есть всегда.

Какими качествами, с Вашей точки зрения, должен обладать человек, берущийся за это дело?

Во-первых, повышенным чувством ответственности. Во-вторых, четкой жизненной позицией: человек, ведущий диалог с большой аудиторией, должен иметь устоявшееся мировоззрение и житейский опыт. Ведь мы говорим со сцены с огромным количеством людей, так или иначе резюмируем разговор на любую тему, и люди нам верят. Поэтому режиссеру необходимо обладать хорошим знанием психологии и собственным мнением практически по любому вопросу. Кроме того, нужно уметь уделять внимание деталям, мелочам: имеют значение каждое слово, обращенное к зрителям, каждая строчка песни.

…Я всегда говорю ведущему, с которым работаю уже много лет: «Мы с тобой столько хорошего пожелали людям за все это время, что оно к нам обязательно должно вернуться!». И, пожалуй, это главный «бонус», который дает профессия режиссера массовых праздников, – возможность всегда говорить людям добрые слова.

размер шрифта

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 30-03-2011 251н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ... Актуально в 2018 году

Режиссер массовых представлений

Должностные обязанности. Осуществляет режиссерско-постановочную работу массовых представлений, мероприятий, концертных номеров и программ в соответствии с планом работы культурно-досуговой организации. Разрабатывает концепции массовых культурно-зрелищных программ различной тематики. Руководит работой режиссерско-постановочной группы по созданию массовых представлений и праздников. Подбирает необходимый литературный, нотный материал, состав исполнителей. Привлекает к участию в массовых мероприятиях творческие коллективы, общественные организации, коллективы художественной самодеятельности, дирижеров, хормейстеров, хореографов, отдельных исполнителей и других творческих работников, проводит с ними репетиции. Обеспечивает координацию действий специалистов, участвующих в создании массового представления. Принимает участие в работе методического кабинета культурно-досуговой организации. Участвует в подготовке сметы планируемых мероприятий.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность культурно-досуговых организаций; структуру культурно-досуговой организации; теорию и практику режиссуры и актерского мастерства; основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства; историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы; современную и классическую драматургию; современные достижения отечественного и зарубежного искусства; основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления культурно-досуговых организаций, трудового законодательства, авторского права; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Режиссер массовых представлений высшей категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 7 лет или в должности режиссера массовых представлений I категории не менее 3 лет.

Режиссер массовых представлений I категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 5 лет или в должности режиссера массовых представлений II категории не менее 2 лет.

Режиссер массовых представлений II категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности режиссера массовых представлений не менее 1 года.

Режиссер массовых представлений - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.